Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2018-12-12 09:00



Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.    
Ларошфуко
 
Хочу представить вам еще один шедевр 20-летней давности. Но! Книги Короля Ужасов не стареют. Мало того, что написаны они прекрасно, так и темы страстей человеческих актуальны всегда. Хорошая литература, по-моему, так и определяется. Если при перечитывании 10 лет спустя вы обнаружили массу новых смыслов и культурных связей, то это она и есть - отличная книга, достойная остаться в памяти надолго. Единственное предупреждение: вряд ли эту книгу оценят юные читатели. Это, по большей части, психологическая драма и главному герою за семьдесят. Это раз. Размышления о прожитых годах, о телесных недугах, о хрупкости жизни редко волнуют людей, проживших меньше тридцати лет. Это два. Ну и фирменное кинговское неспешное повествование с массой бытовых деталей привлечет, надеюсь, читателей, достигших возраста подведения первых итогов. Это три.
Место действия - Дерри. Да-да, тот самый городок из "Оно" и других книг.  Внимательный поклонник данного автора заметит, как Стивен Кинг протягивает тоненькие ниточки незначительных эпизодов, второстепенных персонажей между романами, объединяя их в единый мир.
Главный герой, Ральф Робертс, беспомощно наблюдает за тем, как его любимая жена, единственный близкий человек, умирает от рака мозга. Всегда внимательная к мелочам, теперь она не замечает, что её муж уходит на непозволительно долгие прогулки по убийственной июльской жаре. Не замечает, что он просыпается все раньше и раньше... Его бессонница началась еще до смерти жены. А после того, как он остался один, Ральф уделил борьбе с ней почти все свободное время.
О! Как много интересного и полезного можно узнать о разных типах бессонницы из этого романа! Наш герой засыпал быстро и качественно, но просыпался слишком рано. И когда количество сна не превышало пары часов в сутки он стал видеть нечто непонятное и явно недоступное другим. Ауры людей и вещей, и неких странных "маленьких лысых врачей". Боясь прослыть сумасшедшим, Ральф молчал, как партизан на допросе. И смог довериться только старой приятельнице, тоже вдове - Лоис.
Загадочные малыши оказались некими высшими существами, обитающими на других планах бытия и отвечающими за жизнь и смерть простых людей. Они даже назвались Клото и Лахезис, как древнегреческие мойры. Но рядом прятался еще и Антропос - повелитель случайных смертей. Этот мерзкий коротыш, похоже с удовольствием сам и устраивает несчастные случаи. Ну не совсем своими руками, прямое вмешательство карается сурово. А влияя на людей, разжигая в душах все самое гнусное, подталкивая к криминалу (это, кстати, одна из любимых тем Стивена Кинга).
И свои сверхспособности Ральф получил явно неспроста. Он должен сыграть свою важную роль в очередной битве добра и зла, разыгрываемой великим писателем. В Дерри снова закручиваются странные и опасные дела. Добропорядочные граждане начинают вести себя неадекватно. Малоприятная, но безобидная организация, выступающая за запрет  абортов, превращается в настоящих террористов и т.п.
Короче, вечер перестает быть томным и начинается экшн. Но даже мистический боевик по-кинговски - это совсем особое блюдо. Все равно слишком много разговоров и самокопания. Герои прописаны настолько детально, что предстают перед читателем как живые. Финал печален, но, как ни странно, оптимистичен. А я лично испытала гордость за настоящего человека, способного поразить своей самоотверженностью, мужеством и верностью даже высших сущностей.
 
Светлана Маркевич
 

Ярлыки: зарубежная литература, мистика, триллер, фантастика


2018-12-10 12:12



Пролетело долгожданное лето, проплыла неторопливая осень, и наступила зима – время ранних сумерек и длинных вечеров. И у любителей природы, леса и сбора грибов наступило затишье – до самой весны, когда поманит снова свежая травка да зелёные листочки за новым грибным урожаем. Самое время читать книги! В том числе и о грибах. Проверить себя: что знаешь, что не знаешь.
Череповецкие авторы Николай Будник и Елена Мекк написали для любителей леса замечательную книгу – настоящее учебное пособие, а вернее, уникальный иллюстрированный справочник, содержащий описание 146 видов грибов. 
Сами авторы, называющие себя «грибоведами», не профессионалы-микологи, а просто грибники с большим опытом. Десятки лет они занимаются «грибной охотой». Ими изучены многочисленные тома специальной литературы. За последние 15 лет снято  около тысячи видео о грибах, а архив фотографий составляет более 120 тысяч. На основании собранных материалов был создан сайт, и сегодня на сайт «грибоведы.рф» обращаются более 14 тысяч подписчиков. Книга «Грибы в Вологодской области», выпущенная в 2018 году издательством «Порт-Апрель» - ещё один подарок любителям леса.
В чём же особенность книги? В первую очередь в её абсолютно практическом применении. Начиная с предисловия, где авторы дают советы грибникам, как и где собирать грибы, какие корзины использовать, что брать с собой в лес. Тут же вы найдёте и классификацию грибов, которая будет понятна даже начинающему грибнику. А дальше в книге – в отличие от научных микологических справочников, где в алфавитном порядке расположены латинские названия грибов – главы, которые грибоведы назвали просто и понятно любому читателю: «Грибы, которые берём всегда», «Грибы, которые берём иногда», «Грибы съедобные, которые не берём», «Грибы, стоящие особняком», «Грибы несъедобные» и «Грибы ядовитые». Напомню: 146 видов!  И у каждого – крупная цветная фотография отличного качества.
Об оформлении книги хочется сказать отдельно. Это замечательное красивое и удобное в использовании издание, напечатанное на хорошей бумаге с фотографиями, предоставленными самими авторами. Кроме того, у книги есть и ещё один секрет: в каждой главе вы найдёте значок QR-кода, с помощью которого  сможете выйти на сайт «грибоведы.рф» и получить более полную информацию о том грибе, который вас заинтересовал.
В качестве бонусов для своих читателей вы получите ещё в конце книги главу о разных способах переработки грибов и рецепты грибной кухни.
Книга даёт представление о настоящих богатствах вологодских лесов. Познакомившись с этим справочником, вам наверняка захочется найти и попробовать не только популярные и известные всем грибы, но и те, о которых вы раньше ничего не знали. «Девиз нашего просветительского проекта,  говорят авторы: «…Чтобы корзинки всегда были полными!» Да будет так!
С книгой можно познакомиться в библиотеке, а если она понравится, то и приобрести у издателей, связавшись с Н.Будником и Е.Мекк через сайт http://грибоведы.рф/ 
 
Валерия Базлова

Ярлыки: краеведение, отраслевая литература


2018-12-05 15:00



Норманнофилам – кирдык!
М.Н.Задорнов
 
Наверное, все мы помним, как незабвенный Михаил Николаевич Задорнов, увлекшийся в последние годы критикой норманизма, рассказывал историю Рюрика так, как представлялось ему правильным. При этом он ссылался на известных антинорманистов: Гедеонова, Иловайского и так далее. И только имя самобытного русского историка Ивана Егоровича Забелина (1820-1908) почему-то оставалось в тени.
А тут, надо сказать, и главный секрет.
Заметка М.Н. Задорнова «Как на острове Руяне!..» даже перекочевала из книги «Князь Рюрик : откуда пошла земля русская» (М. : Алгоритм, 2013) в книгу «По родной России : задорные путешествия» (Москва : Вече, 2015). Хотя следует отметить, что Руян – это современный остров Рюген, который является территорией Германии. Но для Михаила Николаевича он был настолько связан с родной Россией, что немцам пришлось уступить этот остров (шучу!).
Так вот. Конечно, красиво вспомнить пушкинские строки (остров Буян – это опять же, как предполагается, опоэтизированный Руян, или Рюген):
 
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана...
 
Но! Именно И.Е. Забелин предполагал в свое время, что родиной варягов, призванных править на Русь, был остров Рюген, называемый «колыбелью балтийского славянства».
В книге И.Е. Забелина раскрывается суть полемики норманистов и антинорманистов. Несмотря на то, что книга написана в XIX веке, изложение материала ведется языком доступным и понятным современному читателю. Норманнские теории, конечно, подвергаются критике. Однако... О! Девятнадцатый век! Жаль, что культуру полемики и спора мы во многом потеряли. Нынешние ток-шоу реализуются по формуле двух П и одной Р: Пришли, Покричали и Разошлись. Поиск истины никого не интересует, потому что она, истина, есть на языке у ведущего. “Мы” – всегда правы, “они” – всегда нет. 
Иван Егорович Забелин критикует не ради критики, а ради установления истины. Естественно, что любой ученый может заблуждаться. Но и заблуждаться можно искренне, видя сильные и слабые стороны как своих оппонентов, так и единомышленников.
Не могу не привести замечательную цитату, которую не побоялся поместить в свою книгу И.Е. Забелин. 
«История или историческая критика, – говорил Сенковский, – суть, так сказать, умственные шахматы, искусная игра в факты, в которой проигрывающие, то есть читатели, за всякий сделанный им ловкой диалектикой шах и мат должны платить наличным доверием».
Да, тёмное историческое прошлое вряд ли станет ясно как день даже и после прочтения представленной книги. Но корни исторической проблемы происхождения Руси будут понятнее. К тому же шахматы, с которыми сравнил историю Сенковский, – это глубоко интеллектуальная игра. А развивать интеллект и расширять кругозор – полезно.
И последнее. Маленькая справка. В основе представленной книги лежит классический труд «История русской жизни с древнейших времен» в двух томах (1876 г. и 1879 г. соответственно). «Имя Руси» – это современное переиздание первой части первого тома. Вторая часть первого тома вышла под названием «Скифия и Сарматия». Первая часть второго тома – «Расцвет русского могущества». Вторая часть второго тома –  «Русское язычество и его закат».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2018-12-03 12:00



"Мир меняют не такие, как все,- говорила бабушка.- Обычным людям тут ничего не изменить и на гулькин фиг"  
(Цитата из книги)
 
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Прочитав всего лишь несколько страниц этой книги, я готова была пищать от восторга "Какая прелесть!" и сообщать всем заинтересованным лицам о появлении нового автора. Этот шведский писатель открывает для нас, россиян, совершенно неожиданные грани характеров скандинавских народов. Стереотипы рухнут, и вы поймете, что люди, в принципе, везде одинаковые. Добрые и злые, зашоренные и открытые всему новому, безбашенные и благовоспитанные, обычные и не очень.
Эта книга для души. Для тех, кто пережил свои неприятности разной степени тяжести. Для тех, кто не боится хотя бы себе признаться, что готов сбегать от реальности в вымышленные миры книг, фильмов и своего воображения. 
Итак, девочке Эльсе уже почти восемь лет. Она не по годам умна, начитанна, обладает нестандартным мышлением, за что и подвергается преследованиям в школе. Непохожих всегда травят. А уж бабушка у девочки совсем не напоминает милых старушек, пекущих пирожки и вяжущих рукавички внукам. Для неё нет авторитетов, она курит в неположенных местах и несдержана в выражениях. Зато какие же чудесные и безумные сказки она рассказывает Эльсе! Девочка, можно сказать, выросла на историях о Просонье, в которое её регулярно уносит на своей спине облаконь. Внимательный читатель заметит и поймет, что сказки эти весьма аллегоричны. С их помощью бабушка научила внучку сражаться за свои мечты, даже если они регулярно разбиваются о реальность, верить в лучшее в людях и думать; думать и чувствовать.
Но очень скоро бабушка умирает. И Эльса, потрясенная первой потерей близкого человека, остается одна, как ей кажется. У нее есть мама с новой версией мужа и будущим ребеночком в животике. Эльса называет его Полукто. Есть и папа с новой женой. Но понимания и поддержки нет. А еще есть кучка странных жильцов в том трехэтажном доме, где живет Эльса. Они очень активные второстепенные персонажи. Скелеты из их шкафов будут вываливаться на протяжении всей книги. 
Все дело в том, что девочка должна выполнить последнюю волю усопшей - передать письма нескольким людям. Первым должен стать самый мрачно-загадочный сосед по прозвищу Монстр. И ответил он Эльсе на тайном языке сказочной страны. Смешение реальностей, спросите вы? А вот как хотите, так и понимайте. Фантастики здесь не больше, чем в буйном воображении девочки. А дальше события понеслись со скоростью локомотива. Измениться пришлось всем.
Эту светлую и печальную книгу я бы порекомендовала  подросткам. Получился ведь роман взросления. Роман познания, осознания мира и всех его основных граней: жизни, смерти, любви. На современном книжном пространстве такой роман - редкостная жемчужина.
Не подумайте, что книга эта - серьёзный философско-психологический трактат. Видение мира взрослых сквозь оптический прицел простодушного и бесхитростного ребенка иногда уморительно смешно. И поучительно, чего уж скрывать.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: зарубежная литература, Литрес, подростки, современная проза


2018-11-29 14:20



«Люди влияют на судьбы других, порой сами того не ведая и не желая».
 
Ну вот и закончились и лето, и длинная тёплая осень. Наступило предзимье, не за горами и Новый год. А значит, самая тёмная, таинственная и сказочная пора. Не пора ли почитать нечто необычное, странное, мистическое? Хочу предложить вам одну из таких книг. Автор Наталья Калинина «Что скрывают зеркала». В самом её названии уже содержится и вопрос, и загадка. Ох уж эти зеркала! Сколько вокруг них примет и поверий! И разбиваются-то они к несчастью. И смотреться-то в них долго нельзя, а в старинные  тем более,  потому что энергетика плохая. И гадать-то с зеркалами страшно – что там только в глубине не привидится! А в зеркальном лабиринте как? Вместо тебя одной живут уже несколько человек, и выхода из лабиринта как будто бы нет…
Вот так и в романе Н.Калининой три героини как три копии одного изображения пытаются решать свои проблемы и развязывать те узелки, которые попадаются им на жизненном пути. Проблемы одни и те же – решения разные. А дальше и жизненные дороги разные. И конечные станции. А что бы было, если бы приняли другое решение, выбрали другой путь? 
Наверное, у каждого из нас в жизни были ситуации, когда нам встречался такой «узелок» и приходилось принимать решение. А потом мы пытались себе представить, что бы было, если бы, например, вышли замуж за другого человека? Или, наоборот, с кем-то, далёким и потерянным, не расстались?  Поступили бы в другой институт и занимались бы в своей жизни совсем другими делами? Решились бы родить ребёнка или отказались бы от него? 
Героини Натальи Калининой, о которых она по очереди, эпизодами рассказывает нам, пытаются жить каждая по-своему. А нам предлагается  вместе с ними подумать: а что бы сделали мы, как разрубили бы узел. Книга «Что скрывают зеркала» очень не простая. При лёгком, занимательном сюжете в ней содержатся и философский, и психологический аспекты. Но  мистические вкрапления делают её более лёгкой и увлекающей.
Дочитывая книгу до конца, вы совершенно запутаетесь в тех событиях и происшествиях, в которые, как в лабиринт, заведёт вас автор. И вам даже будет казаться, что выхода нет, и в финале у каждой из героинь вместо жизни - лишь осколки  на «улице разбитых зеркал».  Но всё будет хорошо. Правильно и логично. Немного сказочно, да? Но я ведь предупреждала, что мы с вами окунёмся в мистику и сказку. А сказок с плохим концом не бывает.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: мистика, роман, современная проза


2018-11-27 09:11



Вся Америка в страшном смятеньи.
Эйзенхауэр болен войной.
Но в публичных своих выступлениях
Говорит, что за мир он стеной.
Пой, ласточка, пой.
Мир дышит весной.
Пусть поджигатель шипит и вопит,
Голубь летит.
(Из фильма «Покровские ворота»)
 
Сто лет назад (в 1918 году) завершилась Первая мировая война, в связи с чем ряд телевизионных политологов указал на явные параллели между ситуацией накануне той войны и сегодняшним международным положением. Я тоже решил поискать какие-нибудь важные для человечества параллели, обратившись к литературе, если не сказать полузабытой, то уж точно той, чей пик популярности уже миновал. 
Роман Александра Казанцева «Фаэты» состоит из трех книг. О последних двух я мало что намерен написать. С точки зрения современного читателя, они могут показаться наивными. Хотя юные сторонники теорий инопланетного разума, повлиявшего на развитие человечества, прочитав эти книги, были бы приятно удивлены, что подобные взгляды существовали и в советские времена. Еще, наверное, защитникам прав животных, вегетарианцам и даже тем, кто убежден, что коров надо отпустить на волю, потому что их молоко предназначено для телят, а не для людей, бальзамом на душу пролилось бы следующее: на Земле, согласно автору, уже научились приготовлять искусственные питательные белки, земляне практически готовы не есть трупы, а есть синтетические продукты, пусть еще недавно они и лакомились пельменями бабки Анисьи.   
Но вот первая книга романа (если только сделать небольшую поправку на то, что создавалась она в расчете на молодого советского любителя фантастики) полностью читабельна. Напомню вкратце, на какой гипотезе эта книга, называющаяся «Гибель Фаэны», основана. Есть в научной среде мнение, что между Марсом и Юпитером существовала взорвавшаяся планета под названием Фаэтон. К гипотезе о существовавшем Фаэтоне автором было добавлено предположение о причине его гибели, в качестве которой назван грандиозный ядерный взрыв. Далее фантазия Александра Казанцева поместила на материки Фаэтона две враждующие державы – Властьманию и Даньджаб. Чем закончилась их вражда, вы и так догадались. Автор лишь не уточнил, кто из жителей Фаэтона просто умер, а кто попал в местный рай. Но не знаю, важно ли это. А вот что действительно важно и вместе с тем особенно опасно. Если дать почитать эту книгу представителям разных стран буквально сегодня, чтобы они, так сказать, попытались осознать возможный масштаб гибельной военной катастрофы, то помогло бы это делу мира? Увы! Некие британские эксперты тут бы и заявили, что из книги явствует: русские собираются травить весь цивилизованный мир не только спецсредством “Новичок”, но и при помощи ядовитых цветов. (В романе А. Казанцева диктатор Властьмании расправляется с неугодными, слишком самостоятельными соратниками, дав им вдохнуть ядовитый аромат цветов.) Уж коли в мультфильме «Маша и медведь» увидели коварство русских, то здесь и подавно. А наши телеэксперты заявили бы, что нельзя сопоставлять Россию и Запад с Властьманией и Даньджабом. Это переписывание истории... то есть переписывание фантастики! Ясно, что Властьмания – намек на фашистскую Германию, а Даньджаб – Соединенные Штаты в качестве символа англосаксонского империализма. И это англосаксы вскармливают экстремистские режимы, как даньджабцы вскормили диктатора Яра Юпи... В общем, всё бы пошло по накатанной колее и у них, и у нас...
Зачем я всё это пишу? Истины-то, на которых построено произведение А. Казанцева, прописные, скажете вы. Да, истины – прописные, но осознаются ли они людьми, тем более что те и не слышат друг друга? Да и вообще серьезно ли к этим истинам относятся? Посмотрите на нижеследующую картинку.
 
 
Нет, это не жительница гипотетического Фаэтона. Это вполне земная дамочка с прической в виде ядерного взрыва. Нельзя представить более легкомысленного отношения к проблеме. А если к тому же возникнет чувство безнаказанности и собственной неуязвимости, то почему бы, решат некоторые политики, и не попробовать поиграть в войну, разве не так?
Когда поджигатели долго шипят и вопят, тогда может прилететь не голубь, а ядерная боеголовка. Надо ли это современному человечеству?
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: ХХ век, размышление на тему, фантастика


2018-11-23 10:00



Начните доверять себе, и вы сразу поймёте, как надо жить
(Иоганн Гёте)
 
"Люси в облаках" - настоящее романтическое приключение. Главная героиня Люси, отправляясь на свадьбу своих лучших друзей в далёкую и родную Австралию из Лондона и предвкушая отличный отдых и солнечное настроение, буквально за минуту до взлёта получает от своего бойфренда странное и непонятное SMS. Всё! Мир Люси перевернулся с ног на голову. Её отдых отравлен шокирующим сообщением. Подозрение, недоверие, чувство обманутости и униженности... Люси просто в смятении от шока! Но ничего не поделаешь, придётся как-то с этим жить, по крайней мере пока она там, в Австралии, в гостях у лучших друзей.
И вот она встречает Нейтана, которого помнит ещё четырнадцатилетним подростком, худощавым и нескладным. Сейчас перед ней возмужавший, двадцатитрёхлетний, высокий, темноволосый, обаятельный серфер, от вида которого у Люси ёкнуло сердце. А от его шуток и чувства юмора она и вовсе без ума. Люси чувствует, что начинает потихоньку влюбляться. Но как же её бойфренд, с мобильника которого пришла эта шокирующая SMS-ка? Ведь его она тоже любит...
Читайте этот увлекательный, лёгкий, головокружительный роман и наслаждайтесь. Банальный сюжет, но хорошее настроение и любовные переживания скрасят ваш досуг. Жить с постоянным чувством недоверия к любимому просто невозможно. Как поступит героиня, узнаете в конце романа.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: английский роман, зарубежная литература, любовь


2018-11-22 09:11



Должность фрейлины впервые появилась в придворном штатном расписании при Петре Первом. Их основной обязанностью было присутствие при официальных церемониях, приемах, балах. Две дежурные фрейлины постоянно находились при императрице или великой княгине. Эту придворную должность могла занимать только незамужняя девушка. Многие из фрейлин были личностями неординарными.
Император Николай Первый говорил, например, что Александра Осиповна Россет (после замужества она стала носить фамилию Смирнова) "царствовала над русскими поэтами". Она оставила очень интересные "Записки".
В 1826 году Александра Россет вышла из Екатерининского женского института. В ту пору ей было 17. Императрица Александра Федоровна, супруга Николая Первого, взяла ее к себе на должность фрейлины.
А. С. Пушкин называл Александру Осиповну "черноокой Россети". В ее гостиной можно было встретить и поэтов, и представителей царской фамилии.
Пушкин - одна из центральных фигур "Записок" Александры Осиповны. Здесь изложены его взгляды на литературу, историю, политику. "Обо всем он передумал и размышлял о множестве предметов... Он какой-то всеведущий, всезнающий, и у него оригинальный взгляд на историю", - писала мемуаристка.
Известно, что Александр Сергеевич порою бывал насмешлив, о чувствах говорил с сарказмом, и поэтому многие современники считали его человеком желчным, бессердечным. Россет не согласна с такой оценкой. Пушкин, по ее мнению, "был прежде всего человек", а также - "честный человек, патриот без шовинизма", искренне любивший свой народ.
Много написано на тему взаимоотношений императора Николая Первого и великого поэта, и мнения на этот счет диаметрально разнятся. Россет считает, что царь относился к Пушкину не только лояльно, но и дружественно.
Николай Васильевич Гоголь также был частым гостем Александры Осиповны. Впервые его привели к Россет Пушкин и Жуковский.
Мемуаристка свидетельствует, что Гоголь находился под глубоким влиянием Пушкина. Она подтверждает, что именно поэт подсказал Н. В. Гоголю сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".
В "Записках" Россет много также интересных замечаний о других писателях и поэтах.
Фрейлиной была и дочь знаменитого поэта Федора Ивановича Тютчева - Анна Федоровна. Она служила как при дворе Николая Первого, так и при дворе Александра Второго. Ее перу принадлежат "Воспоминания" и "Дневник".
Воспитывалась Анна в Германии, в Россию приехала в восемнадцатилетнем возрасте. Впервые увиденный Петербург оставил у нее негативное впечатление: "Тяжеловесные, каменные громады, всегда окутанные туманной мглой и сыростью..."
В своем "Дневнике" Анна писала, что, к сожалению, в семье Тютчевых не было искренней привязанности, взаимопонимания, и она от этого очень страдала. "Мое несчастье - это моя семья", - признавалась Тютчева. 
И, может быть, поэтому, став гувернанткой великой княжны Марии Александровны, Анна искренне привязалась к своей воспитаннице, по-матерински полюбив ее.
Книга А. Дёмкина рассказывает о судьбах девяти фрейлин. Автор считает, что "некоторые из них, возможно, даже влияли на решения верховной власти".
 
Светлана Титова

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, серия


2018-11-20 14:07



Всякая жизнь творит собственную судьбу.
Анри Амьель
 
Если ты слепа с рождения, но у тебя сильный характер, ты целеустремленна и имеешь огромное желание жить полноценной жизнью, то ещё не всё потеряно. Именно так чувствует себя Марианна - героиня романа английской писательницы Линды Гиллард. В свои сорок шесть она уже побывала замужем, побывала, так как её любимый муж трагически погиб, к тому же она потеряла ребёнка. С ней всегда рядом её самый близкий человек, родная сестра Луиза, пишущая романы и мечтающая выйти замуж. Две одинокие женщины, каждая занимающаяся своим делом. Марианна тоже не сидит сложа руки, она работает через день в благотворительном комитете "Общество слепых". Она совсем не чувствует себя ущербной и неполноценной, наоборот, Марианна очень сильная духом, независимая, с богатым внутренним миром и воображением и с необыкновенным чувством юмора. К тому же у неё никогда не было недостатка в мужчинах. Единственное, что её всегда бесило и оскорбляло, - это когда мужчины жалели её, так как считали, что "слепая женщина должна быть благодарна им за оказанное внимание..." Но не таков был её муж.
И вот судьба вновь преподносит ей подарок, случайную встречу с необыкновенным, волевым и сильным мужчиной, к которому тянет, словно магнитом. Их отношения складываются непросто, тем не менее, очень интересно наблюдать за развитием зарождающейся любви. Его зовут так же, как и погибшего мужа, Кейр, и он так же не делал никакой скидки Марианне за то, что она слепа.
Очень интересная история любви, мало действующих лиц, зато какая глубина их чувств, их восприятия жизни и тяги друг к другу. Меня этот роман вдохновил, есть чему поучиться у главной героини. Вся сила заложена в нас самих, и только мы сами решаем, хотим мы быть счастливыми или нет.
Этот роман даже сравнивают со знаменитым романом Колин Маккалоу "Поющие в терновнике". Он по-своему современен, своеобразен и необычен.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: английский роман, зарубежная проза, любовь


2018-11-16 09:20



Искусство отражает не жизнь, а наблюдателя
О.Уайльд
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Эта детективщица не похожа ни на кого из своих товарок, царящих на книжном рынке последние двадцать лет. Отличает её, в первую очередь, прекрасный, я бы сказала, изысканный язык повествования. Обширная эрудиция, свободное ориентирование (как в современных реалиях, так и в истории, музыке, литературе) помогают писательнице создавать необычные книги.
Построение сюжета в этом детективе вполне каноническое. Одна из пассажирок рейсового городского автобуса оказывается убитой. Цепкая память билетерши выдала пару человек, сидевших рядом с девушкой. А завизжала одна тётка, только когда одеревеневшее тело навалилось на нее при повороте.
Следователь Брагин и стажер Однолет были потрясены невероятной красотой погибшей. И для обоих это дело становится каким-то личным. А дальше идет совершенно стандартное полицейское расследование: просмотр всех камер наблюдения на куче улиц прекрасного Санкт-Петербурга, беседы со свидетелями и думы, расчеты, размышления. А герои-то у этого автора вовсе НЕстандартные. Мысли их текут прихотливо, уводя в альтернативные пласты сознания. Платова волей-неволей наделяет мужественных полицейских и повышенной эмоциональностью, и той самой женской логикой, что приводит к верным решениям совершенно странными путями.
В кармане убитой красавицы нашлась связка ключей. И что вы думаете, Паша Однолет сдал её как вещдок и успокоился? Ха-ха три раза. Он нашел квартиру незнакомки! Как? Это вы прочтете сами. А вот что он там обнаружил, когда вломился без ордера и даже разрешения, я вам намекну. Никого живого. Только совсем мертвого, абсолютно голого и очень знаменитого парня. И расследование тут же становится резонансным, приоритетным и всё такое. 
Наши странные сыщики встречают множество не менее странных персонажей. Творческие личности из мира музыки, кино, театра у Платовой получаются просто шикарные, притом каждый со своими тараканами в голове. Установление личности прекрасной незнакомки затягивается.
Мрачно-очаровательный Санкт-Петербург совершенно точно любим автором. В этой книге он, как талантливо нарисованный задник на сцене, оттеняет и подчеркивает основное действо. 
Автор умело подогревает интерес читателя. Оторваться невозможно.
В чем же мораль? И должна ли она быть? Убивать нехорошо? Лелеять месть годами бессмысленно?  Полагаю, что даже если просто читать увлекательные детективы, в которых справедливость и закон торжествуют, пресловутые моральные ценности войдут в привычку. Ну не чудо ли?
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, Литрес, российская проза


2018-11-15 13:03



1 ноября. Вторник. – Петергоф.
В 4 часа поехали на Сергеевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ
(Из Дневника императора Николая II за 1905 год)
 
Не самая новая книга. Однако, прочитав сочинение Эдварда Радзинского о Распутине (тоже не сегодня написанное), я заметил, что в книге В.М.Хрусталева нахожу более созвучное моему умственному настрою изложение материала.
Не хочу быть занудой, но не могу не пуститься в объяснения. Максимально короткие, скажу я к чести моей блогерской и к облегчению вашему читательскому.
Итак, автор сразу выразил мои мысли, назревавшие по ходу ознакомления с книгой «Распутин. “То Дело”», написанной Э.С. Радзинским.
Владимир Хрусталев пишет:
«Каждый на своем личном опыте часто постигает, что почти любой смертный человек в силу различных причин бывает тенденциозным в своих взглядах, и это не следует забывать, особенно при ознакомлении с такой категорией исторических источников, как личные дневники, письма и воспоминания».
Согласен. Подписываюсь.
Идем дальше.
Еще цитата: «...я стремился как профессиональный историк-архивист говорить с тем, кто взял в руки это издание, максимально языком исторических документов и других источников, оставляя за заинтересованным читателем право выводов, т.к. народная мудрость утверждает: “Сколько людей, столько мнений”».
Очень похвальная позиция. Не нравится мне (такой уж я привередливый), когда автор навязывает свое мнение. Да еще если без должной аргументации. Да еще если используется прием, известный историкам со времен, как только историческая наука зародилась. Заключается этот прием в следующем: приводятся источники, с которыми автор согласен; умалчивается информация, с которой автор не согласен, или сведения пересказываются вольно, в выгодном для автора свете.
Наконец, у Владимира Хрусталева я нашел любопытную характеристику Григория Распутина. С этой характеристикой я бы, пожалуй, согласился, потому что не люблю крайности: Распутин – «святой старец» (оклеветанный святой) и Распутин – «святой черт» (прожженный авантюрист).
Вот эта характеристика:
«По наблюдениям и замечаниям многих авторитетных людей того времени в Г.Е. Распутине одновременно уживались две противоположные натуры: одна – праведника, другая – грешника, которые попеременно одерживали верх в его душе. О таких людях в свое время метко заметил известный русский писатель Ф.М. Достоевский, что “никогда вперед не знаешь, в монастырь ли они поступят или деревню сожгут”».
Впрочем, не буду навязчиво вас убеждать в том, что книга Владимира Хрусталева – лучшая из написанных о Григории Распутине. Я и сам не уверен, что она лучшая. Но она вполне хороша, чтобы стать первой из той «распутинианы», которую сегодня можно прочитать.
Завершу сообщение словами, некогда сказанными моим научным руководителем мне, тогда еще студенту, работавшему над дипломным проектом: «Чтобы разобраться в каком-либо вопросе, надо прочитать сто книг». Ну, может быть, и не сто. Но уж точно не одну. Было бы желание и интерес.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2018-11-13 13:10



Изменив своё имя, можно полностью изменить судьбу…
 
Не секрет, что жанр детектива был, есть и остаётся популярнейшим во всём мире. И как бы ни называли его «развлекаловкой», какую бы войну против этого жанра ни вели, миллионные тиражи в новых подвидах этого жанра неизменно вызывают интерес у читающей публики. В одном из умных библиотечных журналов я вычитала интересное  суждение о читательском предпочтении этого жанра. Оказывается, при общепризнанной «несерьёзности» детективного жанра, детективы устойчиво предпочитают именно интеллектуалы. Возможно, потому, что здесь дело в наличии некоторого интеллектуального соревнования между читателем и сыщиком, а следовательно, и самим автором. В классическом детективе всегда есть внутренняя цель, решение логической задачи – раскрытие преступления. В этом и заключается главная прелесть, когда читатель вместе с сыщиком восстанавливает картины преступлений.
Итак, уважаемые интеллектуалы, я предлагаю вам прочитать новый детектив «Мишень для тёмного ангела». Анна Данилова, автор данной книги, давно работает в детективном жанре и не раз радовала своих читателей и почитателей запутанными интригами, хорошим языком и неожиданным финалом  своих книг. Сразу скажу, не всем произведениям Анны Васильевны я бы поставила высший балл «по шкале детективной оценки». Но данная книга показалась мне достаточно интересной, чтобы представить её вам, мои уважаемые читатели. В романе «Мишень для тёмного ангела» есть всё то, что мне нравится в произведениях именно этого автора: занимательная интрига, подсказки верных и ложных ходов для раскрытия преступления, неожиданное завершение сюжета. Чем-то это произведение напомнило мне детективы великой Агаты Кристи (Да простят мне невольное сравнение поклонники Королевы детектива!). Во всяком случае, я прочитала его с интересом и с удовольствием.
Так о чём же, собственно, книга?  О том, что изменив имя, можно, оказывается, полностью изменить свою судьбу. Что, собственно, и сделала главная героиня романа Эльвира Андреевна. Примерила чужую жизнь как платье, да и осталась в ней насовсем. Потому что в новой жизни было приятней,  удобней, богаче. Присвоила чужое прошлое, настоящее и будущее  и осталась жить в подготовленном для себя пространстве. Вот только собственные проблемы и проблемы человека, у которого украла имя, остались.  И никуда не делись. И….  А что там произошло дальше, узнаете, прочитав книгу. Ну кто же полностью пересказывает сюжет детектива!
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2018-11-02 09:20



Покуда я жив, будет жить и династия [Романовых]
(Слова Григория Распутина)
 
Эта книга вышла в прошлом году к столетию русской революции. В прошлом же году и я собирался о ней написать, но не сложилось. Однако и в наступившем году, я думаю, поговорить о ней не грех.
В книгу вошли два произведения Э.С. Радзинского: «Распутин. “То Дело”» и «Последний царь». Именно в такой последовательности они расположены в книге, хотя написаны они были в обратном порядке: сначала о Николае II, а затем – о Распутине. Возможно, названные произведения вам уже известны, ведь это их переиздание. Впрочем, и говорить я собираюсь не столько о них в целом, сколько об одной важной (как мне кажется) проблеме. Как трудно докопаться до исторической истины! Да и можно ли? Показания и действия заинтересованных лиц пристрастны. Из архивов исчезают документы. Создаются и выпускаются в свет фальшивки (например, «Дневник Вырубовой»). Подробнее об этом вы прочитаете в представленном издании, в котором есть драматургия (недаром Эдвард Станиславович драматург), есть интрига и почти детективная завязка, связанная с поиском необходимых документов.
Но так ли последователен, убедителен в каждом выдвинутом положении, беспристрастен и объективен сам Эдвард Станиславович? И здесь я с вашего позволения перейду к моей любимой теме о том, как можно без твёрдой доказательной базы создать нужное мнение. Давайте поговорим о том, как это делается.
 
ПЕРВОЕ. ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ДЕТАЛЬ.
«Милица слыла великим знатоком мистической литературы, страстно интересовалась сверхъестественным. Ей послушно следовала сестра Стана – недаром они родились в Черногории, стране ведьм и колдунов», – пишет Э.Радзинский. Уточнение “страна ведьм и колдунов” тут не случайно. Так создается определенное отношение к Милице и Стане – двум черногорским принцессам. Притом без предъявления каких-либо порочащих фактов. А если прочитать следующую фразу «“Черные женщины” – зло называли принцесс при дворе», то, можно сказать, всё, отрицательный образ завершен.
 
ВТОРОЕ. ВЕРЮ, ПОТОМУ ЧТО ВЕРЮ.
Э.Радзинский высказывает сомнения в искренности показаний Лохтиной, которая отметает все подозрения о сексуальных отношениях между ней и Распутиным. «...дадим слово другу – и одному из самых ближайших, – пишет далее Радзинский. – В “Том Деле” есть показания издателя Филиппова». Издатель Филиппов, как вы догадались, поведал о некоей сомнительной сцене. 
Но здесь у меня, как у читателя, возник вопрос. Почему одним показаниям я должен верить, а другим – нет? Конечно, недоверие к показаниям г-жи Лохтиной может быть, потому что вполне естественно, что человек не хочет сознаваться в предосудительных деяниях. Но разве у других свидетелей не может быть мотивов сказать неправду? Да сколько угодно! Появившаяся неприязнь. Желание проявить лояльность новой власти, ищущей компромат на царский режим. И так далее. 
Поэтому, при противоречащих показаниях, любое из них требует дополнительной аргументации. А здесь её нет. Мы не должны верить свидетельствам А, потому что есть свидетельства Б. И всё!
Хотя не всё! Фраза издателя Филиппова «Только впоследствии я узнал, что это – госпожа Лохтина, поклонница Распутина, имевшая с ним роман» навеяла мне мысль, что свидетели могут (кроме всего прочего) банально заблуждаться насчет увиденного...
 
 
ТРЕТЬЕ. ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ – ИСТИНА В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ?
Э. Радзинский развивает тему “неестественной дружбы” между царицей и Анной Вырубовой. Так, он пишет: «...генеральша Богданович записывала в дневнике: “2 февраля 1908 года. Рассказывал Зилотти (помощник начальника Главного морского штаба. - Э.Р.), что всех поражает странная дружба молодой царицы с ее бывшей фрейлиной Танеевой, которая вышла замуж за Вырубова... Когда во время поездки в шхеры лодка наткнулась на камень, эту ночь царская семья проводила на яхте... Царь спал в рубке один, а в свою каюту царица взяла Вырубову и на одной с ней постели спала...”»
Я не берусь доказывать или опровергать близость Государыни и Вырубовой «на почве сексуальной психопатологии» (как это тогда называлось). У меня нет никаких фактов за или против. Я хочу лишь обратить ваше внимание на то, откуда черпается информация. Из записей частного дневника. В данном случае еще и со слов иного человека. Можем ли мы считать частные мнения (по сути, домыслы и сплетни) непреложной истиной? Большой вопрос!
Хочу ли я сказать в итоге, что читать книги Э.Радзинского не имеет смысла? Боже упаси! Я только желаю сказать, что существуют академические труды (как правило, лишенные однозначности трактовок) и популярные исследования, которые сродни историческим романам, где господствует авторское видение, где есть место художественному вымыслу. Поэтому чтение чтению рознь. Одно – для научной работы и пытливого изучения эпохи, другое – для досуга и свободного времяпрепровождения.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: биография, историческая литература, отраслевая литература, размышление на тему


2018-10-31 10:15



Нет блага в войне (Вергилий)
 
"Как мы пережили войну" - это сборник воспоминаний тех, на чью долю выпали страшные испытания: на фронте, в блокадном Ленинграде, в оккупации, в тылу.
Трудно представить современным детям, что сказочным подарком может стать кулек картофельных очисток. А в блокадном Ленинграде было именно так, во всяком случае - для Татьяны Вячеславовны Белоусовой, которая рассказала свою блокадную историю (рассказ "Она была актрисой").
И порою ценой жизни могли стать полстакана риса. Именно горстка риса, выменянная с огромным трудом, спасла жизнь одной одиннадцатилетней девочке (Колобов В. В. "Цена жизни - полстакана риса").
Оккупация... Для многих она стала испытанием. Людмила Чернявская вспоминает, что зверствовали не только немцы, но и власовцы, и бандеровцы. А однажды в их деревню вошли латышские стрелки - женщины... ("В деревню вошли латышские стрелки-женщины")
Люди не только терпели ужасы оккупации - они, как могли, сопротивлялись.
Светлана Кузьминична Жукова говорит, что "с немцами воевали все - от четырехлетних детей до восьмидесятилетних стариков". Дети прокалывали шины автомобилей, натягивали через дорогу колючую проволоку, сливали из бензобаков бензин. А она была партизанской связной ("Я была партизанской связной").
Бабушка Виктории Александровны Пеняк прятала от фашистов в своем доме троих советских солдат. За это ее едва не расстреляли ("Пережившая расстрел"). 
Труженики тыла жили под лозунгом "Все для фронта, все для Победы!"
Бабушка Татьяны Сергеевны Мусиной пришла работать на завод в возрасте 14-ти лет. "Резали бумагу, заворачивали в нее бомбы и складывали их в ящики. Большие бомбы были очень тяжелые, поэтому приходилось их перевозить трем-четырем подросткам, так как сил у них не хватало", - вспоминает она.
Разгружали вагоны с углем, строили железную дорогу... Плата за тяжелый труд - 600 граммов хлеба в день ("Ковали Победу в тылу").
Искусова Раиса Иосифовна - уроженка Архангельска. В годы войны этот город сильно бомбили; очень плохо было с продовольствием. Картошку, например, выменивали на ценные вещи. Но город жил, город работал. Молодые девушки, мобилизованные на лесосплав, ворочали тяжелые набухшие бревна, стоя по пояс в ледяной воде... ("Война перечеркнула детство")
Песин Борис Семенович встретил начало войны в Херсоне; на фронт отправился добровольцем. Через два месяца рота пехотинцев, в которой он служил, попала в окружение. Командир был убит.
Борис принял командование на себя. Взяв пистолет погибшего командира и подняв его вверх, он крикнул: "Вперед, ребята! Лучше смерть, чем плен!" Рота пошла в атаку. Оставшихся в живых Песин вывел из окружения (З. Кирк. "Пистолет убитого командира").
Отец Мальцевой Натальи Ивановны закончил свою войну в Маньчжурии. Он освобождал Сахалин от японцев. Однажды ночью наши бойцы пошли на задание, но не успели его выполнить. Днем они прятались в болоте, дышали через тростниковые трубочки. Следующей ночью солдаты выполнили задание: разведали японские дзоты, к которым цепями были прикованы японские пулеметчики-камикадзе ("Неизвестная война. Пулеметчики-камикадзе").
В книге собраны сто одиннадцать разных историй. Рассказчики - очевидцы событий, их дети, внуки. Нужна ли такая литература? Бесспорно, потому что книги, подобные сборнику "Как мы пережили войну", - это связь поколений, это память о страшной трагедии, которую нельзя забывать, потому что история может повториться. Не дай Бог...
 
Светлана Титова
 

Ярлыки: военная тема, воспоминания, историческая литература, сборник


2018-10-29 12:48



То, чего мы опасаемся, случается очень редко; происходит, как правило, то, чего мы меньше всего ожидали.  
Дизраэли
 
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Свою немаленькую армию поклонников Устинова регулярно снабжает новинками два раза в год. Другое дело, что последние эксперименты писательницы с жанрами слегка нервировали читателей. То боевичок, то мистика... Новый роман возвращает всех желающих в зону комфорта. Все привычно, выверенно и понятно. Сильные и успешные мужчины решают все проблемы. Женщины, старательно притворяющиеся трепетными ланями, не возражают. Злодеи будут пойманы и наказаны, добро восторжествует, каждый найдет свою половинку.
Главные герои книги, кстати, мужчины, а не женщины, как чаще всего бывает у этого автора. Слабому полу здесь как-то маловато внимания...
Итак, два брата Галицких. Старший - серьезный ученый, занимается аэродинамикой самолетов. Суховатый, консервативный и правильный до тошноты. Похоже, ощущает он себя не на календарные 37, а на 137 лет как минимум. Зато младшенький, 35-летний суперпопулярный рэпер Пародонтоз (в книге это имечко изображается с апострофом и половиной латинских букв, а я не буду) ведет себя, как 18-летний наследник шейхов. Концерты, тусовки, пьянки, девицы, лимузины и при этом железная уверенность в том, что он голос улиц и все будет зашибись.
И вот веселая жизнь резко стала невеселой. Похмельного рэпера волокут в кутузку и обвиняют в убийстве некоего пенсионера. А пенсионер-то оказался небедным таким: завещал братьям Галицким пару квартирок, машинок и домиков и сколько-то там антиквариата. Чем не мотив? Другое дело, что ни старший Ник, ни младший Сандро знать не знают такого старичка и не слышали даже имени.
А насмешливого полицейского, похоже, просто бесят и ученый в костюме, и бритый татуированный рэпер. И он намерен посадить любой ценой обоих братьев. Тем более что нелепые происшествия, странные знакомства и трагические происшествия вокруг главных героев только множатся.
Персонажи книг Устиновой, если кто заметил, часто признаются себе, что ничего не понимают. В жизни, в отношениях, в женщинах, в мужчинах. Довольно смелое заявление. Сильному полу даже про себя сложно произнести такую фразу. Зато потом легко собраться, откинуть предубеждения и взять расследование в свои руки. Если доблестная полиция против тебя…
Как всегда у этого автора, детективная составляющая романа вполне логична, последовательна, хоть и не без роялей в кустах. А парочек для своих заглавных персонажей Устинова подобрала таких, чтобы произошло столкновение противоположностей. Да такое, что искры во все стороны полетят. А из искры возгорится пламя любви. Да-да. И все будет замечательно.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, Литрес, российская проза


2018-10-26 10:10



Ход истории ты можешь изменить только в своем времени, там, где живешь.
Городовой (из книги)
 
А. Жвалевский и Е. Пастернак пишут для подростков классные книги. Дуэт очень удачный. В 2013 году они получили литературную премию им. В. Крапивина. Как и все книги представленных авторов, эта история очень интересная, увлекательная и поучительная. Книга "Москвест" поможет школьникам по-другому посмотреть на уроки истории. Знание истории полезно каждому современному человеку, особенно если оно преподносится не в виде сухих фактов и дат, а в виде вот такого увлекательного путешествия. (Квест - приключенческая игра.) Но считаю, что эту книгу нужно читать родителям вместе с детьми, обсуждать, разъяснять непонятное. (Есть тут такие моменты, достаточно острые.)
Главные герои книги Миша и Маша - учащиеся московских школ. Они путешествуют в прошлое, открывая для себя родную Москву в разные периоды, начиная с основания города. И всегда Маша и Миша становятся активными участниками исторических событий. Обычные современные дети, они не идеальны, набираются опыта через ошибки, преодолевая трудности.
В предисловии авторы пишут, что придерживаются исторических фактов, не выражая своей авторской позиции. Но я увидела, что в книге заложен очень глубокий смысл. Юному читателю показано, что во все времена в нашей стране, при князьях, царях, императорах, президентах, жизнь простого человека ничего не стоила. Всегда процветали казнокрадство, взяточничество, подхалимство и паразитизм. И сейчас ничего не изменилось. По-прежнему уповает народ на царя-батюшку. "Царей была прорва, и все разные, а бардак одинаковый. Не в царях, видно, дело. Царь людей не изменит, пока они сами этого не захотят". К такому выводу пришли герои книги. И хочется верить, что наши дети и внуки смогут изменить жизнь к лучшему в нашей стране.
И еще очень важная для подросткового возраста тема поднимается в книге - тема первой любви. Это возраст отличается обостренностью чувств. Влюбиться легко, разочарование приводит к трагедии. Не случайно авторы упоминают Ромео и Джульетту. История влюбленности Маши, описанная в книге, весьма поучительна. А также авторы хорошо дают понять, что любое событие в жизни людей, даже незначительное, изменяет ход истории.
Рекомендую эту книгу любознательным подросткам и их внимательным родителям.
 
Светлана Морозова

Ярлыки: любовь, подростки, приключения, современная проза


2018-10-24 09:02



Эпиграф, который можно не читать:
 
Должна была быть поэма в прозе
о том, кто был Всероссийским
самодержцем и, поняв трагическую
нерасторжимость греховного узла
своей власти, ушел на свершение
духовного подвига под именем старца
Федора Кузьмича. Ушел – во искупление
греха – своего, и династического,
и всех, имевших власть
над Россией, но не умевших
освободить ее от оков Демона.
Теперь Александр блистающим
Всадником, могучим Императором-
Искупителем сражается среди
светлого воинства по ту сторону
нашего мира против сил тьмы.
Даниил Андреев. Поэтический ансамбль «Русские боги».
Ненаписанная поэма «Александр»
 
Существует легенда, что Александр I Павлович Романов не умер в 1825 году, а скрылся в Сибири под именем старца Федора Кузьмича (Козьмича).
Надо сказать, жизни многих великих людей (начиная с глубокой древности и до наших дней) обрастают удивительными преданиями, связями с тайными заговорами или с миром чудес. Еще в античные времена мудрые пчелы наполняли медом рот младенца Платона, после чего тот стал знаменитым древнегреческим философом. Чудеса, сопровождающие жития святых, не поддаются счету. Из сборников русского фольклора мы можем также вычитать, как простой народ видел отечественную историю: народная проза повествует о Пугачеве и Суворове, Кутузове и Наполеоне. Упорные слухи, циркулирующие в народе, могут даже влиять на дальнейшее развитие событий. Вести о выжившем царевиче Димитрии рождают Лжедмитриев и период русской Смуты. Не знаю, чему приписать недавнее народное мнение, что Сталина отравили евреи, и как это может отразиться на их судьбах в будущем...
Так или иначе, а молва о том, что таинственный Федор Козьмич, задержанный в Пермской губернии спустя неполных 11 лет после смерти Александра Первого, битый кнутом за бродяжничество и сосланный в Сибирь, и есть российский император, удалившийся от власти, – была такой упорной и, по-видимому, так широко распространенной, что нашла отклик у исследователей, которые занялись этой проблемой всерьез.
Константин Васильевич Кудряшов (1885-1962) сделал решительную попытку разобраться в этом запутанном хитросплетении фактов и дал свой ответ на вопрос, кем был на самом деле Федор Козьмич. Его исследование выросло из прочитанной им публичной лекции, в связи с чем имеет характер популярного изложения, читается легко и с интересом. Петербургское издательство «Время» выпустило книгу «Александр I и тайна Федора Козьмича» в 1923 году, а в 2014 году издательство «Ломоносовъ» переиздало исследование профессора К.В. Кудряшова в серии «История. География. Этнография». Конечно, сейчас не принято указывать, что книга издавалась ранее: вдруг потребитель книжной продукции засомневается в свежести товара и решит, что ему «втюхивают» просрочку. Но в данном случае, я думаю, те, кто заглядывает в блог «12 месяцев для чтения», всё-таки являются читателями книг, а не потребителями книжной продукции. Их не смутит, что книга издавалась ранее. Тем более что сказать что-нибудь абсолютно новое (если, конечно, не пускаться в псевдоисторическую фантастику) в этом вопросе, пожалуй, и нельзя.
Если бы эта книга появилась в другое время, более заискивающее перед царскими особами, может быть, не было бы фраз типа «эта мысль способствовала развитию того психического маразма, который охватил государя». Решили бы, что нельзя так о венценосной особе, смягчили бы. В заискивающее перед царскими особами время такая книга могла бы и вовсе не появиться. Нечего муссировать причастность Александра к убийству отца! Но книга появилась в то время, в которое она появилась. И я был совсем не прочь ее прочитать. Возможно, книга «Александр I и тайна Федора Козьмича» заинтересует тех, кто любит разгадывать загадки отечественной истории.
ПОСТСКРИПТУМ.
Вероятно, вы смущены текстом, данным в качестве эпиграфа. Зачем здесь ненаписанная поэма? А вот: поэма об Александре I так и не была написана Д.Л. Андреевым... А была ли написана на скрижалях российской истории тайная жизнь Александра Павловича? Или это досужие выдумки мистиков?
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: биография, историческая литература, отраслевая литература, серия


2018-10-22 12:02



У мести нет чести (пословица)
О, времена! О, нравы! (Цицерон)
 
"Во всем этом есть что-то нечеловеческое", - с этих слов начинается повествование в книге Т. Ю. Степановой. Действительно, нечеловеческое. И как же иначе можно определить то, что увидели оперативники, приехавшие по вызову в дом Игоря Петровича Вавилова, полковника полиции, начальника оперативно-аналитического управления?
А увидели они труп его молодой жены с отчлененными руками, которые преступник прибил к стене гаража в форме буквы М, а затем кровью жертвы дописал еще две - щ, у. Мщу! Мотив содеянного - месть. Но почему такая страшная?
Чтобы ответить на этот вопрос, следственная группа вынуждена была поднять уголовные дела пятилетней давности. Преступления случились в подмосковном городке Рождественске, где Вавилов в то время возглавлял уголовный розыск. Оперативники не ошиблись: именно оттуда тянулись зловещие следы. А Игорь Петрович оказался тем, кого принято называть оборотнем в погонах. В свое время он пытался упрятать за решетку невиновного человека за преступление, совершенное им самим - убийство девочки-подростка...
Но книга не только об этом, она, скорее, о современных нравах, о том, когда все пропитано духом цинизма. И цинизм этот настолько проник во все поры бытия, что стал почти нормой.
Мстителем оказался, как выяснилось, помощник Вавилова, любимый человек (и любящий) убитой начальником уголовного розыска девушки по имени Аглая.
Мститель искренне (с его точки зрения) любил ее, испытывал романтические чувства, но... Но это не помешало ему сделать свою подругу приманкой для педофилов. Зачем? А чтобы потом посредством шантажа вымогать с них деньги, которых надо очень много на дальнейшую счастливую жизнь вдвоем: учебу, свадьбу, бытовое обустройство.
Романтизм и цинизм... Кажется, несовместимые понятия. Но неужели сегодня они нашли точки соприкосновения?
"Первая любовь..., платоническая чистота чувств и при этом... Они оба, и Аглая, и он, таким грязным способом через Интернет деньги зарабатывали. Копили на свою свадьбу. Ей четырнадцать, ему восемнадцать - полудети и... совсем не дети. И романтики, и циники",- говорит один из персонажей произведения.
Так что же это? Особенность современного общественного бытия или все-таки индивидуальное отношение к нравственным нормам? Вероятно, и то, и другое.
Еще один колоритный персонаж книги - по ряду причин несостоявшийся адвокат Грибов. Он причисляет себя к лишним людям, о которых так много сказано в нашей классической литературе. "Нас ни о чем не спрашивают, от нас ничего не зависит. Мы словно чужие здесь, в этой стране: живете - и ладно, ешьте, пейте, ни во что больше не суйтесь",- рассуждает бывший юрист.
Однако не все здесь, как в классической литературе: определился все-таки Грибов, нашел свою нишу, став сожителем богатой дамы почтенного возраста. "Как только она сдохнет, я найду себе другую богатую старуху. И буду жить дальше - в свое удовольствие", - говорит он. Вот такая житейская философия. Тоже примета времени?
Татьяна Степанова пишет жестко, иногда с мало приятными физиологическими подробностями, но при этом она - мастер интриги, ей удается постоянно держать читателя в напряжении; от детектива невозможно оторваться.
Книга имеет маркировку 16+.
            
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, российская проза


2018-10-18 14:23



Человеческий глаз - это настоящий космос.
 
Книга из раздела "Медицина". Автор книги - профессор, офтальмолог высшей категории, выполнил более 30 тысяч сложных глазных операций, автор 34 эффективных методик. У него ювелирная работа - оперировать глаз, возвращать зрение человеку. В своей книге он рассказывает удивительные истории лечения и выздоровления пациентов с различными заболеваниями глаз. Пишет легко, интересно о медицине, о своей жизни, семье. Книгу А. Кожухов посвятил своему дяде Святославу Федорову, создавшему огромный центр  восстановления зрения "Микрохирургия глаза". Очень впечатлила история С. Федорова. Он был не только дядей автору, но и другом, учителем, заменил ему отца, "заразил профессией", научил всему, что знал и умел сам. Федоров был величайший человек, гений. "Ему скучно было быть счастливым одному. Ему надо было, чтобы все вокруг были счастливыми." Но великого мастера постоянно "травили". Его институт был лакомым куском. И когда Федоров ушел из  депутатов, ушла и депутатская неприкосновенность. Его убили, подстроив автомобильную аварию.
У меня лет с 14 плохое зрение - близорукость. Очень много читала, часто лежа. Сначала чувствовала ущербность, потом привыкла к очкам. Было желание восстановить зрение. Но страх был сильнее.
 А. Кожухов так описывает свои операции, что страх этот пропадает. Потому что становится понятно, что будут делать и как. Вот бы в свое время пришла ко мне эта книга! Основная часть книги посвящена описанию интересных случаев из практики автора, когда приходилось срочно принимать нестандартные решения. Запомнилась история одного молодого человека, на которого напали с целью ограбления и проломили дыру в голове между глазом и носом. Три хирурга - пластический, лор и офтальмолог - спасли его. Но после операции пациент понял, что делает не свое дело. Он занимался бизнесом, который приносил деньги, но не удовлетворение. Молодой человек решил, что глупо тратить жизнь на то, что не приносит пользы, и стал писателем.
Очень хорошо написано: какие бывают глазные болезни, отчего они появляются, чего нельзя делать, приводятся рекомендации по питанию, упражнения.
Врачи тоже люди. В одной из последних глав Кожухов рассказывает, как он влюбился в одну из пациенток своей клиники, как добивался ее расположения, женился, создал семью. У самого автора были астигматизм и близорукость. Носил очки. В 18 лет его прооперировал сам С.Федоров. Описание автором своих ощущений во время и после операции тоже очень интересно.
Книга понравилась. Прочитала с удовольствием. Взяла себе на заметку точечный массаж. Операции уже не боюсь.
 
Светлана Морозова

Ярлыки: медицина, отраслевая литература


2018-10-17 08:49



В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! – русская долюшка женская!
        Вряд ли труднее сыскать.
(Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»)
 
«Особенность обыденности русской крестьянки состоит в том, что границы ее публичной жизни и интимного круга “размыты”. Традиционная “прозрачность” деревенского быта практически лишала ее личного пространства...» – написал автор книги в предисловии. А я подумал: «Как меняются и в то же время не меняются условия жизни». Да, сейчас мы буквально воюем за личное пространство, стремясь бесконечно увеличивать и улучшать свои квадратные метры, покупая новые квартиры или строя загородные дома (тут уж у кого как с финансами). Мы не живем, как правило, с родителями. По лавкам у нас не спит десяток-другой детей. Дяди, тёти и бедные родственники – тоже отдельно. Но “прозрачность” быта – всё та же примета времени. Мы сами создаем эту прозрачность посредством социальных сетей. А телевидение с удовольствием демонстрирует то, что раньше, в том числе в так называемый период поздней империи, характеризовалось как жизнь «на миру» и «от лукавого». Формы деревенской коммуникации (слухи, пересуды и сплетни) и досуга (посиделки, гуляния) стали приметой современных шоу. А темы незаконнорожденных детей, интимной жизни, домашнего насилия и преступлений в кругу семьи – одни из самых рейтинговых.
Может быть, по этой причине столь популярны издания о повседневной жизни, бытовой ее стороне в разные эпохи и среди различных социальных групп? 
Книга доктора исторических наук Владимира Безгина – не исключение. Перед нами – исследование повседневной жизни русской крестьянки на переломе эпох. В зоне пристального внимания – женщина. И как тут не привести народную мудрость?
«Без бабы в доме никак невозможно».
«Жену не бить – толку не быть!»
«У кого детей нет – во грехе живёт».
«Первая жена от Бога, вторая – от человека, третья – от черта».
 
Таким образом, и в книге Владимира Безгина не обойдены вниманием женские работы и заботы, побои мужа и “ласки” свёкра, бабьи бунты и вообще жизнь “на миру”, насилие против женщин, женские преступления и прочие темы “от лукавого”. 
Однако, несмотря на жестокую правду, мы действительно имеем дело с правдой жизни, а не подделыванием под нее ради рейтинга. Исследование Владимира Безгина опирается исключительно на документы. Большая часть документов извлечена автором из фондов таких архивов, как ГАРФ (Государственный архив РФ), РГИА (Российский государственный исторический архив), РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории), АРЭМ (Архив Российского этнографического музея). Автором изучались следственные дела, приговоры окружных судов, решения волостного судопроизводства, материалы текущей губернской статистики. А голос самого крестьянства дали возможность услышать используемые в исследовании материалы полевых этнографических экспедиций и мемуары сельчан.
Книга Владимира Безгина (в первую очередь) рассчитана на тех, кто интересуется историей повседневности и этнографией. Она вышла в популярной серии «История. География. Этнография» издательства «Ломоносовъ».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, серия, этнография


2018-10-15 10:00



Авторы книги - ведущие научные сотрудники Института российской истории РАН, доктора исторических наук. Обратившись к теме, обозначенной в названии книги, они исследовали множество источников, порою собирая материал буквально по крупицам.
По их мнению, первой выборной русской царицей следует считать жену Бориса Федоровича Годунова - Марию Григорьевну, урожденную Скуратову-Бельскую, так как Борис Годунов - первый выборный царь в истории России.
О ней сохранилось очень мало сведений, однако известно, что Мария Григорьевна стала не только верной спутницей царя Бориса, но и сама находилась в течение нескольких месяцев во главе Русского государства.
Она была достаточно образованным для своего времени человеком, сумела привить детям любовь к чтению.
Однако первая выборная царица была очень похожа на своего отца - знаменитого Малюту Скуратова, который с неугодными расправлялся очень быстро, не пытаясь найти никаких доказательств вины. И систему доносов царь Борис Годунов внедрил именно по совету жены.
После кончины его было официально объявлено, что во главе страны становятся царица Мария Григорьевна и царевич Федор Борисович. Однако царствовать им пришлось недолго, вскоре их убили.
По мнению историков, бесславный финал правления Годуновых связан с тем, что они не учитывали мнение русского общества, а пытались править как "прирожденные государи".
Матерью Петра Великого была царица Наталья Кирилловна, происходившая из рода Нарышкиных. Личность неординарная, она стала второй женой царя Алексея Михайловича.
В 1672 году у царской четы родился сын, которому суждено было стать впоследствии императором Петром Великим.
В раннем детстве, как и полагалось в то время, ребенка опекала женская прислуга под руководством царицы-матери. И, конечно же, набор предметов, окружавших ребенка, в первую очередь зависел от матери. У будущего императора было много вещей европейского происхождения: музыкальная шкатулка, клавикорды... Не это ли в какой-то степени способствовало формированию западнических взглядов Петра Великого?
Петр Алексеевич буквально "вырвал" власть из рук своей сестры царевны Софьи, дочери Алексея Михайловича от первого брака.                        Царевна Софья, по мнению исследователей, была личностью выдающейся. Царевны тогда не только не допускались к участию в политической жизни, но и существовали как затворницы. Софья же, умная, властная, прекрасно образованная, в течение семи лет управляла государством!
В годы ее правления был подписан "вечный мир" с Речью Посполитой, а Нерчинский договор с Китаем, заключенный в 1689 году, дал хорошие возможности для развития взаимной торговли.
Внутри страны прошло размежевание помещичьих и монастырских земель, были ликвидированы таможни по малороссийскому рубежу, преобразилась Москва... Молодых дворян отправляли на учебу за границу (не Петр Первый был первопроходцем в данном случае). Но удержать власть в своих руках Софья не смогла, да это и невозможно было в то время.
Авторы книги уверены, что каждая из цариц и царевен 17 века внесла свой вклад в развитие страны.
 
Светлана Титова

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, серия


2018-10-12 10:23



…критика, который обладал бы свойством универсальности, абсолютности и при этом невидимости, нет в природе.
Цитата из книги.
 
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Предыдущее произведение известной критикессы было похоже на путеводитель по книжному морю. Максимальное количество рецензий, минимум отвлеченных рассуждений – то, что надо жадному до информации читателю. Ощущения же от новой книги, как от хорошего, долгого и продуктивного общения с умным и приятным собеседником.
Возможно, на выходе ваш список «что бы почитать» не будет обширным, но будет более качественным и индивидуальным. Как раз спискам посвящена одна из первых глав. Юзефович мягко критикует все эти обезличенные «100 лучших книг чего-то там» и т.п. Она вообще человек интеллигентный, деликатный и не склонный к категоричным суждениям. И дает она совет. У хорошего списка должен быть автор. С указанием имени, возраста, любимых тем для чтения и пр. Вряд ли советы двадцатилетней поклонницы романтического фэнтези будут полезны сорокалетнему мужчине. А пятидесятилетний читатель бизнес-литературы не составит внятный список лучших любовных романов десятилетия.
 В своей книге  автор даёт ответы на множество вопросов читателей, в том числе и на свой самый «любимый»: "А зачем вы вообще нужны?" Помимо удовлетворения естественного любопытства, читатель получает простую и полезную типологию литературной критики. Объясняю. Если вы изучаете отзывы и рецензии в Интернете, прежде чем прочесть, а тем более купить книгу, наверняка замечали, что некоторые советчики вас раздражают непонятно чем, другие вызывают безусловное доверие, а третьи оставляют равнодушными. «Своих» критиков и писателей вы, наверное, уже выделили и запомнили их фамилии. Но почему? Каков критерий отбора?
Галина Юзефович из тех, кто умеет писать столь внятно и доступно, что ловишь себя на мысли: «Вот оно! Я тоже так думала, но не могла сформулировать!» Книга эта для того, чтобы не подбирать мучительно слова, пытаясь объяснить собеседнику, чем тебя так восхищает то, что его просто бесит. Если вы не выбросите из головы полезную информацию сразу по прочтению, а будете ею пользоваться, вам станет намного легче плавать в литературном океане.
А еще вы можете узнать, чем отличаются современные юные читатели от своих ровесников прошлых десятилетий. Ага. И почему бесполезно заставить полюбить их те же книги, что нравились вам в детстве. Есть ли общее у великих романов разных стран? Откуда берутся бестселлеры и что это такое? И самое страшное на закуску. Надеюсь, что именитый критик докажет некоторым упрямцам, что бестселлер не всегда синоним хорошей литературы. И жизнь на этом не кончается.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: книги, литературоведение, Литрес, чтение


2018-10-10 13:01



"...в России главное – выжить, остальное само, хошь не хошь, случится".
(Повесть Ивана Охлобыстина «Нулевой километр»)
 
За теми, кто выделяется из толпы талантом и оригинальностью, нередко закрепляются прозвища, порою обидные (как кажется их создателям) и даже уничижительные. Не секрет, что Никиту Михалкова прозвали “барином”, Захара Прилепина – “омоновцем”, а Ивана Охлобыстина – “юродивым”. Вроде бы как ущемить хотели. И что? Юродивые, между прочим, небанальным способом втолковывали людям истины, связанные (как бы сейчас сказали) с традиционными ценностями. А в словах “барин” и “омоновец” я и вовсе не вижу ничего обидного. Как нам свойственно ждать, чтобы приехал добрый барин и нас рассудил! А без омоновцев и совсем теперь никак, поскольку обстановка в стране и мире сложная.
Абсурдизм и клоунада повестей Ивана Охлобыстина, представленных в названном сборнике, только подтверждает то, что фантасмагория лучше всего отображает противоречивую действительность. Вот, например, нижеследующий разговор по телефону из повести «Нулевой километр». Вы уверены, что ни на каком вам известном предприятии он не мог состояться?
 
У меня имеются самые веские основания предполагать, что для увеличения производительности труда необходимо техническое переоснащение вверенного мне хозяйства, – решительно выпалил в трубку Юлий Иванович.
Мозгов вам не хватает, молодой человек, – оборвала его Чугунова. – Ты больше никому про переоснащение не говори, иначе... ну, сам понимаешь. Изыскивай внутренние резервы. Ищи неожиданные решения и новые пути. Мобилизуй людей.
Но как? – огорченно воскликнул Литвиненко. – Хорошо бы финансово заинтересовать.
Кого? – заинтересовалась дама.
Людей, – уточнил директор.
А! – разочарованно крякнула Чугунова и бросила трубку.
 
Ну, не буду наводить тень на плетень и уточню: диалог этот имеет отношение только к леспромхозу. И то лишь к тому, который описан в повести «Нулевой километр». А ситуация здесь замечательная. Сначала, как говорится в произведении, “всех сажали в Усть-Куломский лагерь. ... Потом по амнистии, в связи со сменой политического режима, лагеря закрыли, а кто сидел, там и остался. Привыкли”.
Но и это не всё. Еще более абсурдной кажется ситуация из-за того, что леспромхоз (как и общество в целом) строит демократию, но так, как привыкли строить коммунизм. С лозунгоманией и пустозвонством торжественных речей.
 
Господа трудящиеся! – начал он. – Администрация края поручила мне руководить нашим родным леспромхозом. Точнее – вашим родным. Что сути не меняет. Высокие стандарты трудовой дисциплины и демократического энтузиазма, заданные на последнем совещании, вдохновляют нас на многократное повышение производственного коэффициента!
 
Узнаваемо?
Добавьте к тому, что я назвал, засовы из чистого золота на полусгнивших воротах, зайцев-мутантов и любопытные хобби служащих леспромхоза. И получится очень колоритная картина, с которой подробнее вы можете ознакомиться в повести Ивана Охлобыстина.
 
Вторая повесть, вошедшая в сборник, и дала ему название. В повести «Песни созвездия Гончих Псов» – сборище чудиков. Спивающийся физик Петр Николаевич, изобретатель БНАМа (бетанакопителя антиматерии); страдающий хроническим запором Йонас Хенрикасович; писатель-лезгин Рашид Сардарович, открывший продовольственный магазин; Аркаша, сдающий клиентам мочу, и прочая, и прочая... включая Гаврилыча неизвестного происхождения. И так уж получается, что обыденное в повести переплетается с космическим и даже мистическим. Однако наши люди привыкли жить в необыкновенных условиях. Поэтому неудивительно, что сложную судьбу главных героев, Петра Николаевича и Наташи, не только скрашивает поздняя любовь, но и сопровождают телепорталы, антиматерия и иные формы сознания.
Читая это произведение, и я захотел стать добрым волшебником, чтобы хлопнуть ладонью по БНАМу-Шарику и пожелать счастья всем. Правда, не знаю, получилось бы у меня быть искренним по отношению ко всему человечеству. А вот у автора – получилось.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: российская проза, современная проза, сборник, юмор


2018-10-08 13:03



Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро
 
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Сборник лекций известного автора о литературе будет весьма полезен собирающим материал о жизни и творчестве некоторых авторов, об истории советской литературы 70-х годов, например.  Веллер, как всегда, начинает с самой неоднозначной темы, а именно ругает нашу классику. Тема эта задевает за живое. Свидетельством тому совершенно противоположные мнения в Интернете. Скажу честно: я разделяю точку зрения автора на героев нашей хрестоматийной классики, как на вялых "никчемушников". Веллер ведь не нападает на язык и стиль повествования Пушкина, Толстого, Достоевского и других. Он задается вопросом: "А чему могут научиться современные подростки у персонажей тех произведений, что они проходят в школе?" Пойти и утопиться после выволочки от свекрови? У нас что, такой низкий уровень молодежного суицида, что повысить надо???!!! А еще можно уничтожить репутацию хорошей девушки, унизить человека, желающего тебе помочь, застрелить друга и продолжать вяло скучать за бокалом спиртного в клубе. Узнаете? И как вам такая модель поведения?
Очень язвительно Веллер прохаживается по "диспетчерам от литературоведения", которые назначили одних "великими" писателями, а других предали забвению столь глубокому, что несколько поколений русских читателей не подозревают о том, что помимо известных сейчас, существовало множество неплохих литераторов. Творчеству Фаддея Булгарина, кстати, автор посвятил отдельную лекцию. Очень любопытен разбор причин, приведшим к опале в умах следующих поколений успешного, популярного, интересного писателя и журналиста.
О книгах братьев Стругацких статья очень любопытная и информативная.
Замечательная лекция о творчестве Высоцкого. Глубокий филологический анализ сочетается со страстными рассуждениями о том, как именно этот поэт стал воистину народным. И почему фронтовики ценили и любили военные песни не воевавшего Высоцкого.
Литература о Великой Отечественной также удостоилась отдельной обширной лекции. Мнение Веллера иногда заставляло меня взглянуть под иным углом, казалось бы,  на давно известные, давно прочитанные и оцененные  вещи. И отметить для себя парочку малоизвестных фамилий. 
Другой войне, первой мировой, посвящена глава "1929". Именно в этом году появились четыре знаковые, можно сказать, культовые книги. Веллер рассматривает этих авторов, таких разных, с точки зрения того наследия, что они оставили людям. Вдумайтесь! Ведь скоро сто лет пройдет, а все новые и новые "потерянные" поколения читают эти не устаревающие романы: "На западном фронте без перемен", "Прощай, оружие!", "Шум и ярость", "Смерть героя".
Кстати, скажу о полезности литературоведческих книг. Внимательно изучив "О чем говорят бестселлеры" Галины Юзефович, я могу теперь классифицировать Веллера. Он пишет критику размышлений. В социальном контексте. То есть книга для него частенько лишь повод для разговора об обществе, человеке и мире. Разумеется, он пристрастен. Цитирую Г. Юзефович: "...объективность столь же свойственна человеку, как и фасеточное зрение и прочие приятные вещи". Так что если это не "ваш" автор, просто не читайте и не раздражайтесь понапрасну. 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: литературоведение, Литрес, русская литература, сборник, современная проза


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература