
Несомненно, череповецкого читателя, к которому я в первую очередь обращаюсь, зацепит само название книги «Детство на Шексне». Да, действительно, речь пойдёт о Череповце и его окрестностях. Автор книги Людмила Григорьевна Яцкевич поделится с нами воспоминаниями о своём детстве, проведённом в наших краях в далёкие 40 - 50-е годы прошлого столетия. Но сначала немного об авторе. Людмила Григорьевна Яцкевич (Калачёва) – доктор филологических наук, член Союза писателей России. Ею опубликовано много работ по русской филологии и краеведению. В 2019 году вышла из печати её книга «Православное слово в творчестве вологодских писателей». А ранее уже выходили её художественные произведения в книгах «Слово о русской деревне» и «Квасютинская поговорочка», небольшие повести.
Перед нами второе издание истории Парфёновского Богородицкого монастыря, основанного и вновь возрождающегося на территории современного Череповецкого района. Первое издание вышло в 2011 году и состояло из двух отдельных частей («История обители до 1917 года. Ее архитектурный ансамбль» и «История обители в советские и постсоветские годы»). С момента его выхода минуло десятилетие, произошли многие события, ознаменовавшие важные изменения. 15 февраля 2019 года указом епископа Череповецкого и Белозерского в селе Парфеново было учреждено архиерейское подворье. 13 июля 2021 года в храме в честь иконы Божией Матери “Нечаянная радость” впервые (после 1922 года) состоялась архиерейская литургия. А 17 сентября 2021 года епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, совершив в Парфенове очередную Божественную литургию, посадил привезенный сестрами исторического Леушинского подворья Санкт-Петербурга молодой дубок – «потомок дуба, посаженного в Иоанновском монастыре святым праведным Иоанном Кронштадтским». И это, конечно, не просто так. С именем “всероссийского молитвенника” Иоанна Кронштадтского история Парфёновского монастыря связана неразрывно: в начале ХХ века святой праведник освятил здесь монастырский храм, благодаря чему «Парфеновская община получила всероссийскую известность».
У этой книги есть еще подзаголовок "Приключения в жизни будничной и вечной". Тут-то я и заинтересовалась. Кто бы мне сказал, что я буду читать книгу, написанную священником и смеяться, в жизни бы не поверила.
Оптину пустынь в период ее расцвета в девятнадцатом веке прославило старчество. И отличительной его чертой стало то, что русские старцы «не только окормляли монахов своей обители, но направляли свое служение на благо всего народа». Известно, что на исповедь к преподобному Макарию стремились далеко не последние люди России. Среди них, например, классик русской литературы Н.В. Гоголь, который приезжал в Оптину пустынь не единожды и который, по его же словам, духовно переродился, вошел к старцу «одним, а вышел другим». Не менее известно посещение Ф.М. Достоевским старца Амвросия, к которому писатель отправился после постигшего его несчастья – смерти сына Алеши. Эта поездка не только принесла ему утешение, но и предопределила появление романа «Братья Карамазовы» в том виде, в каком он вышел в свет. Надо ли говорить, что такой персонаж романа, как старец Зосима, имеет несомненным прототипом уже упомянутого отца Амвросия.
Прекрасная духовная проза. И для души приятная, и приглашает к размышлению. Автор книги - священник, протоиерей, наш земляк, духовник Воскресенского Горицкого монастыря, который находится в Кирилловском районе Вологодской области. Там же происходит и действие романа. Это его первая книга, писательский дебют. В обращении к читателям он называет причину, по которой взялся за перо - "неизбывная печаль о судьбах брошенных, разрушенных и полуразрушенных русских церквей, которых у нас на севере особенно много". Русскому человеку больно смотреть на колокольни, торчащие из воды, на сорванные купола и кресты, и он стремится восстановить утраченные святыни. Алексий Мокиевский приводит в книге автобиографические эпизоды, описывая, как удивительно строятся судьбы людей, как они приходят к Богу. Главной отличительной особенностью книги является постоянное присутствие чуда. Чуда как нормы духовной жизни.
Мое поколение родилось в 60-х. О войне мы знаем лишь по книгам и фильмам. Мы никогда не чувствовали голода, не вздрагивали от разрыва снарядов. Моего деда Алексея я никогда не видела, только на фотографии. Не видела и не знала его и моя мама, которая родилась осенью 1941 года. А в феврале 1942 дед погиб под Ленинградом. По воспоминаниям бабушки, был он человеком высоким, красивым, веселым, хорошим плотником. Было ему всего 35 лет. Так и не услышал он в свой адрес слово «дедушка», навсегда остался молодым.
Авторы заявляют, что книгу эту сочинила сама жизнь, а они лишь описали истории, произошедшие с конкретными людьми. Литературный дебют В.Шпатакова и О.Румбах считаю удачным. Повесть получилась очень добрая, светлая, искренняя. Читается легко, хотя не все гладко в жизни главных героев. Маша – сирота, работает врачом в больнице. Раннее и неудачное замужество привело к тому, что она осталась одна с дочерью Дашей на руках. Тяжело молодой женщине одной, и мечтает она о надежном мужчине. А Саша – инвалид, пострадал во время войны в Чечне и остался не только без ноги, но и без жилья. Приютили его бомжи. Но внутренняя сила, мужество и честность помогли ему вернуться к жизни. Ну, и любовь к Маше, конечно. Удивительно все-таки, как люди находят друг друга! Воистину «браки совершаются на небесах»! Видимо есть он непостижимый и спасительный промысел Божий. И эта история тому подтверждение. В финале повести влюбленные едут в монастырь, встречаются со старцем. Интересная получилась у них беседа, очень познавательная. Есть такие старцы-провидцы (и всегда были на Руси), для которых мир невидимый реально существует и имеет свои законы. А мы по невежеству своему нарушаем эти законы и имеем скорби и проблемы. «Проникновенные слова отца Илия будто разбудили Сашу и Машу и открыли им духовные очи». Поняли они, что надо жить и любить свою семью, свой дом, свою родину. Повесть заканчивается весьма оптимистично. И хочется верить, что жизнь в России наладится.
Потрясающая книга. Чтение ее так захватывает, что оторваться невозможно. Автор умело и просто рассуждает о таких сложных вещах, как смысл жизни, вера в Бога, любовь, смерть. Немного найдется книг, повествующих о духовном росте человека. Виктор Лихачев – писатель, журналист, историк и путешественник. К сожалению, рано ушел из жизни. Борясь с таким безжалостным заболеванием, как рак, автор решил написал о себе. А что бы вы сделали, если бы узнали, что у вас... пусть не рак, а просто очень большие проблемы? Пришла бы вам в голову идея одарить других чем-то светлым и радостным?
«Итак, эти две могущественные державы ведут между собой ожесточеннейшую войну в продолжение тридцати шести лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства. Всеми разделяется убеждение, что варёные яйца при употреблении их в пищу испокон веков разбивались с тупого конца; но дед нынешнего императора, будучи ребёнком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо означенным древним способом. Тогда император, отец ребёнка, обнародовал указ, предписывающий всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйца с острого конца. Этот закон до такой степени озлобил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой – корону.
…Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на казнь, лишь бы не разбивать яйца с острого конца. Были напечатаны сотни огромных томов, посвящённых этой полемике, но книги Тупоконечников давно запрещены, и вся партия лишена законом права занимать государственные должности» (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»).
К книге Кирилла Кожурина можно прийти по разным причинам. И это не только религиозное чувство или поиск духовных истоков, но и естественное внимание к проблемам отечественной истории и культуры. Я уже не говорю о личном интересе, которым, например, руководствовался я. Вышеприведенной цитатой я хотел показать, что книга может увлечь не только глубоко верующего человека.
Зачем же нам что-то знать о старообрядчестве?
Раскол – очень значимое событие в истории нашей страны. Это трагедия, прошедшая по живым людям, их душам. Да и старообрядцы как таковые оказали серьезное влияние на экономическую и культурную жизнь России. На начало ХХ века, как бы сейчас сказали, бизнес старообрядцев сосредоточил в своих руках 64% всего российского капитала. Династии Морозовых и Рябушинских, Кокоревых и Гучковых… А Третьяков? Тоже выходец из старообрядческого купечества. Стоит помнить об этом, посещая Третьяковскую галерею. Если продолжить «историю в лицах», то можно назвать много известных людей, которые вышли из старообрядческой среды. Атаман М.И. Платов, поэт Н.А. Клюев, писатель И.А. Ефремов, художник К.С. Петров-Водкин, академики Б.А. Рыбаков и Д.С. Лихачев. Что там перечислять! Можно обобщить так: от великого ученого М.В. Ломоносова до советского министра обороны Д.Ф. Устинова! Вот так-то… Наконец, старообрядцы сохранили многие народные промыслы и просто важные для православных верующих вещи: восьмиконечный православный крест, вернувшийся в новообрядческую церковь, иконы древнего письма, исконное богослужебное пение.
Автор представленной книги даёт полную картину старообрядчества. От историко-политических причин раскола до особенностей старообрядческих согласий, от описания культуры русского старообрядчества, его главных духовных центров до рассказа о повседневных предметах, бытовых запретах и т.п.
Есть у книги и своя «изюминка». Автором издания является член Российского Совета Древлеправославной поморской церкви. Поэтому вряд его позицию можно назвать беспристрастной и непредвзятой. Реформы Никона, например, он может пренебрежительно обозвать «затейками». Или сформулировать свою мысль так: «…исход русских староверов из охваченной еретической чумой страны». (Курсив – мой.) Мне эта «изюминка» понравилась: я не люблю пресных книг. Кто не способен спокойно воспринимать иную точку зрения, тем, наверное, придётся сложнее.
Надо также помнить и о «тёмной» стороне старообрядчества. И дело здесь не только в бороде и проклятии «брадобритцев». Хотя автор и пытается староверов во всём оправдать, но ведь были «гари» (массовые самосожжения), «чашничество», выступления против употребления картофеля и т.д. А как вам это: «Кто пьет кофий, в том заводится злой ков»?
Или ещё факт. Староверы-«федосеевцы», избегая призыва в царскую армию, запрещенного верой, бежали за границу, в Германию. И вот парадокс. Во время Второй мировой войны многие старообрядцы (потомки тех самых!) были призваны в немецкую армию. За что воевали?!
Завершает представленную книгу Кирилл Кожурин своеобразным выводом о том, что духовный опыт староверия, став достоянием всего человечества, должен стать последним шансом спасения России и «агонизирующего» Запада. Ну, не знаю, не знаю… Приведу ещё одну цитату, правда, не о старообрядцах, а об ортодоксальных евреях. Но, как говорится, sapienti sat.
«Можно себе представить, какие глаза сделали бы левиты и коэны Первого Храма при виде лапсердаков и полосатых халатов, лисьих штраймлов и чёрных шляп с твёрдыми полями, туфель с пряжками и яловых сапог, белых чулок и панталон до колен, которые носят люди, полагающие себя – и только себя – их прямыми наследниками. Восточные евреи всех типов и литваки, хасиды, принадлежащие к веками враждующим между собой дворам Речи Посполитой или Австро-Венгрии, и все прочие носители бород разной степени косматости и замысловато закрученных пейсов, чьи ноги топчут переулки иерусалимского Меа Шеарим или улицы Бней-Брака…
Говоря откровенно, всё, что демонстрирует израильская ортодоксия, для этнографа или историка восточноевропейского костюма – клад и подарок судьбы. Но жить в качестве живого экспоната, вышедшего из музейной витрины и ходящего по свету с невидимым ярлычком, на котором написано что-нибудь вроде “местечко Любавичи, Российская империя, XIX век” или “Сату-Маре, Трансильвания, XVIII столетие”, нелегко» (Евгений Сатановский).

Книга читается на одном дыхании: здесь и приключения, и любовь, и человеческие страсти, и сокровища. Но это все верхний слой. На самом деле под всем этим кроется очень глубокий смысл. Что движет человеком, решившим совершить подлость, как ему потом живется. Так ли важны внешние атрибуты наешй жизни: богатство, достаток, положение в обществе? Как низко может пасть человек в своем стремлении разбогатеть?.. А началось все так. Жила в большом городе девушка Вера. Ничего особенного: самая обыкновенная и среднестатистическая. С лишними килограммами, патологической любовью к сладкому, именно поэтому и с килограммами, и очень одинокая. Ну не совсем очень,если считать кота Фунтика и единственную подругу Лиду. Ну так вот, жила она себе спокойно до того самого дня, пока не приснилась ей старушка. Сон был очень странный, старушка показывала ей на церковь и говорила, что ей туда надо обязательно, что там она найдет и узнает много нового. А у церкви стоял мужчина и держал в руках икону. Проснувшись Вера долго была под впечатлением от сна, пока не решила, что совсем свихнулась, когда увидела эту самую старушку, которая из сна, выходящей из ее подъезда. Вера как всегда опаздывала на работу, поэтому бежала бегом. Каким же было ее удивление, когда она увидела старушку около здания, где она работала. Мало этого старушке стало плохо и она попросила Веру отдать сверток человеку по адресу, написанному на бумажке. Предупредив, про черную одежду и какого-то отца. Так начинаются приключения Веры и ее подруги Лиды в поисках человека, которому они должны передать сверток. И так же начинаются приключения Кирилла, которому его друг поручил этот злополучный сверток забрать. В свертке девушка находит дневник старушки, которую звали Марлена. Оттуда она узнает историю жизни Марлены, которая связана с маленьким городком Мосальском и храмом Параскевы Пятницы. Ну, а дальше по закону жанра Вера с Лидой едут в Мосальск, где сразу начинаются странности, пропажи и приключения. Но книга, как уже говорилось немного не об этом, а об обретении веры, о том, что наше земное богатство ничего хорошего нам не приносит, что истинное покаяние спасает человека, и что "неисповедимы пути Господни"....
(Притч. XVI, 3)
.jpg)
Александр Блок

Имя для меня совсем незнакомое. В первый раз услышала его, когда объявили лауреата Патриаршей премии 2012. Тогда стало понятно, что без знакомства с этим автором мне не обойтись. Книга, которую я взяла "Больно и светло", состоит из романа и повести. Вы знаете, стоит читать. Истории, рассказанные автором простые и незамысловатые, но за ними скрывается глубокая внутренняя работа, переосмысление ценностей. В первой истории автор размышляет о братьях наших меньших, о собаках. Ей привезли щенка. Утверждалось, что это щенок кавказской овчарки, что он будет жить в будке и охранять дом. А на деле оказалось, что Тутти, так назвали собаку, мерзнет на улице. И пришлось хозяйке претерпеть все прелести детского щенячьего возраста. Это повергло автора в размышления о том, стоит ли держать собаку вообще, в воспоминания о бывших питомцах, а затем вылилось все в воспоминания о жизни. Повесть рассказывает о пребывании автора на Корфу. Это совершенно особая местность, где жил Святитель Спиридон Тримифунтский. И на этот раз повествование уводит нас в рассказы о промысле Божьем, о чудесах, которые случаются по нашим молитвам. в нескольких местах смеялась до слез, даже мужу вслух зачитывала. Там автор как раз рассказывала о том, как мы просим Бога о чем-то, а когда получаем просимое, то бываем недовольны. Оба произведения написаны с такой простотой и с таким обнажением самой себя, что невольно думаешь, а смог бы ты вот так открыться перед незнакомыми людьми, показать все свои несовершенства, все свои заморочки. Ведь часто мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле. Читайте и учитесь у автора умению даже в тяжелых ситуациях смотреть на жизнь светло. Наверное не просто так названа книга "Больно и светло". Ведь именно в горести и скорби к нам ближе Бог.

Книга начинается с истории самого автора - известной журналистки Марии Городовой. Она делится с читателями самым сокровенным - своей болью, своими переживаниями, а самое главное своей надеждой на то, что мы не оставлены на произвол судьбы и при нашем устремлении к Богу всегда найдется выход из самой тупиковой ситуации. А дальше идут письма, много писем. Это истории потерь и предательств, истории чудесных спасений и откровенные непростые вопросы. И на каждое письмо Мария отвечает с присущей ей добротой и умением объяснить просто и доступно совсем непростые вещи. Как не впасть в уныние, или что делать, если сын вор, а может Вас предала жена и лучший друг? Возможно ответ на больной вопрос найдется на страницах этой книги. Ее, как и остальные книги автора отличает вера в ту Вышнюю силу, которая хранит нас на наших путях, которая помогает нам проживать достойно сложные жизненные ситуации. Поверьте, и Господь перенесет Вас на руках через все тернии вашей жизни.
4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Потрясающая книга. Книга, которая разворачивает твое видение многих вещей на 180 градусов. В нашем современном мире любовь - это понятие настолько принижено и является предметом торга, что само упоминание о любви в самом Высоком смысле этого слова не всегда воспринимается адекватно. Я не любитель "Российской газеты" и обращаюсь к ней по служебной необходимости, а как оказалось зря. Автор книги Мария Городова именно в этой газете отвечает на животрепещущие вопросы читателей. И не просто отвечает с житейской точки зрения, а дает возможность прикоснуться к христианской трактовке проблемы. И эти ответы настолько проникновенны и обстоятельны, что невольно хочется следовать этим советам и поменять свою жизнь. Строение самой книги - это письма в редакцию и ответы на них. Сами письма порой провокационные: на такие вопросы батюшка-то иногда растеряется как ответить, а попробуй журналист ответь, но Мария находит такие слова и аргумент, что даже совершенно неверующий человек засомневается в своем неверии. И еще в книге есть вставки с молитвами, которые очень органично вписаны в сюжет. Оказывается, к любой ситуации найдется своя молитва. Книга для тех, кто сомневается, у кого есть тупиковая ситуация, кто живет с тяжелым грузом на сердце. Равнодушных не будет, это точно.