Уэйр Рут «Поворот ключа»
Кристина Старк "Гончие Лилит"
Новиков Владимир «Роман с языком»
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
2021-05-18 15:00



Главный герой произведения – начинающий режиссер Аркадий Дикобразов. Время действия – 1968 год. 
Аркадий снимает свой первый художественный фильм, сценарий которого написал сам. Опус незамысловат, Дикобразов это понимает. Сестры-близнецы, одна – хорошая, другая – плохая… Схема не новая. И все-таки что-то такое притягательное, некая изюминка в работе имеется, и коллега Аркадия – Валерий Волнистый – просит продать ему этот сценарий. Дикобразов отказывается, и тогда Валерий уговаривает приятеля пригласить на главную роль фильма свою жену – Варвару, которая должна будет создать образы обеих сестер. И ей это удастся: молодая женщина необыкновенно красива и столь же талантлива.
Неудивительно, что Аркадий влюбляется в героиню своего фильма, она отвечает ему взаимностью, несмотря на свой замужний статус. Но, увы, искать выход из сложившейся ситуации героям произведения не приходится: Варвара погибает при загадочных обстоятельствах, а затем – и муж ее…
Аркадий готов отказаться от дальнейших съемок, но складывается интересная ситуация: как будто бы сценарий про сестер-близнецов отчасти воплощается в реальную жизнь. Находится претендентка на роли кинофильма, как две капли воды похожая на Варю…
А, может быть, это и есть Варя? Подобная мысль неоднократно приходит в голову Аркадия Дикобразова. Ситуация (и вполне обоснованно) кажется режиссеру странной, неправдоподобной, и он пытается в ней разобраться, ведет собственное расследование.
Результат оказался ошеломляющим. «Что лучше – не ведать вовсе ничего или знать лишь чью-то версию?»- спрашивал себя Дикобразов. В его случае, вероятно, лучше было бы ничего не знать, потому что за разгадку тайны Аркадию пришлось заплатить дорого – взять грех на душу, самому преступить заповедь человеческую …
Книга Новицкого интересна и тем, что погружает читателя в атмосферу шестидесятых годов прошлого столетия.
Занятны, например, суждения современников Дикобразова о фильмах, которые для нас являются классикой отечественного кинематографа, а в то время они считались новыми – «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Адъютант его превосходительства» и другие. Впрочем, не только о фильмах и режиссерах рассуждают герои произведения, анализируют они и некоторые события 1968-го. Ввод советских танков в Чехословакию, например.
В книге представлены откровенные сцены (по-моему, их чересчур много), поэтому издание имеет маркировку 16+.
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, российская проза


2021-04-28 19:00



Книга непростой судьбы, как и многие у Стругацких. Но этой не повезло особенно. Поскольку это роман в романе, то раздирать на части ее начали сразу. И напечатали в региональных литературных журналах в разных концах огромного Советского Союза. Повесть, которую пишет в стол герой-писатель, то, что он называет «Синей папкой», выходила и отдельно под названием «Гадкие лебеди». Во всех собраниях сочинений есть. Мне удалось прочесть не менее уникальный вариант «Хромой судьбы» в журнале Нева. Там был «Град обреченный» в качестве тайного романа.
Мне нравятся оба варианта, перечитывала многократно, находя все новые и новые смыслы и объяснения простым вещам из жизни. Да и тема писательства мне стала близка необычайно, а потому истории авторских страданий над буквами задевают особенно сильно.
А еще в этой книге разбросаны по тексту биографические факты. Понятно, что первая любовь Феликса Сорокина, которую он вдруг вспомнил, девушка Катя, погибшая много лет назад, при обстреле, вымышленный персонаж. Но и налеты были, и смыкающееся кольцо блокады было. Для Стругацких тема войны непроходящая боль. И они умели показать это буквально в нескольких предложениях.
Невероятно колоритная писательская братия, временами похожая на змеиное кубло, – тоже из жизни. Наверняка многие даже узнавали себя. Некоторые, думаю, были неприятно удивлены, а может, сделали вид, что это не про них. Позволю себе цитату:
 
«Много-много лет назад, когда я был сравнительно молод, вполне внутренне честен и непроходимо глуп, до меня вдруг дошло (словно холодной водой окатило), что все эти мрачные и отвратительные герои жутких слухов, черных эпиграмм и кровавых легенд обитают не в каком-то абстрактном пространстве анекдотов, черта с два! Вон один сидит за соседним столиком, порядочно уже захорошевший, – добродушно бранясь, вылавливает из солянки маслину. А тот, прихрамывая на пораженную артритом ногу, спускается навстречу по беломраморной лестнице. А этот вот кругленький, вечно потный, азартно мотается по коридорам Моссовета, размахивая списком писателей, нуждающихся в жилплощади…
И когда это дошло до меня, встал мучительный вопрос: как относиться к ним? Как относиться к этим людям, которые по всем принятым мною нравственным и моральным правилам являются преступниками; хуже того – палачами; хуже того – предателями! Случалось, по слухам, что бивали их по щекам, выливали им на голову тарелку с супом в ресторане, плевали публично в глаза. По слухам. Сам я этого никогда не видел. По слухам, не подавали им руки, отворачивались при встрече, говорили резкие слова на собраниях и заседаниях. Да, бывало что-то вроде, но я не знаю ни одного такого инцидента, чтобы не лежало в его основе что-нибудь вовсе не романтическое – выхваченная из-под носа путевка, адюльтерчик банальнейший, закрытая, но ставшая открытою недоброжелательная рецензия».
 
Не устаю поражаться, насколько плотные тексты писали авторы. Сарказм и добрый юмор, горечь и боль. И при всем при том это же не просто будни писателя с ежедневной нормой букв, сплетнями в Клубе, бытовыми мелочами. 
Феликс Сорокин знает про себя, что с ним периодически случаются странности. Сюда втиснулась невероятная история с эликсиром бессмертия и отравленным соседом, встреча с унылым горбуном и переданная на хранение партитура Труб Страшного Суда. И самое занятное – это некая машина, якобы вычисляющая уровень таланта по текстам автора.
Сорокин все никак не может попасть в этот НИИ, где скромный сотрудник в синем халате, по имени Михаил Афанасьевич, расскажет ему про самый страшный, самый стыдный страх его, как писателя, как автора тайной Синей Папки. Какой? Не скажу. Читайте сами, потому что это только верхушка айсберга.
Вставленные попеременно главы из Синей Папки совсем не напоминают историю пятого прокуратора Иудеи, всадника Понтия Пилата, о нет! 
Виктор Банев тоже писатель, которому надоело прогибаться перед властями. Он в городе своего детства, заливаемом дождем, ненормальным дождем, неестественным. Здесь его бывшая жена и дочь, которая не просто отбилась от рук. Все дети этого безымянного города отбились от рук. А вот понять, что и как произошло, как это связано со всплеском их гениальности, со странными «мокрецами», которых сам Банев с детства привык считать  больными людьми, безобидными, когда они изолированы, – это вопрос вопросов.
Чем больше перечитываю, чем быстрее бегут годы, и копится личный опыт, тем более загадочной мне видится эта история. И тем менее я категорична. Там все настолько неоднозначно! И опять же при невероятно напряженном детективном сюжете. Придется прочесть, если вы до сих пор не сделали этого.
Тема невмешательства, тема влияния на будущее – снова и снова. И тема разделения человечества на тех, кто рванет ввысь, и тех, кто останется. Вертикальный прогресс. Рекомендую всем лекции о творчестве в исполнении Дмитрия Быкова. Он захватывающе азартно рассказывает обо всех тонкостях и подводных течениях творчества Стругацких.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: ХХ век, классика, роман


2021-04-28 18:00



Если вы хоть немного увлекаетесь популярной психологией, то, несомненно, вам знакомо имя Александра Свияша. Автор стал популярным ещё в 90-е годы прошлого века и выпустил более десятка книг с советами о том, как разобраться с жизненными проблемами и стать счастливым, спокойным, успешным. Темы его предыдущих изданий затрагивали проблемы здоровья, финансового благополучия, карьерного роста и межличностных отношений. Давайте заглянем в новую книгу Александра Свияша «Секреты людей, которые счастливы», изданную в 2017 году. Что же внутри? И о каких секретах идёт речь?
Казалось бы, все мы живём в мире изобилия. Но почему у кого-то всего в избытке, а у кого-то всегда чего-то не хватает? То денег, то здоровья, то личного счастья? И только у редких людей, счастливчиков, есть всё, что им нужно. Отчего или от кого это зависит? Как добиться того, чтобы стать любимчиком Жизни? Именно об этом мы и поразмышляем вместе с автором книги Александром Свияшем.
Широко известна фраза: «Жизнь учит…» И это не пустые слова. Существует ряд правил проживания в этом мире, нарушение которых ведёт к тому, что Жизнь преподносит нам уроки как учитель или воспитатель. И от того, как мы эти уроки понимаем и принимаем, зависит то, как наша дальнейшая жизнь сложится, и достигнем ли мы намеченных целей и успехов.
Книга содержит несколько разделов: «Как понять уроки Жизни», «Чистим свои проблемы», «Как остаться любимчиком Жизни» и «Как правильно формировать желанные события». Так что в процессе чтения  мы научимся самодиагностике накопленного негатива. Рассмотрим типовые «воспитательные» воздействия – уроки Жизни – в семье, на работе, в общении с детьми. Подумаем, что нужно делать, чтобы нас «не воспитывали».
«Секреты людей, которые счастливы» - это четвёртая редакция рукописи Александра Свияша, написанной  ещё в 1998 году. В этой книге собраны основные идеи, которые автор называет Методикой Разумной жизни. В последние годы она получила большое развитие во многих странах. Наработано много рекомендаций, есть масса примеров того, как жизнь людей меняется к лучшему в различных её сферах: в бизнесе, в работе, в семейной жизни.  Конечно, нельзя думать, что, прочитав данную книгу, вы сразу сможете кардинально поменять свою жизнь. И книга эта – не инструкция к срочному применению. Скорее, повод для раздумья и анализа.  У книг Свияша есть ещё одна особенность – глубокое побудительное начало. Читая её, обязательно захочется методики автора применить в собственной жизни. Автор и рекомендует своим читателям: «Попробуйте! Мы уверены, что вы не пожалеете затраченного времени и усилий. Ваша жизнь чудесным образом изменится, вы станете понимать причины происходящих с вами событий и сможете заказать себе такую жизнь, на какую у вас хватит смелости.  И вы её получите!»
 
Валерия Базлова
 

Ярлыки: отраслевая литература, психология


2021-04-28 17:00



Гордиться или каяться?
 
Должен признаться, что работы на исторические темы я разделяю на три категории. Есть книги, построенные на эмоциональной базе и оценочных суждениях, не являющиеся по сути своей ни правдой, ни ложью, а так, частным мнением автора. Среди источников таких работ также нередко частные дневники и письма, а вокруг документов – почти сплошная драматургия с интригующей интерпретацией. Вспомним хотя бы книгу «Распутин. “То Дело”» Э.С. Радзинского.
Вторая категория – книги, нарочито отстраненные от предмета исследования, рассматривающие разные точки зрения. Эта редкая категория среди популярных книг. Да и все равно без авторской позиции, конечно, не обходится.
Третья категория – книги что-либо доказывающие или опровергающие. Ценность этих книг зависит от аргументированности изложения и подобранного фактического материала. 
К третьей категории я и отнес исследование Игоря Пыхалова. Игоря Васильевича называют “историком-сталинистом”, но, по-моему, политические ярлыки тут не к месту. Автор очень тщательно работает с документами, фактами и очень аргументированно излагает свою точку зрения. Особенно ценно то, что Игорю Пыхалову важно не заклеймить кого-то, не разделить историков на “своих” и “чужих” по политическим предпочтениям, а докопаться до сути. Показательна критика книги «Война. Мифы СССР. 1939-1945» В.Р. Мединского. Вроде бы одно дело с В.Р. Мединским делают – мифы развенчивают, но для Игоря Васильевича этого мало. Он не нашел в книге В.Р. Мединского тщательности и аккуратности при анализе фактов, более того, выявил многие неточности и серьезные ошибки. (Этому посвящена глава 18 «Мифы против мифов?» книги Игоря Пыхалова.)
Интересна книга Игоря Пыхалова и тем, что показывает, как исторические мифы создаются. Например, “кавалерийский” миф, связанный с именем Ворошилова, который сказал: «Необходимо прежде всего раз и навсегда покончит с вредительскими “теориями” о замене лошади машиной, об “отмирании” лошади». Отсюда традиционно делали вывод, что Ворошилов имел в виду: танки не нужны, будем на лошадках скакать. Но, как подчеркивает Игорь Пыхалов, сказанные Ворошиловым слова были в том разделе его выступления, который посвящен сельскому хозяйству и относится к критике сокращения конского поголовья в результате коллективизации. Так что факт подмены понятия и создания мифа налицо. (Подробнее о кавалерии и механизации РККА – в книге Игоря Пыхалова.)
Вообще, автор «Великой оболганной войны» пытается ответить на следующие вопросы. Ковался ли “фашистский меч” в СССР? Была ли Красная Армия “обезглавлена”? Была ли советско-финляндская война поражением? Что есть правда, а что ложь о советских военнопленных, заградительных отрядах и штрафниках?
Книга имеет многостраничное приложение, посвященное штрафным частям Красной Армии.
В данном случае представлено 7-е (исправленное и дополненное) издание книги, которая может заинтересовать всех, кому небезразлична тема Великой Отечественной войны.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: военная тема, историческая литература, отраслевая литература


2021-04-26 10:10



Я покупаю Землю!
(Из представленной книги)
 
Роман американского писателя-фантаста Клиффорда Доналда Саймака (1904-1988) «Почти как люди» начинается интригующе. Обозреватель «Ивнинг геральд» Паркер Грейвс обнаруживает у дверей своей квартиры капкан, который, впрочем, оказывается вовсе не настоящим капканом, а чем-то похуже. Далее события развиваются весьма динамично и имеют несколько неожиданных поворотов. 
Рассказ ведется от имени Паркера Грейвса, который нагнетает атмосферу страха, пугает, но не так, чтобы совсем страшно, хотя и держит читателя в напряжении. Однако не надо забывать, что мистер Грейвс является одним из тех репортеров, которые никогда не отказываются от выпивки. Поэтому ужасы вроде бы можно было бы и списать на разыгравшееся воображение одурманенного алкоголем человека, если бы не ряд событий, связанных с куплей-продажей частной собственности. Эти события действительно требуют объяснения, но никак не могут быть объяснены в координатах привычной логики. Таким образом, парадоксально, но факт: вполне земные потрясения экономики становятся понятными только благодаря инопланетянам в виде черных шаров и говорящему космическому псу.
Итак, следуя за событиями захватывающего и остроумно написанного повествования, мы вдруг обнаруживаем проблему несовершенства механизма частной собственности. Ведь инопланетяне в романе Клиффорда Саймака пытаются захватить Землю не путем военных действий, а путем экономических махинаций. При этом они не нарушают законов и следуют традициям людей, считающих, что за деньги можно получить всё и даже больше. Недаром инопланетный махинатор бросает упрек человеку:
«Здесь, на Земле, вы вкладываете в деньги такой символический смысл, которым не обладает ни одно из известных мне средств обмена. Вы превратили деньги в символ могущества и добродетели, а их недостаток вызывает у вас презрение и даже считается чуть ли не преступлением. Деньги для вас – это мерило человеческих качеств, мерило успеха, почти что святыня».
Вообще, характеризуя американское общество начала 1960-х, Клиффорд Саймак написал такое, что, так скажем, осталось приложимым и к обществам других стран в более поздний период.
Возьмем высказывание о свободе прессы:
«Допустим, ...что торговля в упадке, что строительные компании обанкротились, что заводы начали выбрасывать рабочих на улицу, – так ведь пока окончательно не подопрет, в газете не появится об этом ни строчки».
Или еще цитата. Это малый бизнес привычно возмущается относительно политики государства:
«Как подумаешь о нынешней системе налогов, обо всех этих инструкциях, о вмешательстве правительства, так просто диву даешься, каким нужно быть изворотливым, чтобы в таких условиях вести дело».
А вот как оценивается деловой мир в целом:
«Деловой мир превратился в сплошные бухгалтерские операции, выполняемые машинами или людьми, очень похожими на машины своей бездушностью».
Но вернемся к сюжету романа. Когда деньги не пахнут, спасителями человечества становятся скунсы. Это не шутка. Точнее говоря, если и шутка, то самого Клиффорда Саймака. Как вы догадались, роман завершается почти что хэппи-эндом. Приключения остаются позади, и главный герой даже обещает «подгрести с нескромным предложением» к своей знакомой Джой, которая от него этого давно ожидает.
Ну а как это всё могло произойти, во всех подробностях узнайте из романа Клиффорда Саймака «Почти как люди».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: ХХ век, зарубежная литература, классика, фантастика


2021-04-20 10:00



“...Взявший меч от меча и погибнет”. 
 Евангелие от Матфея 26:52
 
Американский писатель Сидни Шелдон считался мастером интриги. Главные герои его произведений обычно люди разного социального статуса и общественного положения. Влиятельные политики и смелые юристы, успешные коммерсанты и блестящие врачи, ловкие журналисты и эксцентричные представители шоу-бизнеса. Одни пытаются отвоевать себе место под солнцем, другие - любой ценой сохранить статус “кво”, третьи - добиться справедливости, четвертые - отомстить. 
Триллер “Тонкий расчет” - это история взлета и падения умной, красивой и амбициозной американки Лесли Стюарт. Знакомство с известным адвокатом и кандидатом в губернаторы штата Кентукки Оливером Расселом перевернуло всю ее жизнь. Веселый, интеллигентный и привлекательный, он убедительно говорил и красиво ухаживал. Настоящий джентельмен, хоть и без гроша в кармане. Сложно в такого не влюбиться. Отношения развивались стремительно. Молодые назначили дату свадьбы и разослали приглашения. Но все рухнуло в одночасье: променяв чувства на карьеру Оливер тайно женился на дочери сенатора. Сначала Лесли казалось, что мир рухнул. Но затем глухая ярость разожгла в разбитом сердце жгучую ненависть. Теперь девушка мечтала лишь об одном - расквитаться с бывшим избранником. Зная, что деньги без ключа открывают любую дверь, она целенаправленно вышла замуж за богатого филантропа, владеющего малотиражной убыточной газетой. Под ее руководством за несколько лет это безнадежное малоинтересное издание превратилось в процветающий деловой вестник. Первый шаг на тропу войны был сделан.
 Магия слов неопровержима. Тщательно подобранные и правильно преподнесенные, они то лгут, то льстят, то рубят правду в лицо, то дарят надежду, то отнимают её. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Много лет Лесли скрупулезно собирала компромат, точно и хладнокровно нанося удар за ударом. Медленно, с упоением она раскрывала одну за другой темные тайны прошлого без пяти минут Президента Соединенных Штатов Америки. Что ни выпуск, то сенсация. Слепая месть отвергала любые доводы разума. С каждым разом обвинения становились все серьезнее, а публикуемые сведения - опаснее. Свято веря в свою правоту, Лесли упрямо шла к своей цели. Но не зря говорят: “Не рой другому яму...”.  И однажды настал тот день, когда тонкий расчет превратился в грубый просчет...
Как и все произведения Сидни Шелдона, данный роман отличается динамичным сюжетом и весьма неожиданным финалом, поэтому должен понравиться любителям остросюжетной литературы.
 
Александра Разина

Ярлыки: зарубежная литература, триллер


2021-04-19 15:05



"Немногие действительно свободны; все мы рабы идей или обычаев"
(Альфред де Мюссе)
 
"Дедейме" в переводе с горско-еврейского означает "мама". Как много значит это слово для каждого из нас! С самого рождения мама является главным человеком в нашей жизни, именно она даёт нам свою любовь и ласку, чувство защищённости, открывает нам дорогу в мир, прививает навыки, знакомит с обычаями.
Но что будет, если тебя отнять у мамы и передать на воспитание бабушке? А такое случается в горско-еврейских семьях. Слово мамы - закон! Если она решила, что её дочь должна отдать ей свою старшую дочь (т.е. для неё - внучку) на воспитание, то так и будет, никто не посмеет возразить. А о чувствах самой девочки, Шекер, никто не думает. Каково ей жить и называть своих папу и маму братом и сестрой. Для нас это непривычно и странно, а для горских семей - обычай. Вся жизнь Шекер уже запрограммирована наперёд, она повторит судьбу своей бабушки-мамы и дальше всё пойдёт по кругу. И этого никак не избежать.
Мама решает всё: кому какие подарки подарить (кто достоин, а кто нет), подыскать подходящего жениха дочке, а если надо, то и развести. И хоть сама она несчастлива в браке из-за бесконечной череды любовниц мужа, но держит, как говорится, "марку", жизнь с отцом - её обязанность и долг, который она выполняет несмотря ни на что. А как же, ведь столько детей вместе вырастили.
Немного грустно читать о жизни таких женщин, которые следуют обычаям своего народа в ущерб своему счастью. В этом романе нет как такового сюжета, это своего рода зарисовка жизни горских женщин, знакомство читателя с их нравами и бытом, когда понимаешь, что слово мамы - закон, а счастье... а счастье где-то рядом, ведь главное - это следовать традициям и в строгости воспитывать детей.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: современная проза, роман


2021-04-16



В маленьком армянском городке Берде умер старый каменщик Симон. Он прожил достойную жизнь, все его уважали. Правда, славился герой книги своими любовными похождениями. Но не торопитесь его осуждать, познакомьтесь с рассказами о женщинах, которых Симон когда-то любил. Они собрались в доме старого каменщика, чтобы проводить его в последний путь, и каждая из них благодарна ему.
Сильвия. В городке ее называли вдовая Сильвия, выражая тем самым отношение к бывшему мужу (живому) женщины.
Когда-то супруг Сильвии, занимая высокую должность и имея всюду так называемые деловые связи, объявил опостылевшую жену душевнобольной, отправил ее в лечебное заведение соответствующего профиля, лишил дочери.
Сильвия после всех этих событий вела замкнутое существование, в некоторых случаях странное с точки зрения бердцев.
Встреча с Симоном изменила ее жизнь, изменила собственное восприятие. Отношения с этим человеком стали для женщины счастливым талисманом: она вновь обрела дочь, стала бабушкой…
Утвердиться в жизни, поднять самооценку, разглядеть в себе личность помогла любовь Симона и другой женщине – Элизе. С ней произошла история, отчасти напоминающая выше изложенную.
Участь нелюбимой жены… Это очень тяжело для женщины. Элиза в таком случае не стала исключением. Бесконечное самокопание сформировало у нее личное неприятие, чему умело способствовал нелюбящий муж…
Встреча с Симоном заставила Элизу посмотреть другими глазами прежде всего на себя, на обстоятельства и тем самым изменить жизнь, понять собственную значимость.
И для Софьи знакомство с героем произведения оказалось очень нужным, хотя здесь другая история: Софья в отличие от тех женщин, о которых говорилось ранее, была любима своим мужем. Но бытие наше – штука сложная, и не торопитесь с выводами, потому что «именно из … печальных, радостных и полных страдания дней и складывается вся человеческая жизнь».
Не торопитесь осуждать Симона еще и потому, что собственная его судьба была очень непростой, и он пережил большую личную трагедию. А связана она с обычаем похищать понравившихся девушек… Печально, что предрассудки иногда оказываются сильнее чувств, сильнее разума.
Роман Н. Абгарян «Симон» - это трагикомедия, такая же, как наша жизнь; это книга о любви. Не бывает ничего случайного – ни встреч, ни расставаний, ни радости, ни горя. Для чего-то нужно каждое событие, каждое состояние души. Из таких нитей и ткется бесконечное полотно бытия…
 
Светлана Титова

Ярлыки: роман, современная проза


2021-04-14 12:12



(продолжение «Вам и не снилось» от дочери Галины Щербаковой)
 
Любите ли вы читать продолжения известных книг? Думаю, любопытство заставляет взять их в руки. И если продолжение написал тот же автор, что ж, чаще всего остаётся лишь вздохнуть: первая книга была интересней, вторая слабовата. Ну а если о любимых героях написал ещё и другой автор? Такие книги, как правило, с трудом принимаются читателями. Ну а если произведение особенно любимо, как повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось», то можно услышать такие фразы: «Не трогайте! Не хотим портить впечатление!».  Но… случилось то, что случилось.  Дочь Щербаковой Катерина Шпиллер написала продолжение повести, назвав её «Рома, прости!». Признаюсь, я, как и большинство читателей, с предубеждением взяла в руки эту книгу, размышляя, читать её или не читать. Но любопытство победило. Захотелось встретиться с любимыми героями и вместе с автором новой повести пофантазировать, как они прожили дальнейшие после окончания школы годы.
Скажу сразу, я не пожалела, что её прочла. Но, рекомендуя книгу, всё-таки хочу предупредить будущего читателя о её особенностях. Напомню, продолжение повести «Вам и не снилось» написано не Г. Щербаковой, а её дочерью. И видение героев значительно отличается от тех лирических светлых образов влюблённых школьников. Мы встречаемся с уже известными персонажами через 15 лет с того времени, который описан в финале повести «Вам и не снилось». По версии Катерины Шпиллер, Ромка после падения из окна остался жив,  и они с Юлей наконец-то поженились.  Обычно на этой точке – свадьбе – и заканчиваются все сказки про любовь. Е. Шпиллер же предложила нам посмотреть, что же будет дальше, выживет ли любовь в разнообразных испытаниях, и придумала собственную версию. Не буду пересказывать сюжет. Скажу только, что версия довольно жёсткая. Читатель не найдёт в новом произведении той акварельной лирики, которая заполняет всю повесть Г. Щербаковой. Время поменяло и самих героев, и их чувства. Да и дело происходит в сумасшедшие 90-е годы прошлого столетия, когда менялось и рушилось всё – от политики до сознания людей. В повести мы встретимся не только с Юлей и Ромой, но и с их родственниками, с повзрослевшими одноклассниками, с учительницей Татьяной Николаевной, не переставшей общаться со своими бывшими учениками. Судьбы всех описываемых писательницей героев окажутся переплетёнными, а финал неожиданным для читателей.
Читать ли эту книгу? Решайте сами. Не хотите портить впечатление  от рассказанной нам ранее истории любви Юли и Ромы – не берите в руки. Ну а если любопытно, найдите в библиотеке, познакомьтесь. Я прочла её с большим интересом. Сюжет придуман неожиданный, язык повествования яркий, бойкий. Вот только одно жалко, что нам предложена лишь одна версия развития событий. Было бы интересно прочитать продолжение повести «Вам и не снилось» в более позитивном варианте. Может быть, найдётся такой автор?
 
Валерия Базлова

Ярлыки: современная проза, российская проза


2021-04-12 13:00



В своей новой совместной книге «Шок-школа» хорошо известный писательский дуэт Татьяны Устиновой и Павла Астахова, эксперта в области гражданского права, вновь поднимает актуальную острую тему, в этот раз касающуюся вопросов образования. Довольно часто со всех сторон мы слышим жалобы на жизнь и на низкий уровень общественного сознания. Откуда же берутся такие люди, для которых моральные и нравственные ценности стоят значительно ниже любви к материальным благам? Психологи утверждают, что основные понятия, сопровождающие человека на протяжении всей жизни, формируются в детстве, в детском саду и начальной школе.  Ребенок учится у взрослых, воспринимая не слова, а именно поступки. И если ребенок видит, что отношение к нему основано на социальном положении и материальном благосостоянии его родителей, а не на его личных качествах, то и установки для будущей жизни он получает соответствующие.  
Как и большинство родителей, Наталья, родная сестра судьи Елены Кузнецовой, хотела для своего ребенка самого лучшего, поэтому отправила сына учиться в первый класс элитной школы, известной как Шок-школа. Конкурс в эту школу составлял 8 человек на место, а оплата была такая, что можно было проучиться на эту сумму год в платном университете. В основном туда принимают детей хорошо обеспеченных родителей, владельцев немаленького бизнеса и публичных личностей. Но у Натальи-то нет своего бизнеса, она вынуждена работать целый день, и в отличие от жен бизнесменов, она не может надевать кучу бриллиантов с утра, чтобы сверкать как новогодняя елка. Поэтому ей и ее сыну сложно вписаться в «школьную атмосферу», особенно когда становиться известно, что дети в школе поделены на три категории. В третью категорию входят дети из обычных семей, которые сами смогли пройти нужные тесты, независимо от положения и благосостояния родителей. Как ни странно, именно они являются кандидатами на отчисление, если появляется кто-то из богатых и высокопоставленных, кто хочет получить место в этой школе для своего ребенка. Намеренное занижение и завышение способностей, поборы, выполнение заданий вместо учащихся, подставы для несогласных с политикой школы учителей вплоть до увольнения – вот чему может научить ребенка эта элитная школа. Причем при отчислении ребенка деньги, заплаченные  за год обучения, не возвращаются, даже если ребенок проучился меньше месяца.
Стоит ли такое обучение в школе потраченных денег и здоровья самого ребенка? Этот вопрос и должна рассмотреть в суде судья Елена Кузнецова, а какое решение будет принято в итоге, вы узнаете, если прочитаете новую книгу Татьяны Устиновой и Павла Астахова «Шок-школа».
 
Диана Байкова

Ярлыки: роман, российская проза


2021-04-08 17:00



«Жила-была младшая принцесса, и все ее любили»
(Из книги автора)
 
Я познакомилась с творчеством Петрушевской сразу после перестройки. Тогда ее тексты поразили своей мрачностью и безнадежным настроем.
Но спустя пару-тройку лет она выдала замечательные «Новые сказки», невероятно остроумное действо. Для середины девяностых это был просто глоток свежего воздуха после кровавых боевиков, мрачных детективов, безысходной прозы и не самой веселой действительности. 
Смесь реальности и сказочного пространства она творит и до сих пор. Никому не нужный котенок становится талисманом, вестником перемен, настоящим Котенком Господа Бога. И маленький мальчик, не плохой и не хороший, обычный, получает множество уроков за один день. И старушка, собравшаяся помереть, откладывает последнее свидание, потому что и ей котенок приводит обратно семью и приятные, нужные хлопоты.
Или вот самый первый рассказ «Мальчик новый год». Два усталых человека: мим, забросивший пантомиму, и клоунесса, хватающаяся за любую подработку, - ездят по Москве в костюмах Деда Мороза и Снегурки. Дождь, пробки, погода дрянь, и они опаздывают в очередную квартиру. И вдруг в подъезде мальчик сидит, которому вынесли пирожок и пару конфет. Утверждает, что мама где-то там умирает, а ему велено не ходить в чужие квартиры. Нелепое и привычное празднование: хозяйка в халате, перепуганные дети, муж в растянутой майке и трениках, взмокшие в своей синтетике дед мороз со снегуркой… И застывший статуей мальчик, который никак не хочет водить хоровод и зваться Новым Годом. А потом происходит полный переворот, и персонажи, вызывавшие легкую неприязнь, вдруг оказываются нормальными людьми, не чуждыми милосердия и сострадания. И спасают в последний момент действительно умирающую в пустой квартире женщину. Несколько страниц – и целая вереница судеб, переломанных жизнью и разными обстоятельствами. Бывший врач, лишенный работы после смерти пациента, бывшая учительница, торгующая без отпусков и больничных, потому что так надо, бывшие, ставшие кем-то другим. 
Людмила Петрушевская очень тепло и обманчиво легко пишет о сложных судьбах, о людях, живущих не своей жизнью, делающих неправильный выбор, и при этом, не потерявших доброты и человечности.
Сборник не зря в подзаголовке называется рождественскими историями. Все будет хорошо! Рассказы здесь собраны разные, написанные в разные годы, от совершенно новых до тридцатилетней выдержки старичков.
Что же, констатирую – проверку временем Петрушевская проходит на отлично!
Согласитесь, что тридцать лет в истории нашей страны - это даже не одна эпоха. Сменилось не одно поколение, многократно менялись вкусы и кумиры, их прививающие. А трогательно-нелепые шляпы Петрушевской вызывают уже не смех, а уважение. Ее пьесы ставят и играют в театрах, рассказы и повести переиздают. Она пишет картины и стихи о вечном. О людях и их проблемах. И в сказках ее живет насмешливая улыбка создателя.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: рассказы, российская проза, сборник


2021-04-05 10:18



Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Екклесиаст, 1, 9
 
Это далеко не первая книга Евгения Сатановского. Выходили в свет, к примеру, совсем не сказочные «Если б я был русский царь» и «Жил-был народ...»; заметки о национальной идее «Шла бы ты...» и путевые заметки «Книга Израиля». Даже оформление в виде записной книжки уже встречалось читателю.  
Что же касается содержания, то здесь, как всегда, автор (его же словами, хотя и написанными в другом издании) «милостыни интеллектуально страждущим любого направления и толка не подаёт. Политкорректностью не страдает». Относительно представленного издания Евгений Янович категорически предупредил в предисловии: «...если читатель намерен далее просматривать книгу, он делает это на свой страх и риск, под личную ответственность». А далее автор “прошелся” и по поводу защиты чувств верующих, и по поводу демократии и исторической справедливости, и по поводу коррупции, “синдрома Крыма” и “синдрома Украины”, а также национальной идеи и “России для русских”.
Приведу только две далеко не самые хлесткие цитаты, показывающие, как автор характеризует и “наши”, и “их” нравы.
«Демократия – не более чем имитация участия во власти тех, у кого ее на деле нет. ... В реальности заправляют всем богачи, которые ставят чиновников, и чиновники, которые с твердой неизбежностью превращаются в богачей».
«...теперь в ходу толерантность, доведенная до крайнего идиотизма по поводу сексуальных пристрастий. Так что воспитывать детей обычными людьми никак нельзя. Им нужно с детства расписывать все прелести однополых браков, стиля чайлд-фри (принципиальной бездетности, кто не понял) и непременных гей-парадов. Чем эта диктатура меньшинств, включая откровенных фанатиков и извращенцев, ... лучше, чем нормы приличия, понять невозможно».
Заметки Евгения Сатановского, в любом издании излишней радости от бытия не внушающие, на этот раз, кроме иронии, переходящей в злой сарказм, являют особую печальную мудрость, столь ярко выраженную в Екклесиасте. Автор ссылается на возраст: «и пятьдесят не шестьдесят». Но дело, конечно, не в наступившем шестидесятилетии. Просто нет в мире совершенства! Увы!
Тем не менее, автор находит положительное в жизни. Главное положительное – это книги. Притом книги традиционные, бумажные. «Меж тем нет ничего лучше для релаксации, – пишет он, – как взять в руки книгу и отвлечься от окружающей действительности, в которой слишком много экранов и проводов...» У Евгения Сатановского есть целая глава, посвященная пользе книг. Хотя без критики и тут не обошлось. Под обстрел попал Александр Исаевич Солженицын. Но на этом я останавливаться не буду. А закончу отзыв выводом, который сделал Е.Я. Сатановский на страницах своих заметок:
«Человек по природе своей преизрядная скотина. Но скотина, активно читающая. В чем и заключена надежда».
Для такого автора, как Евгений Янович, это звучит почти оптимистично.
 
Дмитрий Кочетков
 
Короткая справка:
Евгений Янович Сатановский - президент Института Ближнего Востока и профессор ИСАА МГУ, экс-президент Российского еврейского конгресса, журналист, писатель, предприниматель, меценат и ведущий программы "От трех до пяти" на радиостанции "Вести FM".

Ярлыки: заметки, историческая литература, политика


2021-04-02 09:22



Принимай всё как есть.
Это лучшее лекарство от иллюзий.
 
Мимо этой книги трудно пройти читателю: и обложка привлекающая внимание, и название говорит само за себя – о любви. Да и «довесочек» в названии – Венеция – подкрепит ожидаемый интерес. И те из неторопливых и вдумчивых читателей, кто ценит в художественном произведении не только острый сюжет,  но и другие особенности, получат явное удовольствие. Удовольствие от необычного языка повествования. От фраз – то полуразмытых, акварельных, то афористично чётких и верных. Скажу больше, те, кто не знаком с произведениями Рината Валиуллина, даже не подозревают, что читали фразы из его книг в различных сообществах социальной сети «ВКонтакте». Как говорится, «растащили на цитаты». Добавлю, что читателю, привыкшему к обычному, традиционному, повествованию и построению сюжета, книга может показаться странной. Те же, кто проявит терпение, почувствуют её особую прелесть. Не могу не привести высказывание одной из читательниц, которая очень точно, на мой взгляд, описала своё впечатление от чтения. Ольга Ворошилова: «К этой книге можно относиться по-разному, но не забудьте, что Ринат Валиуллин – сюрреалист. Он прописывает тончайшие детали быта так интересно, так правильно и так логично, но, в то же время, фантастически-чувственно. В атмосферу окунаешься с головой. Но все же «Где валяются поцелуи» нужно читать размеренно, в маленьких порциях, пережевывая каждую мысль, желательно запивая по утрам кофе, вином по вечерам, когда твой любимый человек далеко от тебя, или ты пока с ним не знаком. Эта книга – возможность переосмыслить себя и свое отношение с ближним окружением противоположного пола».
Так о чём же книга? О любви. С интересным построением: два романа в одном. Описываются автором параллельно. Кого-то из читателей такое построение повествования может раздражать: только начинаешь читать об одной паре – и вдруг всё обрывается, и речь идёт о другой. Но что поделаешь! Таков замысел автора.
Несомненно, это книга для гурманов. Во время чтения её я ловила  себя на том, что улыбаюсь, читая какие-то фразы или целые абзацы. Получала удовольствие от художественного описания или точности афоризма. Один из таких фрагментов текста хочу вам привести в качестве примера:  «… Павел открыл балкон. Вечерний ветер начал трепаться с занавеской о чём-то своём. Та, обольщённая таким вниманием, отвечала ему взаимностью, смущаясь и кокетничая, пытаясь всячески выразить одну только фразу: «Я не такая». Всякий раз, когда невидимые сильные руки ветра порывисто подхватывали её стройное тонкое тело, она вырывалась со словами: «Ну что вы себе позволяете?» Каждый из них понимал, что надо решаться, потому что неизвестно, когда ещё они могут так же свободно, непринуждённо миловаться. Окно может закрыться в любой момент, и тогда жизнь разлучит их, сделает далёкими...»    Не знаю как вам, а мне понравилось.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: любовь, роман, российская проза


2021-03-30 14:01



Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием.
А. Амьель
 
Вот честно, не знаю, к какому жанру отнести произведение. У нас почему-то принято считать «настоящей» прозой то, что уныло, правильно-скучно или, наоборот, эпатирующее-авангардно. Короче, то, что большинство людей читать не станет. Книга же заканчивается хорошо, и даже, прости господи, свадьбой с беременностью. Какая может быть «современная проза»? Точно любовный романчик!
Но и к классическому сентиментальному жанру не отнести эту горько-смешную и задорную книгу. Она местами печальна настолько, что только и остается смеяться, чтобы не лечь и помереть с тоски. Повествование идет от первого лица, а потому все воспринимается особенно остро, как рассказ реального человека.
Никаких спойлеров, всё и так в аннотации сказано. Итак. Наша героиня получает неслабый удар от судьбы – самый страшный из диагнозов. И она отказывается лечиться. В ее памяти смерть матери от рака и весь комплект мучительного и бесполезного лечения.
Приходит наша героиня домой и получает второй удар. Она хотела первой, но муж, как и всегда, опередил ее с новостями. Диалог с глупыми недомолвками превращается в трагикомический театр абсурда. И муж, решив, что она все знает, заявляет, что он гей и должен уйти. Знаете, когда героиня приходит в бешенство в такой ситуации от того, что этому козлу всегда все достается лучшее и все его проблемы самые важные, а не от факта развала семьи… Это настолько безумно-правильно и психологически достоверно, что я как-то не согласна считать всю эту книгу обычным любовным романом.
Ведь сей жанр априори считается второсортным.
Сюжетные ходы, конечно, повторяют знакомые схемы. Продажа жилья, полет в неизвестность, на тропический остров, тот самый, что нравился маме, встреча с незнакомцем, который ее слегка бесит. Местные жители со своими взглядами на мир, необычный мужчина, вовсе не принц на белом феррари, но знакомый с онкологией не понаслышке…
Изменение взглядов на жизнь и смерть, на то, что важнее, – вот ценность, которую вынесли персонажи из этой истории. Хорошо, если и читателям достанется кроха мудрости и добра. Пусть и в обертке из забавных приключений, смешных пикировок, грустных раздумий и ночного плача в подушку.
И любовь тоже есть, можете не сомневаться. А если не верите – читайте Камиллу Пэган.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: зарубежная литература, любовь, роман


2021-03-25 15:03



"...Большинству людей нужно, чтобы сначала кто-то другой поверил в них, только тогда они сами в себя поверят". 
(Чарльз де Линт "Брошенные и забытые")
 
Как непросто жить девушкам, чей рост значительно превышает общепринятые стандарты! Пейтон в полной мере испытала на себе все неудобства своего значительного роста. Одежду она могла себе купить только в отделах мужской одежды, каблуки исключались полностью. Плюс повышенное внимание со стороны общества, обидные прозвища, ехидные подтрунивания и что самое главное: найти парня себе под стать было практически невозможно.
Друзья Пейтон предлагают заключить с ней пари на кругленькую сумму, если у неё состоится пять свиданий с парнем, который в итоге пригласит её на выпускной вечер. Пейтон решается на эту авантюру, ведь ей очень нужны деньги на учёбу в колледже.
Она составила список самых высоких парней, с кем могла бы пойти на свидание. Всё начиналось как игра, ради заключенного пари и выигрыша. Но Пейтон даже не подозревала, во что выльется эта игра. Всё перевернулось со знакомства с Джеем. Шуточный поцелуй в кафе имел продолжение с уже более серьёзными последствиями. Пейтон влюбилась в Джея. А в театральном кружке, где они играли Ромео и Джульетту, их постановочные поцелуи незаметно переросли в настоящие.
Уморительная авантюра, наполненная юмором и романтикой, отличные персонажи и нестандартная история любви покорят ваше сердце с первых страниц романа. Пейтон всегда считала себя изгоем, уродцем, и, лишь встретив, наконец-то, любовь, поняла, что ошибалась.
"Наши различия, наши собственные стили сумасшествия были тем, что делало каждого из нас особенным, уникальным и потрясающим. Впервые за всю свою жизнь я знала, что я такая, какой и должна быть".  Не это ли счастье? 
Возлюби себя таким, какой ты есть, - вот главный девиз этой прекрасной истории. И он подходит не только высоким девушкам, отнюдь нет. СтОящий и смешной роман, повышающий самооценку. Рекомендую для хорошего настроения.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, любовь, роман, юмор


2021-03-23 10:00



Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.
Л.Вовенарг
 
Согласна со многими разочарованными стонами в интернете. Книга не из самых сильных, да. Предыдущие были с более достоверными персонажами. Ладно, можно простить странные имена. Верю, что бывают и такие на просторах нашей родины. Предупреждаю сразу, что будет слишком много политики. Тенденция, начатая писательницей несколько книг назад, продолжилась и расширилась.
Не знаю, чем это считать, желанием быть в тренде, либо тем, что и в самом деле госпожу Степанову волнует тема мусорных полигонов и протестных движений.
Но все в данном романе крутится вокруг маленького подмосковного городка (ну разумеется), в котором вместо свалки собрались строить мусоросжигательный завод. А ведь хорошее дело! И один из героев очень аргументировано излагает, почему люди так резко против полезного нововведения, почему против вонючего полигона не строили палаточный лагерь и не ложились под экскаваторы.
Вот в этом самом знаковом месте и обнаруживают труп бизнесмена, который хотел осчастливить городишко своим заводом. А мать убитого – прокурорша, на минуточку. Она-то и просит вечную главную героиню цикла детективов Катю Петровскую разобраться, поработать лично на нее, поскольку все, включая полицейских, ненавидели ее сына.
Понятно, что нарисованный матерью портрет идеального бизнесмена, мецената, пекущегося о благе народа, трещит по швам немедленно. Стоит начать беседы беседовать с теми, кто общался с ним, работал на него, был замужем за ним…
Страстей, упомянутых в названии книги, будет через край. И любовных, и денежных, и политических. Возможно, именно это несколько оттолкнуло читателей от последнего романа известной детективщицы.
Всем поклонникам сообщаю – книга не так плоха. Здесь есть даже небольшое предисловие, объясняющее феномен главной и неизменной героини, вечно юной Катеньки Петровской. В небольшом предисловии Степанова приоткрывает завесу над личным. И становится понятно, что один из образов – несгибаемо правильный полицейский, раздираемый чувствами и долгом Вилли Ригель  – писан с реально жившего прототипа. И, похоже, так же реально ушедшего. 
Это не спойлер. Вы все равно почувствуете ауру обреченности и пресловутую печать смерти на челе этого колоритного персонажа. Писательское мастерство здесь выше всех похвал.
Читайте, и вы не сможете оторваться, потому что затягивает тайнами, кружит интригами, привлекает невозможными выводами. Таков талант Татьяны Степановой.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, российская проза


2021-03-19 09:01



Легко догадаться, что главный герой рассказов выше названной книги – это Москва, «город чудный, город древний». Город необыкновенный, и для каждого из авторов сборника – свой, уникальный, неповторимый.
Для Людмилы Улицкой («Моя Москва: сороковые-шестидесятые»), по ее признанию, нет города роднее. И при этом автор говорит, что Москву она не любит. И так, видимо, бывает. Рассказ пронизан чувством ностальгии, потому что «очень часто приходится говорить: здесь была Собачья площадка…, здесь была моя музыкальная школа… здесь был Минаевский рынок…». Была, был – ключевые для Улицкой слова, которые придают тексту печальную ноту, напоминают о бренности происходящего.
Для кого-то из авторов самым ярким воспоминанием является конкретная точка города. Юрий Гаврилов, например, рассказывает о Сандунах, бане, в которую его водили в детстве («Банный день. Сандуны»).
И поход в баню был не просто очередной помывкой, а ритуалом, традицией, начиная со сборов, обязательного посещения парной и выхода из бани, когда кожа отмыта «до скрипа и писка».
Александр Минкин рассказывает о Таганке. Он отмечает, что «гораздо интереснее писать путеводитель не в пространстве, а во времени».
Когда-то во дворах Таганки появлялись старьевщики, стекольщики, точильщики…
Из пятидесяти квартир дома, где жил автор, только две-три были отдельные. Остальные – коммунальные.
Минкин подробно описывает процессы сдачи бутылок (знает ли современная молодежь что-нибудь об этом?), покупки продуктов («целлофановых полиэтиленовых пакетов в природе не существовало»), приводит своеобразный прейскурант цен на основные продукты. Автор объясняет, зачем он это делает: дело в том, что «теперь дети живут в другом мире, чем деды и даже отцы, и не знают, как было».
Дворовые игры. Чижик, ножички, пристенок, казеночка… Слышали ли современные подростки о них? Скорее всего, нет. Виртуальный мир, к сожалению, заменил живое общение.
Олег Фокин – автор рассказа «Ветеран Инвалидного рынка» - однажды открыл для себя другую Москву: трагическую, жестокую, неблагодарную, слезами которую не растрогаешь.
Инвалиды в послевоенной Москве никого не удивляли, они по-своему пытались выжить… И не украшали своим видом «город чудный, город древний».
Но однажды прошли облавы. Инвалидов, подавляющее большинство которых были участниками войны, вывезли за пределы столицы, распределили по интернатам, самый знаменитый из которых организовали на Валааме.
Не очень благодарной оказалась Родина по отношению к своим защитникам.
Москва, огромная, шумная… Но под пером авторов сборника она распадается на отдельные уютные уголки, каждый из которых уникален и привлекателен по-своему. И высокомерная столица от этого вдруг лишается своего снобизма, становится более открытой, приветливой, понятной и доброжелательной.
 
Светлана Титова

Ярлыки: сборник, рассказы


2021-03-16 15:12



"Вселенная всегда отвечает на внутренние просьбы каждого человека, присылая в его жизнь необходимые послания и нужных людей. Это универсальный закон. Главное - твоя личная готовность к переменам".
Ангел-хранитель (из книги "Перекресток")
 
Есть книги, которые развлекают, но не имеют смысла. Для меня в книге важен именно смысл. Хочется узнать что-то новое, чему-то поучиться и, конечно, применить в жизни. Так вот, в этой книге смысл есть и он очень глубокий, философский. Эта книга только для думающих людей!
Мы часто шагаем по жизни, не задумываясь о том, что каждый день, каждый миг приходится делать выбор. Наш выбор формирует будущее, т.е. будущее - результат нашего сегодняшнего выбора. И некого здесь винить. Жизнь наша такая, какой мы ее выбрали. Сами.
Главный герой книги Климентий - удачливый бизнесмен и очень богатый человек 33 лет - тяжело болен раком. Перед смертью ему дается возможность вернуться  на основные жизненные перекрестки и  перевыбрать - трансформировать негативный опыт прошлого в позитив настоящего и будущего. Клим прощает родителей, на которых обижался. Осознает, что предал друга ради денег. Горюет, что из-за него погибла любимая девушка.  Попытка Клима все исправить ничего не меняет. Он умирает. Но умирает счастливым! Парадокс?
В книге есть еще один главный герой - это ангел-хранитель Клима, который помог ему изменить отношение к жизни, понять, что такое истинное счастье. Счастье - не деньги, не бизнес, не удовольствия тела. Всё это сейчас навязывается СМИ молодому поколению как высшие ценности. Но все эти "ценности" теряют смысл перед лицом смерти. Жизнь так коротка. На что мы ее тратим? Часто ли обращаемся к своему высшему Я, к своей мечте? В чем вообще смысл жизни?  Авторы книги считают, что в жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей, обучить их искусству быть счастливым. "Чем счастливее и гармоничнее был союз родителей, тем больше вероятности, что дети и внуки построят свои семьи по такому же образу и подобию. Счастье генерируется - передается по наследству".
Авторы книги предлагают читателю вернуться на важные перекрестки жизни и сделать выбор снова. Главное, выбор должен быть всегда в сторону любви и совести, тогда не ошибешься. С первого раза я не все поняла. Перечитала второй раз, потом третий. И всякий раз - новые открытия! Ценность этой книги в практическом применении ее содержания, в возможности переоценки ценностей. Актуальность вопросов, рассматриваемых авторами, несомненна. Особенно книга будет полезна молодежи.
 
Светлана Морозова

Ярлыки: современная проза, психология


2021-03-12 16:16



"Говори кратко, проси мало, уходи борзо!"
(Пётр Великий)
 
Петр I неоднократно бывал в Европе. Самыми масштабными были выезд с Великим посольством (в 1697-1698 годах) и поездка в Западную Европу в 1716-1717 годах. Кроме того, были и так называемые “малые путешествия”.
Книга Юлии Козловой посвящена второй масштабной поездке. Как отмечает автор, «это путешествие вполне сопоставимо с Великим посольством по своим масштабам, длительности и важности вопросов, которые в его ходе решались». Однако, если Великое посольство, имея обширную историографию, хорошо изучено, то поездка в Западную Европу в 1716-1717 годах не имела до сих пор целостного исследования. Желая закрыть эту лакуну, автор и представила на суд широкой читательской аудитории свою книгу. Точнее говоря, сначала была кандидатская диссертация, представленная на суд профессиональных историков, а уж потом появилась эта книга, изданная в рамках популярной серии «История. География. Этнография» (издательство «Ломоносовъ»).
Раз уж книга имеет такую “наукоёмкую предысторию” в виде диссертации, благодаря Интернету известную всем того желающим, нельзя не коснуться трех вещей: общего содержания книги (о чем она), мнения профессиональных историков (как была оценена работа) и возможного восприятия книги обычным читателем.
Что мы можем найти в книге? Благодаря этой книге можно узнать не только об извилистых путях самого путешествия (Германия - Дания - Голландия - Франция - Голландия), но и о результатах этого грандиозного визита. Так, например, этот визит, без сомнения, повлиял на становление садово-паркового искусства в России. Хотя, конечно, перед поездкой стояли многие важные внешнеполитические задачи, а не только культурное сотрудничество. Впрочем, автор не забывает и о бытовой стороне путешествия (времяпрепровождении царя и его свиты). Таким образом, историческое событие освещено разносторонне.
Всё это позволило дать положительную оценку работе Юлии Козловой и официальным оппонентам (при защите диссертации). Так, доктор исторических наук Сергей Алексеевич Мезин отметил: «Диссертантка выбрала верный аспект изучения этого сложного исторического явления, предприняв попытку представить его как целостную акцию. Это позволило автору повысить уровень обобщения материала и не вдаваться в мельчайшие подробности путешествия».
За что же критиковали работу?
За то, что «молодому исследователю подчас не удается отделить первоклассные источники от литературных мистификаций» (доктор исторических наук С.А. Мезин). За то, что «диссертантка бывает излишне прямолинейна в своих выводах» (доктор исторических наук Людмила Алексеевна Черная). Еще за то, что в работе есть неточности. Ну, я думаю, это всегда можно найти...
Какое впечатление книга производит на читателя? Не берусь говорить за всех, но мне показалось, что для популярного издания книга очень высокого уровня, хотя и носит обзорный характер. Впрочем, читать интересно.
Книгу можно рекомендовать всем, кто интересуется событиями Петровской эпохи.
 
Дмитрий Кочетков
 

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, серия


2021-03-11 16:00



«Чтобы быть здоровым, питаться надо правильно. Но многие забывают, что правильная пища может и должна быть вкусной! Очень часто вкусное блюдо способно стать лекарством, запускающим в человеке механизмы, которые отвечают за ощущение радости, гармонии и даже счастья».
О. Мясникова
 
Уж сколько, кажется, книг написано о вкусной и здоровой пище! Сколько различных рецептов нам предложено! Но, согласитесь, получить книгу кулинарных рецептов от врача – это совсем другое дело. Когда девизом того, что предложено, является не слово «вкусно», а слово «полезно». Вернее, формула, предложенная Ольгой Халиловной Мясниковой, звучит так: «вкусно и полезно».  И главный принцип, положенный в основу её советов о правильном питании: «Есть, чтобы быть счастливой». Необычно, правда? Забегая вперёд, скажу: в этой книге всё необычно. Начиная с того, что написана она 90-летним автором и – что удивительно - к данному возрасту  ещё и практикующим врачом. Известным на всю страну учёным-геронтологом, писателем, дающим полезные советы, как до последних дней своей жизни остаться бодрым, жизнерадостным и активным. Советы, подкреплённые собственной судьбой. 
Не знаю, как вы, а я доверяю разного рода специалистам, когда вижу реальные результаты их деятельности: парикмахеру – если у него самого здоровые волосы и стильная причёска; косметологу – если у него хорошая кожа и умелый макияж; врачу – если он сам здоров и его практические советы не расходятся с собственным образом жизни. Поэтому я с большим доверием отнеслась к книге Ольги Мясниковой, дожившей до 92 лет в полном здравии ума, оставшейся до последних дней своей жизни активным человеком и интересной женщиной.
Скажу сразу: многое из того, что советует Ольга Халиловна, вам захочется записать. Так что сначала приготовьте блокнотик и ручку, а потом пускайтесь в плавание по страницам книги. Читается она удивительно легко. Автор как будто беседует с нами и рассказывает и о своих вкусовых пристрастиях, и о своей жизни; делится рецептами и – как бы мимоходом - ведёт разговор о здоровье. О том, что действительно полезно нашему организму и почему; о том, что любят наша печень и желудок; о вкусных блюдах для стройности и долголетия. Между советами найдёте рецепты любимых блюд Ольги Мясниковой и рассказы о том, как их правильно приготовить.  Кажется, так просто! И так «вкусно» написано, что хочется попробовать. И ещё один интересный нюанс: в рецептах Ольги Мясниковой можно увидеть самые разные составляющие, традиционно не считающиеся полезными для диетического питания – копчёная колбаса, сало, мука, разные масла. А никто и не говорит о диете и исключении из рациона ряда самых разнообразных продуктов. Речь идёт о разумном их потреблении и ограничении. Девиз автора: «Нет вредных продуктов, как и полезных – есть правильный или неправильный образ питания. По чуть-чуть можно всё! Не только можно, но и нужно!»  
 
Валерия Базлова

Ярлыки: диета, отраслевая литература


2021-03-10



Мы - творцы собственной жизни и не позволим никому оказать на нас давление, манипулировать нами или проявлять агрессию
 (Т. Коэн "Надломленные души")
 
Тьерри Коэн - один из самых известных и читаемых французских писателей современности. Его книги пользуются огромной популярностью. Герои его произведений сталкиваются с серьезными испытаниями в жизни, вступают в поединок с судьбой, закаляют характер и просто так не сдаются.
Вот и в новом романе "Надломленные души" подростки из неблагополучных семей переосмысливают свою жизнь, учатся быть сильными, стойкими под ударами судьбы, учатся радоваться жизни, ценить каждое мгновение и развивать свои таланты. И помогает им в этом Институт Воли, созданный как раз для таких подростков, которые стали изгоями общества и потеряли веру в себя.
У каждого из них свои проблемы: Лана - девушка-гот, терпевшая насмешки и издевки одноклассников из-за своей манеры одеваться, стрижки и пирсинга, девушка, доведенная до отчаяния и пытавшаяся покончить с жизнью; Дилан - добрый и чуткий мальчик, подвергавшийся постоянному жестокому избиению своим "отцом", он никак не мог понять, в чем так сильно провинился; Софиан - подросток, по своему недомыслию вступивший в группу исламистов и подвергавший теперь свою жизнь опасности.
Институт Воли, в котором оказались эти и другие подростки, помог им преодолеть свои страхи, помог "расправить крылья" и поверить в себя. Отныне они уже не те запуганные и неуверенные в себе подростки, какими были раньше, они - личности с Большой Буквы, умеющие постоять за себя и за своих друзей. Отныне они сами творцы собственной судьбы и никакие трудности не помешают им идти по намеченному пути.
В целом книга очень понравилась, необычный сюжет, загадочные наставники и самобытные герои. Книга затрагивает проблемы подростков, она очень сейчас актуальна. Особенно мне понравилось присутствие в романе некоего обучающего материала по саморазвитию и самообороне. Ну и романтика, куда же без неё. 
Возможно, на этот роман будут куплены права на экранизацию, так как он того стоит. Ведь по двум первым романам Тьерри Коэна "Я выбираю жизнь" и "Я сделаю это для тебя" уже снимаются фильмы.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, подростки, роман


2021-03-05 10:00



От любви к женщине родилось все прекрасное на земле.  
М.Горький
               
Начинается повествование на самой позитивной и светлой ноте жизни героев. Но мы-то уже из аннотации знаем, что герой будет в отчаянии ждать, когда его жена выйдет из комы после тяжких родов. В той самой аннотации очень обтекаемо сказано, что Дилану придется спуститься на самое дно, подобно Орфею, и вернуться обратно ради Мэгги. Звучит мистически.
Но ничего мистического в тексте нет. Есть обычная жизнь обычных людей. Единственно, повествование ведется от первого лица и присутствует огромное количество флэшбеков. Вот Мэгги шаловливо будит Дилана и тащит его на ночное купание. Романтично. Вот герои закупают вещички, делают ремонт в будущей детской. Они искренни в своей любви и ожидании.
А вот и катастрофа. Роды, которые пошли не так. Кстати, можно много интересного узнать и в бытовом плане. Больницы, люди, врачи… Довольно сильно отличается от нашего уклада всё. Повествование то убыстряется, то замедляется, вплывают друзья, близкие и дальние знакомые, их истории, их долгие или не очень отношения с главными героями. 
Ткется пестрое полотно жизни со взлетами и паденьями, успехами и смертями, долгами и воздаяниями. Все камерно. Маленький городок, окрестные фермы, узкий круг посвященных в семейную трагедию. И море тоски напополам с отчаянием.
Да, бутылка, но недолго. Другая работа, другой круг общения, постоянные визиты в больницу.
Тут не имеет смысла пересказывать события. Тут на уровне чувств. В том числе и извилистая дорога героя к идее Бога. Которая началась, разумеется, с проклятий в его адрес.
Кстати, в книге самый настоящий хеппи-энд. Она очнулась. Все хорошо. Если не считать маленькой могилы сына.
Кстати, название книги переведено странно-неправильно. The dead don`t dance дословно «мертвые не танцуют» или «мертвые не могут танцевать». 
Так и задумываешься иногда, много ли мы теряем, читая перевод. Но книга получилась жизненно-раздумчивая. О вечных ценностях, о маленьких мелочах, которые и делают нашу жизнь уникальной и нужной нам самим и нашим родным.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: зарубежная литература, любовь, современная проза


2021-03-03 15:00



«Ошибаемся, ошибаемся…
Об ошибки свои ушибаемся,
Синяками и шишками мечены, 
От ошибок своих не излечены.
На своих, пережитых, учимся.
Изучая чужие – мучаемся».
 Т. Жмайло
 
Эта книга, несомненно, привлечёт внимание читателей. Сразу, в заголовке, уже сказано: книга о любви. Да и автор, хоть и молодой, но уже известный и популярный. Пишет легко, просто – и всё про нашу жизнь. Вот только жанр рассказа не все любят. Только вчитаешься, проникнешься проблемами героев – и конец. А вот что там будет дальше? Иногда ясно, иногда нет. 
Маша Трауб  рассказывает нам истории своих героев, как бы предлагая взглянуть на события со стороны. И – вольно или невольно – задаёшь себе вопрос: а как бы ты поступил в этой ситуации? Истории похожие и непохожие. И выходы, и выводы у всех разные. Как говорил главный герой фильма «Мужики!»: «Почему мы одних любим, а других замуж берём?» И почему после развода люди порой расстаться никак не могут, а то и снова сходятся. И почему с бывшей свекровью отношения бывают лучше, чем с подружкой. И каких жён ищут мужчины, перебирая одну, другую, третью. Каким смешным и нелепым мыльным пузырём может оказаться идеал мужа, придуманный им в молодости. И как же со всем этим, в конце концов, жить?  
В сборнике Маши Трауб восемь рассказов. И все о странностях любви. В названии книги это самое «без» можно было бы и не писать. У всех по-своему, у всех по-разному. Отношения волнующие, мучительные, болезненные, радующие и изматывающие. Всякие. Поступки тоже соответствующие. Вы будете удивляться и сокрушаться: «Ну как так можно!» Ругать персонажи и поучать: «Брось! Уйди! Не то, не так!» Будут и смешные сценки, и те, что напомнят вам о собственном горьком опыте или о самых счастливых страницах жизни. Потому что всё это о любви. А она вот такая. Со странностями.  И никаких «без». Как говорит сама Маша Трауб: «Любовь - это всегда пелена на глазах. Совсем тонкая, как шёлк. Но мне казалось, что мешковина или брезент лучше защищают чувства. Чтобы не видеть и не слышать ничего вокруг, кроме себя и того состояния, которое принято называть любовью».
 
Валерия Базлова

Ярлыки: женская проза, любовь, рассказы, российская проза, сборник, современная проза


2021-03-03 12:00



Кто тут главный по тарелочкам?
 
Когда речь идет о книгах спорных и вызывающих противоположные отклики и суждения, будет уместным подчеркнуть, что говорить о таких книгах не значит разделять мнения их авторов, а выставлять сообщение в блоге о таких книгах не значит призывать их читать всех и каждого. 
Однако спорные книги могут быть занимательными и интересными. Более того, спорные книги могут оказывать серьезное влияние на многих и многих. Идеи их авторов могут со временем оказаться вложенными в уста уже других людей: писателей, исследователей, телеведущих и т.д. Так, идеи Эриха фон Дэникена имеют немало последователей. А шумная сенсационность его бестселлеров стала только началом завоевания всемирной славы швейцарского археолога-энтузиаста.
Для непосвященных сделаю несколько пояснений. Эрих фон Дэникен является убежденным сторонником гипотезы посещения Земли инопланетянами. На теории палеоконтакта и построены его рассуждения вокруг культурных артефактов, так или иначе (с его точки зрения) указывающих на посещение Земли в далеком прошлом представителями иных цивилизаций. Дэникен – организатор многих экспедиций в самые отдаленные уголки планеты с целью найти новые неопровержимые доказательства верности его теории.
В представленной книге – находки со всех концов света. Зимбабве и Колумбия, города, затерянные в джунглях и гиганты острова Пасхи... Пиктограммы и петроглифы, монстры в камне и ящики с игрушками... Удивительные народы – догоны, индейцы хопи... Всё рассмотрено как космический код древности, всё подвергнуто интерпретации, основанной на желании выяснить, может ли быть мнение о внеземных цивилизациях и таинственных пришельцах, посещавших Землю за тысячелетия до нас, лишь пустой выдумкой и фантазией.
Книга Эриха фон Дэникена «Небесные учителя» прекрасно иллюстрирована, благодаря чему все археологические находки оказываются у читателя перед глазами. Таким образом, рассуждения автора подкреплены зрительно. Многочисленные фотографии и рисунки как бы являются дополнительным аргументом в пользу теории автора. Правда, все ли захотят увидеть то, что увидел Эрих фон Дэникен? Увидеть роликовые коньки на изображении у не знавших колеса майя, детали лампы накаливания на таинственных барельефах в Дендере (Египет), транспортное средство типа мотоцикла в загадочной скульптуре, стоящей в Копане (Гондурас)... Так ли это? Но в то же время как быть, например, с африканским племенем догона, живущим в Мали? Откуда у него поразительно точные астрономические сведения, которые можно получить только благодаря таким мощным техническим средствам, каких у племени никогда не бывало? 
Мир полон загадок. А задуматься над этими загадками и даст возможность книга Эриха фон Дэникена «Небесные учителя».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература