Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2022-10-18 10:35



Названный выше роман – основательное, объемное повествование о советской и постсоветской жизни, где много персонажей и хитросплетений сюжетных линий.
Главный герой произведения – Ольгерд (бабушка с именем удружила) Сергеевич Ванчуков. Именно его судьбу автор определяет как «грустную песню». 
Живет Ольгерд, на первый взгляд, в семье успешной и благополучной; делает карьеру его отец – инженер-металлург; хорошее образование и работа у матери нашего героя. Родился Ольгерд в Казахстане, но впоследствии семья переехала в Москву.
А у нашего героя постоянно присутствует чувство недолюбленности, ненужности. Да, не все гладко в семье Ванчуковых. Нет там главного: взаимопонимания, единения. Так получилось. 
«…живут люди: под одной крышей, десятилетиями заперты в тесную ячейку бытия, бок о бок, слыша дыхание; живут, спуская в канализацию отпущенное время; живут, друг друга не зная. Себя не зная», - пишет автор. И, к сожалению, нередко это бывает…
Ольгерд стал врачом-реаниматологом. В профессию он сознательно шел с 13 лет. И здесь тоже все не просто.
Хотел заниматься наукой, но не получилось по ряду обстоятельств. И произошло однажды такое, что Ольгерд понял: иногда для хорошего трудоустройства меньше всего нужны профессиональные достижения, а нужен всего лишь один телефонный звонок…
А был ли наш герой когда-нибудь по-настоящему счастлив? Да. Однажды он полюбил так, как любят только раз в жизни. Взаимно. Но счастье длилось очень недолго, потому что избранница Ольгерда умерла. Это навсегда стало его кровоточащей незаживающей душевной раной.
Много сказано и написано о 90-х годах прошлого столетия как периоде жестоком, проверявшем людей на выживание. Вот и Ольгерд Ванчуков был вынужден в это время уйти в бизнес – заниматься поставками медицинского оборудования.
Дела шли успешно, работал он на износ, добросовестно. Пришел заслуженный достаток. А душе его по-прежнему не было покоя…
Однажды он решил все изменить и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. Принял твердое решение, но не суждено было тому случиться, потому что машина, где ехал Ольгерд Сергеевич, «полетела в лоб встречному самосвалу». Такой вот мощный заключительный аккорд грустной песни.
Книга Михаила Зуева – не развлекательное чтение, но при этом захватывающее. Наверное, потому, что роман «Грустная песня про Ванчукова» в какой-то степени о каждом из нас…
 
Светлана Титова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2022-10-17 10:00



«Как жаль, что нельзя договориться с судьбой, 
кого надо любить…»
 
Вера Колочкова – один из любимых женщинами-читателями современный автор. И это не удивительно. Пишет она истории о нашей жизни, о женских судьбах и, конечно, о любви. Собственно, и название данного романа говорит само за себя. Вот только почему от любви надо бежать? И писательница рассказывает нам ещё одну из женских историй, которая вполне могла бы случиться в нашей жизни.
Жила-была девушка Зоя. Молодая, симпатичная, бойкая. Училась в университете. Дружила с хорошим мальчиком, но замуж за него не собиралась, да и вообще никакие страсти-мордасти ещё не бередили её душу. Всё было тихо и радостно. Да вдруг мама девушки, тоже ещё совсем молодая и симпатичная (вырастившая, кстати,  дочку одна, без отца), привела в их дом мужчину. Мужчину, которого любила всю жизнь и с которым наконец-то решила соединить свою судьбу. По законам всяких сказок и жутких историй, дальше должна бы начаться история о том, как жестокий отчим притеснял падчерицу, как изменилась мама, но ничего подобного не произошло. Саша – мамин муж - оказался человеком дружелюбным, сердечным, и стала семья дружно поживать уже втроём. И всё бы хорошо. И поставить бы в этой сказке точку, но…  Заболела Зоина мама, истаяла, как свечка, от неизлечимой болезни и умерла. И остались эти двое  людей, мамин муж Саша и дочка её Зоя, одни.  Немного времени прошло, когда они поняли, что объединяет их не только общее горе, но и другое чувство. Чувство, которое они тщательно скрывали даже от себя самих. Любовь. И так им это показалось и странно, и страшно, что оба попытались от этой любви убежать. Саша – как более старший и ответственный человек – просто ушёл. Сказал, что уходит к бывшей жене. А с Зоей стали происходить просто сказочные истории: то скоропалительное замужество, из которого она еле вырвалась; то появление родного отца, которого девушка и в глаза никогда не видела – к тому же богатого, состоятельного и заботливого. И опять же по сказочным канонам, объявился и принц – помощник отца, готовый хоть сейчас Зою взять замуж. Вот только хочет ли всего этого Зоя? «Понимаешь, - говорит она, - что-то гложет меня всё время… Да, всё красиво получилось, всё чудесно, как в сказке про Золушку… Бац – и ты на балу! Бац  -  и принц появился! Теперь осталось только свадьбу сыграть да жить себе во дворце припеваючи… А я почему-то никакого счастья внутри не чувствую…»
Не буду пересказывать вам, что было с нашей Золушкой дальше. До финала ещё далеко, а в жизни разные финалы у сказок бывают.  Но во всех сказках любовь и добро всегда побеждают.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: женская проза, любовь


2022-10-17 09:00



«...разумным делают человека природа, путешествия и люди, которые не сидят всю жизнь на одном месте»
(Михаил Николаевич Задорнов)
 
 
Начну с мелочей, но таких, которые и формируют представление о книге и её героях.
Вот, например, первое предложение книжной аннотации характеризует главного героя как следователя: «Цикл историй о сибирских приключениях следователя Олега Бероева». И надо сказать, оно несколько сбивает с толку. Потому, что если следователь, то сразу представляется сотрудник МВД. Однако Олег Бероев – кинооператор и путешественник, вечный бродяга и женолюб, хотя и прозванный впоследствии Следопытом, – в милиции ни дня не работал. Впрочем, в зрелые годы он становится начальником опергруппы охотуправления, но это, согласитесь, не одно и то же.
А вот художник порадовал. Читаем описание главного героя: «...плотный, среднего роста мужчина с крупным, как говорят, корабельным носом на широком смуглом лице. Шкиперская бородка вдоль скул и подбородка... Жёсткие волосы, густые брови – без признаков седины. Был он в тугом, плотной вязки свитере, в унтах». А теперь посмотрим на обложку. Похож!
Итак, три повести, вошедшие в сборник «Следопыт Бероев», объединены фигурой главного героя, чей колоритный портрет мы только что осмотрели. В первом произведении («Студёные воды Арктики») ему 27 лет, в повести «Инкогнито из МВД» – лет пятьдесят, а третья повесть «Болотный Дед» возвращает к временам окончания школы – перед нами семнадцатилетний следопыт, решивший со школьной скамьи поступать во ВГИК на операторский. То середина 1960-х, то 1988 год, то только-только отгремел ХХ съезд с фестивалем пятьдесят седьмого года. Времена – советские. Нельзя сказать, что это просто занимательная декорация, на фоне которой разворачиваются приключения. Точно переданы ожидания (сродни идиллическим) у творческой интеллигенции после ХХ съезда: «Ошалелая от свободы страна. Спутники, устремившиеся в космос! Торжество гуманизма!». Метко схвачена суть перестройки: «Вот уж раздолье браконьерам. Да и в других отраслях, куда ни глянь, то же самое. Сомневаюсь, не браконьеры ли перестройку затеяли?». В произведениях затрагиваются важные экологические (чистота озера Байкал) и социальные проблемы (спаивание представителей коренного населения Крайнего Севера). Но всё-таки приключения в повестях Семёна Данилюка – главное.
Повести – разные. В смысле сюжетного разнообразия и отсутствия стандартных схем изложения. Во второй повести инкогнито очень быстро раскрывается, и я, наверное, не согрешу ни перед автором, ни перед читателем, если скажу, что Семён Данилюк в ней – еще и второй (после Бероева) главный герой, от имени которого ведется повествование. Надо отметить, себя автор не пожалел, передав свои способности к сыску Олегу Бероеву, а Данилюка-героя выставив «кабинетным подполковником». А передавать, кстати, было что. С.А. Данилюк многие годы работал в системе МВД. Так что всё то, о чем он пишет, ему хорошо знакомо.
Но вернёмся к Олегу Бероеву. Это тоже не ходульный персонаж, выдуманный неуёмной фантазией. У него есть реальный прототип – Александр Петрович Галаджев, путешественник и кинооператор, работавший в знаменитом «Клубе кинопутешествий». Сборник посвящен памяти А.П. Галаджева. Однако в тексте повести «Инкогнито из МВД» имеется еще и своеобразная «оговорка по Фрейду»: в одном из предложений вместо «Бероев» напечатано «Галаджев» (на с. 207 представленного издания*). Намеренно это сделано или нет, не знаю. Но если говорить о редакторской работе над текстом, то я заметил один казусный недочет (на с. 287): «Как говорится, или грудь в кустах, или голова в кустах!» (За неимением орденов появляется странная альтернатива.) Впрочем, общее впечатление от книги это не портит.
Вот теперь и оставим «мелочи», поскольку пора сказать о том, насколько позитивное впечатление производят повести сборника в целом. Позвольте, я коротко перечислю то, с чем обычно связаны ожидания современного читателя относительно приключенческой литературы и в чем повести Семёна Данилюка эти ожидания отнюдь не обманывают. 
Увлекательный сюжет.
Неожиданный финал.
Живые диалоги.
Кроме того, описываемые события легко представимы визуально. Для современного человека, привыкшего к кино и видеороликам в Интернете, это тоже будет немаловажно.
И еще. Очень удачны, на мой взгляд, образы бойких представительниц женского пола. Наверное, поэтому «вечный бродяга» Бероев в пятьдесят всё-таки женится. Отдельная интрига!
 
Дмитрий Кочетков
 
Примечание.
Речь идет об издании:
Данилюк, Семен Александрович. Следопыт Бероев : [повести : 12+] / Семен Данилюк. - Москва : Вече, 2022. - 350, [1] с. ; 21 см. - (Сибирский приключенческий роман).
 

Ярлыки: приключения, путешествия, российская проза, серия


2022-09-17 11:00



"Платон уверял, что люди похожи на марионеток: страсти тянут их в разные стороны, как нити тянут марионетку, но человек должен подчинять свою волю только одной нити  ̶  золотой нити разума".  
Е. Я. Данько "Деревянные актеры"
 
Талантливый человек талантлив во всем. Елена Яковлевна Данько  ̶ советская писательница, поэтесса и художница. Виталий Бианки называл ее "умнейшей женщиной Ленинграда". В 1931 году из-под ее пера вышла замечательная детская повесть "Деревянные актёры" о приключениях двух юных бродячих артистов. 
Оставшись сиротой, Джузеппе был отдан в услужение злой и жадной рыбной торговке, но волею судьбы оказался вовлечен в волшебный мир театра марионеток. Околдованный увиденным, он во что бы то ни стало решает освоить непростое, но интересное ремесло резчика кукол. Однажды он знакомится с Паскуале  ̶  таким же обездоленным мальчиком, прежде жившем в монастырском приюте. При поддержке добрых людей новые друзья отправляются странствовать по свету, проделывая полный лишений и невзгод, печалей и радостей долгий путь от Венеции до Парижа. В дороге они испытывали холод и голод. Ясные дни сменялись пасмурными, лесистые холмы заснеженными вершинами, а грозные цепочки гор, то смыкались, то размыкались у них над головами. На широких просторах Европы ребята знакомились как со знатными особами, так и с простолюдинами, с баснословно богатыми и унизительно бедными, с широкими душой и нищими духом. Где-то их хорошо принимали, охотно предоставляя пищу и кров, а откуда-то, напротив, жестоко гнали прочь. На шумных площадях и постоялых дворах, в парках роскошных замков и на деревенских перекрестках, Джузеппе и Паскуале расставляли свои пестрые линялые ширмы, чтобы представить на суд публике свои скромные представления. А когда в ловких руках находчивых кукловодов оживали маленькие деревянные человечки, зрители приходили в настоящий восторг. Ведь эти озорные, задиристые, никогда неунывающие марионетки в крохотных шелковых платьях и бархатных кафтанчиках смело высмеивали все людские пороки и восхваляли добродетели.  
Обязательно познакомьтесь (если вы еще не знакомы) с "Деревянными актерами" Елены Яковлевны Данько. Обещаю, вы не разочаруетесь. Ведь эта удивительная сказка странствий учит любить, прощать, сострадать, правильно расставлять приоритеты, верить в себя и окружающих.
 
Александра Разина

Ярлыки: дети, детская литература, сказка


2022-09-17 08:00



То, что пандемия и «ковидные времена» не пройдут для нас бесследно, ясно было сразу. И дело не только в медицинских проблемах и потерях, которые, увы! есть у каждого из нас. След – у кого-то больший, у кого-то меньший – остался в нашей психике, в нашем сознании. И понятно было, что когда человечество хоть чуточку оклемается, появятся Продукты – будь то искусство или литература, где будет рассказано о том, что человечество пережило. (Или ещё только переживает?) Литература такая уже появилась. Но я никогда не думала, что могут появиться в числе первых такие вот детективы, один из которых я и хочу вам представить. Итак, известный автор детективного жанра Татьяна Степанова и её новая книга «Перекрёсток трёх дорог».
Я долго раздумывала, стоит ли писать об этой книге и предлагать её к прочтению – уж слишком страшная история в ней описана.  Но проблемы пандемии и ковида, которые всех нас задели, стали тем «отрицательным стимулом», которые подвигли меня о ней рассказать. О том, что может случиться, если страх парализует сознание, а защита от напасти может выглядеть таким ужасным образом. 
Одна из читательниц оставила такой отзыв об этой книге в интернете, который полностью совпадает с моим ощущением:  «Я, как та мышь, которая плакала, кололась, но кактус жрала. Ведь зарекалась не покупать некоторых авторов до лучших времен. Но нет, отпуск, море, расслабуха, душа требует коктейлей и детективов. Что сказать о книге? Если честно, говорить не хочется, хочется плакать». Не буду продолжать дальше её цитировать. У меня не столь критичный «разбор полётов». Но в чём читательница абсолютно права, это в том, что книга страшная. Страшная и по сути своей, и по деталям описываемых преступлений. Можно бы и помягче, сюжет бы от этого не пострадал. Но, как говорится, что имеем, то имеем. Не нам воспитывать автора. Хочу, как всегда, предупредить читателей особенно чувствительных и восприимчивых: в книге много кровавых описаний и жестокостей. Если вас это сильно угнетает, не берите книгу в руки, потому что, уже начав читать первую главу, вы не сможете оторваться и, как та мышь, «плача и колясь», будете читать дальше, чтобы понять, что же происходит. В этом-то, собственно, и заключается особый магнетизм детективов Татьяны Степановой – сюжеты держат. В чём же сюжет данной книги?   В городе происходит серия странных, обставленных с устрашающей и нарочитой жестокостью, убийств.  Каждый раз новую жертву находят на перекрестке трех дорог – как известно, месте сакральном и мистическом. Однако неопровержимые улики доказывают, что убийца  – не один и тот же человек, а разные люди. Объединяют преступления только места нахождения трупов – перекрёстки да некоторые особенности преступлений. Шефу криминальной полиции области полковнику Гущину и его напарникам Клавдию Мамонтову и Макару Псалтырникову предстоит разгадать эту детективно-мистическую головоломку. Как это связано с пандемией, о которой я говорила? Самым непосредственным образом. Кстати, и одного из главных героев романа автор не пощадил: полковник Гущин изображён человеком тяжело переболевшим ковидом со всеми вытекающими последствиями. Так что маски и перчатки присутствуют в романе как непременные атрибуты и акцент времени.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-09-13 08:00



Роман «Божий дар» относится к циклу «Дела судебные».
Главная героиня произведения – судья Елена Кузнецова. Однажды ей довелось вести два дела одновременно: первое касалось судьбы ребенка, выношенного суррогатной матерью; во втором случае речь шла о лишении родительских прав.
Итак, обеспеченная супружеская пара американцев, работавших в России, очень хотела стать родителями. Но не случилось.
Молодая, привлекательная, здоровая русская женщина Людмила очень нуждалась материально: на ее попечении находились дочь и мама-пенсионерка.
Из Пензенской области Люда приехала на заработки в Москву. Работала много, на износ, но решить свои проблемы так и не смогла. И однажды она приняла решение стать суррогатной матерью для состоятельной супружеской четы. Разумеется, за очень приличное вознаграждение.
Так пересеклись судьбы супругов Джонсон и Людмилы.
Все шло четко по плану. А потом произошел сбой: суррогатная мать отказалась отдать ребенка его биологическим родителям. Вопреки всем доводам здравого рассудка; просто включился материнский инстинкт.
А вот у Нины Калмыковой – фигурантки другого дела, рассматриваемого судьей Кузнецовой, – материнский инстинкт отсутствовал напрочь. Нет, она не вела асоциальный образ жизни, просто не нужен ей был двухлетний сын Дима, которого Калмыкова оставляла одного на целый день…
Судья приняла решение лишить ее родительских прав и определить ребенка в дом малютки.
Жизнь во многом непредсказуема, и так иногда тасует карты, пересекая людские судьбы и разводя их, что самая буйная писательская фантазия не может быть ей конкурентом. И свела однажды эта самая жизнь Диму Калмыкова и супругов Джонсон, которые вдруг поняли: вот он, их сын…
«…если Бог закрыл дверь, вполне может быть, что он оставил где-то открытым окошко», – такая мысль неоднократно посещала супругов Джонсон. Так и оказалось.
Книга «Божий дар» – о сложности семейных отношений, об ответственности и безответственности взрослых, заложниками которой становятся дети.
В книге – счастливая развязка, но в реальной жизни так, увы, бывает редко. «И от этого хочется биться головой стену» одному из персонажей книги. Не надо биться: если сможешь что-то сделать для разрешения ситуации, хотя бы чуть-чуть, сделай, как, например, Инга Оттовна, директор дома малютки.
«Эмблемой ее любви… стало бы не кровоточащее сердце, а… батарея центрального отопления – штука прозаическая…, но чертовски необходимая в холодное время года». Вот такое интересное сравнение.
Роман читается легко, но он не из тех книг, которые прочитал и забыл; «Божий дар» так или иначе оставит след в вашей душе.
 
Светлана Титова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2022-09-10 10:00



Существовать – значит, быть воспринимаемым. 
Беркли
 
Виктория Платова стала писать совсем редко. Жаль. Неординарный автор, изысканно дополняющий пеструю картину под названием «российский женский детектив».
Кстати, «женский» здесь пол автора, по этой причине и герои - неординарные, эмоциональные, часто отбрасывающие железную логику кулака и пистолета. Но никаких романтических отношений на страницах этого романа вы не встретите.
Как и в предыдущей «Ловушке для птиц», действующие лица здесь те же: следак Брагин и помощник его Паша Однолет. А также другие экзотические лица. Любит сей автор заковыристые фамилии, навроде патологоанатома Пасхавера. Ну а что, колоритный дядька получился! И не только благодаря фамилии.
Умеет Платова плести словесные кружева, невзначай выдавать детальку тут, детальку там, глядишь – а уже и герои книг оживают. Ты думаешь о них, пытаешься понять, какими извилистыми путями бродит мысль следователя. А вот я бы подумала скорее на того. А он, видите ли, другого заподозрил. Как так?
Признаки совершенно классического полицейского детектива перемежаются в этой книге с мыслями девушки, запертой в темной Комнате. И прикованной за лодыжку к стене. 
Да-да. Наши доблестные полицейские ловят маньяка. Одна из жертв сидит, ругает себя за беспечность, горюет о несбывшемся. И, кстати, Платова мастерски запутывает читателя. Невозможно понять, кто это. Она уже мертва? Это записи первой жертвы? Или это новенькая и есть шанс ее спасти?
Маньяк играет в свои маньячьи игры. В дело вступает прикомандированная для усиления группы психологиня из самой Москвы. Детективы злятся, детективы бесятся, детективы признают ее правоту. Иногда.
Книга наполнена под завязку странными персонажами. Они будоражат любопытство. Читательский мозг начинает подставлять каждого нового фигуранта в клеточку экселевской таблицы: вот это мог бы стать зачетным маньяком!
Должна предупредить, рискуя раскрыть карты. Самая последняя строка этой книги, изданной в 2020 году, – «продолжение следует…» А больше книг не выходило, вот печаль!
Я, как в стену врезалась, дойдя до финала. Нет у меня привычки заглядывать на последнюю страницу, знаете ли. Но считаю обязанной сказать об этом. 
Да, маньяк пойман, но… А вот тут промолчу. Ибо неинтересно будет читать этот изумительно изящный, я бы сказала, барочный детектив.
Логическая точка в финале имеется. Большая и жирная. Так что читайте смело.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, женская проза, российская проза


2022-09-10 07:45



Прошлое может тихо сидеть в нас, а потом взорваться, как взрывается бомба с заведенным часовым механизмом. На клеточном уровне наше тело не забывает прошлое.
Эта книга - жизненная трагедия, пережитая главной героиней Лизой. Вернее, трагедия случилась давно, когда Лизе было пять лет, но всё произошло на её глазах. Впоследствии, повзрослев, Лизу мучают отголоски того кошмара и чтобы разобраться во всем этом, она снимает комнату в том самом доме, где всё это случилось. Это я забегаю вперед, конечно. Начинается повествование с того, что девушка Лиза снимает уютную комнату в красивом доме и под старыми обоями находит предсмертные записи одного человека. Сама девушка необычная, она страдает лунатизмом и неуравновешенностью. Хозяева тоже со странностями, в доме много чего происходит непонятного. 
Сначала даже не понимаешь, что к чему. Много тайн, необычных происшествий, переплетений с прошлым. Всё так запутанно и необычно. Но когда доходишь до развязки, все встает на свои места. Однако... Много чего намешано, а сюжет, как всегда, банален. Измена, ревность и трагические последствия. Тут и триллер, и драма, и психологические приемы, и травмированная детская душа, пытающая найти свое место в этом безумном мире. Много вопросов, требующих ответа. Где реальность, где сумасшедшая фантазия героини, разобраться сложно. Неоднозначный отзыв у меня на эту книгу. Читая, по крупицам воссоздаешь истинную картину происходящего. В чём автор преуспел, так это в нагнетании атмосферы: настоящая головоломка с жуткими моментами! Да и сама героиня с суицидальными наклонностями и психической нестабильностью заслуживает особого внимания. Не давало ей покоя её прошлое, как камень висело оно на её шее. Финальная точка принесла ей, наконец-то, успокоение. Вот уж воистину, разберись в себе, в своем прошлом, разложи все по полочкам, и жить станет намного легче. Настоящая психологическая драма, заставляющая взглянуть внутрь себя, чтобы упорядочить свое мировосприятие.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, психологический роман, триллер


2022-09-05 10:30



Дерсу Узала и его верный друг и скромный автор – как Пятница и Робинзон из бессмертного произведения Даниеля Дефо – давно стали лучшими друзьями каждого из нас.
( «От Издательства», из представленной книги)
 
150 лет назад родился Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) – первопроходец Уссурийского края, географ и этнограф, посвятивший Дальнему Востоку всю свою жизнь и воспевший его в своих произведениях. Российский Дальний Восток нельзя представить без этого человека, недаром его имя нашло достойное место на географических картах: в Приморском крае есть город Арсеньев.
Среди его обширного наследия (напомню, что еще при жизни Владимира Клавдиевича планировали издать десятитомное собрание его произведений) нам особенно хорошо известны два документальных романа, без сомнения, выдержавших проверку временем и сохранивших читательскую любовь. Это «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», связанные между собой тематически.
Романы содержат массу сведений по географии, геологии, ботанике и зоологии Уссурийского края. Но если бы только этими сведениями ограничивались написанные В.К. Арсеньевым произведения, то интересны они были бы лишь узкому кругу ученых и такому же узкому кругу любителей, увлеченных Дальним Востоком так, как был увлечен им сам Владимир Клавдиевич. Нет, его книги дают яркие картины быта жителей края и высвечивают некоторые социальные проблемы. Например, жестокое обращение с туземным населением. Аборигены края серьезно пострадали от нашествия китайцев, нещадно их эксплуатировавших. Впрочем, среди жестоких эксплуататоров были не только китайцы. Еще одна проблема, кстати, не потерявшая злободневности, – это отношение к природе. В.К. Арсеньев пишет о хищническом отношении к природе со стороны китайцев, бесхозяйственном – со стороны русских концессионеров. Но особенно увлекают читателя, конечно же, приключения с множеством ситуаций, когда невозможно не сопереживать героям: то тигры, то хунхузы, то трудные погодные условия...
Безусловно, наибольшими симпатиями пользуется главный персонаж романов – нанаец (по-старому, гольд) Дерсу Узала. Он настолько колоритен и самобытен, что некоторым (по всей видимости, произведений не читавшим, но наслышанным о них) уже кажется, что Дерсу был выдуман, как и герои приключенческих романов об американских индейцах. О подлинном существовании Дерсу свидетельствуют не только установленный в городе Арсеньеве памятник, гранитная глыба на месте его гибели в поселке Корфовский, названная его именем скала в Приморье, но и прижизненные фотографии, запечатлевшие его таким, каким он был в начале ХХ века.
Надо сказать, что именно Дерсу Узала заставил автора серьезно задуматься о существующих отношениях цивилизованных людей и сравнить их с отношениями так называемых дикарей: «Раньше я думал, что эгоизм особенно свойствен дикому человеку, а чувство гуманности, человеколюбия и внимания к чужому интересу присуще только европейцам. Не ошибся ли я?» Гибель Дерсу от рук беглых каторжников стала личной трагедией Владимира Арсеньева.
Документальные романы В.К. Арсеньева переведены более чем на 30 языков, а японский режиссер Акира Куросава снял по их мотивам фильм «Дерсу Узала» (1975), получивший премию «Оскар». Издание романов В.К. Арсеньева, осуществленное Русским географическим обществом, внесло заметный вклад в популяризацию наследия этого знаменитого путешественника. Данное издание, вышедшее в серии «Великие русские путешественники», прекрасно иллюстрировано, имеет все необходимые комментарии и пояснения, а также краткий биографический очерк, раскрывающий непростую судьбу В.К. Арсеньева.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: отраслевая литература, приключения, путешествия, фильм, экранизация, этнография


2022-09-05 08:00



О тех, кто покинул этот мир, – либо хорошо, либо ничего. Так обычно говорят. Но думаю, что политиков и государственных деятелей, чьи имена прочно связаны с той или иной исторической эпохой, следовательно, и со всем, что было тогда как положительного, так и отрицательного, вышеприведенное утверждение не может касаться в полной мере. Иначе нельзя бы было и оценить события, и подвести итоги, и сделать выводы.
Книга Валерия Легостаева дает негативную оценку правлению М.С. Горбачева. Это не удивительно. Если наряду с личными свободами были дарованы народу дефицит товаров и административный беспорядок, а вместо удачных политических реформ – развал и уничтожение государства, то те, кто называет себя патриотом своей Родины, раз за разом будут задаваться вопросом: «А что это было? Некомпетентность?»
Да, история – объективный процесс. К моменту прихода к власти М.С. Горбачева в СССР назрели реформы. Но многое зависит и от субъективного фактора – пресловутой роли личности в истории. Каким стало воплощение назревших реформ и к каким пришли результатам – это как раз и определили те, у кого в руках была власть.
А теперь непосредственно об авторе и его книге.
Сразу уточню, что книга «Как Горбачев “прорвался во власть”» не столько о самом Михаиле Сергеевиче, сколько о той Системе, которая выталкивала наверх, увы, не самых талантливых организаторов и стратегов. Почему так могло происходить? Виновато вырождение Системы или интриги внутри «серпентария единомышленников», банальная борьба за власть? У автора здесь свое видение ситуации. 
В.М. Легостаев был первым помощником члена Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачева. В 1980-е годы он вел дневниковые записи, которые послужили основой для написания представленной книги, рассказывающей о событиях, начиная со смерти генсека Л.И. Брежнева (10 ноября 1982 г.) и заканчивая созданием ГКЧП (19-21 августа 1991 г.). Главный вопрос, на который пытается ответить автор: «Как Горбачев оказался на вершине власти?»
Чем же интересна его книга с читательской точки зрения? Я бы отметил два момента.
Первое – это любопытная и не лишенная оснований интерпретация темной роли Ю.В. Андропова, способствовавшего продвижению Горбачева на самый верх партийной номенклатуры. Автор перечисляет ряд событий, которые, согласно его версии, являются не случайными, а рукотворными. И эти творческие руки были из КГБ, который возглавлял Андропов. Автором упоминаются «труднообъяснимый несчастный случай с членом Политбюро, Председателем Совмина СССР Косыгиным, необратимо подорвавший его здоровье (август 1976 года); трагическая гибель в обстоятельствах неправдоподобной халатности со стороны служб КГБ кандидата в члены Политбюро, Первого секретаря ЦК КП Белоруссии Машерова (октябрь 1980 года)» и многое другое, что я не берусь вслед за автором утверждать или, наоборот, опровергать, или даже как-то комментировать. Это версия автора. К этому и надо так относиться. Но читать интересно.
Второе – это глава, посвященная книге английского посла Р. Бретвейта «Перевернувшийся мир. За Москвой-рекой». Конечно, можно обратиться непосредственно к произведению британского дипломата, но комментарии Валерия Легостаева, весьма едкие, полные иронии и сарказма, сами по себе являются литературной изюминкой. Притом с перцем. (Хотя не знаю, возможно ли в жизни такое сочетание изюма с перцем буквально.)
Примечательно описание «отца перестройки» Александра Яковлева, данное английским послом в упомянутой книге: «На своих фотографиях Яковлев походил на страдающую поносом лягушку. Однако в жизни он производил более приятное впечатление...» Согласитесь, это образец безусловно «равного» и безукоризненно «уважительного» отношения английского дипломата, явленный по адресу идейного «друга», проживающего не в «цивилизованной» Великобритании, а в «варварской» России! (Мою иронию, я надеюсь, вы тоже раскусили.) Вообще, произведение Р. Бретвейта – шедевр литературной русофобии тот еще! И тут возникает вопрос. Кто-то из «прорабов перестройки» и «вождей демократии» всерьез полагал, что их допустят на Запад как равноправных и уважаемых политических партнеров?!
В целом, книга Валерия Легостаева – хорошее напоминание о нашем недавнем прошлом. И повод задуматься о настоящем. Но выражает ли она мнение обиженного человека, входившего во времена оны в ЦК КПСС, или созвучна оценкам значительной части населения страны? Это уже пусть решит читатель.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: XX век, историческая литература, отраслевая литература, политика


2022-09-01 01:01



«Если ты увидишь на дороге большую тыкву, не спеши пройти мимо. Вдруг это та самая тыква, в которой живут Гном Гномыч, поросенок Изюмка  и хомячок Фадейка?!»
 
Есть такие книжки, которые помнишь с детства и при воспоминании о которых так тепло становится на душе. Одна из таких любимых книг, читанная-перечитанная в детстве не сосчитать сколько раз, - «Гном Гномыч и Изюмка». Это сказка про гнома, которого все знакомые и друзья называли исключительно уважительно Гном Гномыч, и про маленького поросенка Изюмку. С появлением Изюмки размеренная жизнь Гном Гномыча   совершенно меняется. Изюмка – добродушный, живой и шаловливый, а порой он бывает капризный и не прочь полениться – в общем, как и все маленькие дети. А Гном Гномыч, мудрый наставник, старается воспитывать его добродушно, ненавязчиво и терпеливо. Другие персонажи этой сказки тоже очень милые и симпатичные: там есть и Зайчик Филя, и Мышка Кишмишка, и дядя Грач, и малыш-хомячок Фадейка. И с ними происходят разные забавные  истории. 
Вся книга очень светлая, уютная и теплая. Ее могут читать дети как самостоятельно, так и вместе с родителями, и обсуждать те или иные ситуации, в которые попадают сказочные герои, и как эти ситуации похожи на те, которые порой случаются у детей в реальной жизни.
Не могу не сказать об авторе этой чудесной сказки. Это - венгерская писательница Агнеш Балинт (1922-2008), одна из основателей детского телевидения в Венгрии, писатель и переводчик. Вместе с единомышленниками Агнеш выпустила ряд телепередач с веселыми кукольными героями. Одним из популярных героев был Изюмка. При ее участии были созданы как просветительские, так и развлекательные телепередачи, очень популярные у венгерских детей. 
 
 
Книга "Изюмка" увидела свет в 1965 году и была так популярна среди детей, что выдержала еще два переиздания в 1968 и 1976 гг.
"Изюмка" в русском варианте стал называться  "Гном Гномыч и Изюмка" и вышел в пересказе Геннадия Лейбутина. Иллюстрации к первому изданию нарисовал Владимир Сутеев. Также существуют версии других переводчиков и с иллюстрациями других художников, но мне, по-прежнему, роднее та первая книга, с милыми картинками Сутеева. Возможно потому, что именно в таком изложении эта история запала в детскую душу. И, судя по отзывам в Интернете, нас таких совсем немало. Рада, что она у меня сохранилась. Хоть и слегка потрепанная от многочисленных перечитываний и перелистываний, но по-прежнему очень любимая. 
 
Татьяна Смирнова

Ярлыки: дети, детская литература, семья, сказка


2022-06-04 09:00



Демет Алтынйелеклиоглу «Хюрем, наложница из Московии»
Наталья Павлищева «Роксолана-Хуррем и её «Великолепный век»
Павел Загребельный «Роксолана»
 
«А если и в раю тебя не будет –
Не надо рая!..»
Строчки стихов, написанные султаном  Сулейманом
после смерти любимой Хюррем
 
 
Я никогда не писала в своих рецензиях сразу о нескольких книгах. Но сегодня мне хочется объединить несколько изданий разных авторов для того, чтобы читатель смог выбрать что-то по своему вкусу, или же перечитать их все, найдя в каждой что-то интересное и нужное.
В 60-х годах прошлого столетия огромной популярностью пользовался сериал о прекрасной золотоволосой Анжелике. Интриги и сокрушительная красота героини в фильмах «Анжелика – маркиза ангелов», «Анжелика и король» и прочих оставили свой след у целого поколения зрителей. Прошли десятилетия, и мир вспомнил ещё об одной красавице, вершившей судьбы не только влюблённых в неё мужчин, но и целой страны – Хюррем  (урождённой славянке Александре Лисовской, известной ещё под именами Анастасия,  Хуррем и Роксолана), наложнице, а позднее и законной супруге султана Османской империи Сулеймана. В отличие от прекрасной Анжелики, лицо историческое. А помог нам её вспомнить 155-серийный турецкий телевизионный фильм «Великолепный век». Фильм, завораживающий красотой и мастерством игры подобранных актёров, нескончаемыми интригами, соседством лирических сцен с жестокими убийствами, исторической достоверностью и искусным художественным вымыслом. Демонстрация первого сезона фильма началась на  наших экранах в 2012 году, пятый (последний сезон фильма) закончился в 2015 году. Весной этого года полный фильм снова повторяет для нас «Домашний канал». Книги, которые я предлагаю  - это для тех, кто хочет дополнить свои знания о Великолепном века Сулеймана и его супруги Хюррем. 
Принято считать, что в основу либретто фильма «Великолепный век» положена книга турецкой писательницы Демет Алтынйелеклиоглу «Хюрем, наложница из Московии». Чтобы создать этот роман, автору пришлось изрядно потрудиться, поднять архивы, прочитать уйму исторических источников. И в итоге создать книгу, которая покорила и Турцию, и Европу и своей популярностью вдохновила продюсеров на создание знаменитого сериала. Несомненно, книга несколько отличается от фильма, но читатель может найти между строк романа то, что пропустил в фильме. В свою очередь просмотренный фильм будет иллюстрацией книжного описания. К сожалению, в данном издании фотографий нет, кроме подлинных портретов Сулеймана и Хюррем на обложке.
Книга «Роксолана – Хуррем и её «Великолепный век» Натальи Павлищевой имеет подзаголовок «Тайны гарема и Стамбульского двора» и дополнит предыдущее издание. В ней мало о политике и об интригах, но много о любви. В ней вы найдёте переводы стихов, которые Сулейман писал своей любимой, а она ему. Прочтёте фрагменты писем Хуррем к повелителю. Узнаете о традициях гарема. О том, как принято было одеваться женщинам и детям.  О том, что ели, пили и как готовили турецкие сладости, как варили кофе по-турецки. Как протекала жизнь не только наложниц в гареме, но и   семейная жизнь Сулеймана и Хуррем, проживших вместе 36 лет.
Если говорить о книгах, рассказывающих об Александре – Хюррем – Роксолане, то, несомненно, в данной подборке хронологически первое место занимает роман Павла Архиповича Загребельного «Роксолана», вышедшего ещё в 80-х годах прошлого столетия.  Роман объёмный, с подробным описанием событий, написанный по всем канонам художественного произведения в жанре исторического романа, с пояснениями и послесловием автора. В своё время, после выхода романа, им зачитывались. Думаю, и сегодня найдутся желающие это произведение прочитать.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: историческая литература, книги


2022-05-28 10:05



Я отношу себя к тем, кто перечитал всё собрание сочинений Елены Михалковой, очень люблю этого автора и с интересом ожидаю каждую новую книгу. Но чем больше я читаю Михалкову, тем больше убеждаюсь в том, что представлять её произведения как детективы (пусть даже психологические детективы) не совсем верно. Если говорить проще, чем дальше, тем больше в произведениях данного автора проступает психология поступков героев, а детективная составляющая отступает на задний план. Конечно, она присутствует и выступает в роли завязки, но, мне кажется, она не имеет такого привлекающего и увлекающего значения, как в детективах других писателей. Конечно, я высказываю собственное мнение, но ощущение у меня складывается такое, что с каждой новой книгой действия, происходящие в романе, описываются всё менее динамично, а развязка становится не так уж и важна. И не потому, что становится скучно, а потому что автор между делом описывает так много интересных вещей, что вопрос кто кого убил как бы отходит на второй план.
Всё, что я написала, в полной мере относится к роману Елены Михалковой «Тот, кто ловит мотыльков». Читателей удивит построение книги. Практически под одной обложкой они прочтут сразу два детектива, две истории, которые сюжетом между собой совершенно никак не связаны. Единственным связующим звеном будут лишь главные герои романа, ведущие расследования. Уже известные по предыдущим произведениям Михалковой частные детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин, расследующие дело о пропавшей в городе женщине. И Маша, жена Сергея, втянутая в загадочную, почти мистическую историю, оказавшаяся в глухой заброшенной деревушке  и поневоле выступающая в роли мисс Марпл. Звонки по телефону между  Сергеем и Машей будут единственным соединяющим эти истории звеном. Читатель до конца довольно объёмной книги будет ждать, что где-то всё сойдётся под общим знаменателем, но, увы! такого не случится. И это будет ещё одной из особенностей данного романа. Честно признаюсь, до самых последних глав книги я никак не могла понять, что эти истории объединяет. И только прочитав последние главы каждой из двух рассказанных автором историй, это поняла. Подсказывать не буду. Думаю, каждому из читателей захочется самим дойти до смысла, заложенного в романе. А общий заголовок, придуманный автором, точно определяет смысл обоих детективов.
Скажу сразу, не все читатели оценили замысел и сюжет данной книги. Кому-то, кто любит спокойное неторопливое повествование, она понравилась. Тем, кто ценит динамику и лихо закрученный сюжет, она может показаться излишне затянутой. Но хочется отметить, как всегда, хороший язык, интересные персонажи и собственные суждения автора, которые просматриваются между строчек. 
Читайте не торопясь и с удовольствием!
 
Валерия Базлова
 

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-05-28 09:04



Бизнесмен Андрей Иванов не был счастливым человеком, потому что для счастья нужно не только материальное благополучие: для этого нужна в первую очередь – для большинства - семья, где царят любовь и взаимопонимание. 
Любимая жена Иванова была убита; дочь, за жизнь которой он постоянно опасался, настигла подобная участь. И тогда, когда из тюрьмы вернулся убийца матери…
Что это – месть? Или нечто другое?
Книга  Романовой – не просто детективное расследование, она – в первую очередь –  о другом.
О том, например, что за решетку может попасть человек, не совершавший преступления. Именно так получилось с неким Харитоновым, обвиненным в свое время в убийстве Ангелины Ивановой.
Десять лет провел человек в местах лишения свободы, вышел на волю. И понял, что прежней жизни у него уже никогда не будет: на нем – несмываемое клеймо преступника, он всегда подозреваемый номер один. И человек приходит к мысли, что обезопасить себя может только он сам. А для этого ему везде нужно находиться под камерами видеонаблюдения. Даже в собственной квартире. И ведь прав он оказался! Только лишь поминутная фиксация личной жизни спасла его от очередного обвинения.
Не десять лет жизни украли у человека – всю ее. Так получается.
А кто же был настоящим убийцей?
Тот, кто всегда находился рядом с Ивановым, тот, которому предприниматель безоговорочно доверял во всем...
История Светланы – дочери бизнесмена – в какой-то степени иллюстрирует нравы современного общества.
Накануне гибели Света крупно поссорилась с подругами: приятельницы объяснили девушке, что ее новый знакомый Егор – не пара состоятельной девушке, он не вписывается в их круг.
Егор попал в число подозреваемых, но допросить его долго не могли: пропал парень. 
А как лучше всего спрятаться? Быть на виду у того, кто тебя ищет. Так молодой человек и поступил.
Он не был виноват в смерти девушки. Виноваты были другие… 
И еще одну неновую тему обыгрывает книга: «Нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает…» Почему? Вопрос без ответа.
Произведения Галины Романовой – это сплав интриг, эмоций, непростых жизненных ситуаций. «К северу от любви» - не исключение.
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-05-28 08:03



"Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах,  а в том, чтобы поселить небеса в его душе".
Томас Харди - английский писатель и поэт.
 
История религии неразрывно связана с историей человечества. Первые люди на земле поклонялись животным и природным явлениям. Богов старались всячески задобрить, поднося дары и принося жертвы. Позднее возникли основные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, а с ними и три великие книги: Веды, Коран и Библия. 
Основатель буддизма (VI в. до н.э.) – духовный учитель Будда Гаутама. Для буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, отрешенность от мира, индивидуализм. Главными в учении являются этические нормы поведения человека. Через нравственность, размышление и созерцание человек постигает истину. 
Основателем ислама, самой молодой из мировых религий (VII в. н.э.), является пророк Мухаммед. Культ Аллаха выливается в идею предопределенности человеческой судьбы. Богобоязненность, покорность, неуклонное следование заповедям и принципам Корана гарантируют вечную жизнь в раю.
Христианство (I век н. э.) – самая крупная мировая религия, возникшая в восточной части Римской империи. Ее основатель − Иисус Христос, являющийся одновременно и Богом, и человеком. О его жизни на земле повествуют четыре священные книги (Евангелия). Приверженцами христианства являются около 2,1 миллиардов человек.  
Каждая религия достойна уважения. Принадлежность к той или иной религиозной общности делает людей единомышленниками. Верующий человек знает, у кого он может найти понимание, сочувствие и поддержку. Несмотря на существенные различия между собой и буддизм, и христианство, и ислам проповедуют равенство всех людей перед Богом, освящая именем Творца любовь и милосердие, готовность человека к покаянию и духовному очищению. Утверждение этих святынь – залог возрождения духовности и приобщения общества к истинным общечеловеческим ценностям. 
В данном учебном пособии рассматриваются мистические и мифологические предпосылки возникновения религии, ее эволюция. Особое внимание уделяется моральным аспектам религиозных верований. Книга предназначена для студентов и преподавателей, но будет полезна и для тех, кто интересуется религиозными проблемами. 
 
Александра Разина

Ярлыки: отраслевая литература, религия


2022-05-21 11:00



Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
 
Это один из последних романов. Еще вышел «Билли Саммерс», часть цикла о Темной башне. И все, не хочет больше мастер ужасов иметь с нами дела. Что ж, будем перечитывать старого Кинга. Вернее, молодого и раннего.
По мнению одного рецензента, «Позже» мог бы стать неплохим пробником для желающих познакомиться с творчеством автора. Облегченный, так сказать, вариант. Возможно.
В этом небольшом романе Стивен Кинг использует все свои любимые образы и тропы. Тут и мальчик-медиум, видящий призраков (да-да, как в фильме "Шестое чувство"), и темная, злобная сущность, с которой герою придется схватиться. Есть даже старик, который делится мудростью с подрастающим поколением, и непонимающая мама.
Отличие есть. Повествование ведется от первого лица. И сделано оно намеренно безыскусным. Как будто, в самом деле, историю рассказывает десятилетний мальчик, простыми словами, короткими предложениями. Иногда он уносится в настоящее, где ему двадцать два. Во время «позже». И периодически повторяет: «я предупреждал, что моя история будет в жанре ужасов?», «это произойдет гораздо позже».
На самом деле книга не страшная. Не такая, как лучшие, по моему мнению, его романы «Сияние», «Мертвая зона», «Темная половина», «Противостояние», повести «Баллада о гибкой пуле», «Сердца в Атлантиде», рассказы, после которых невозможно было пройти по квартире в темноте и неделями думалось о необычном.
Чтиво на один раз.
И есть опять отсылка к «Оно», прекрасному, глубокому психологическому роману. Не буду спойлерить. Прочтите сами.
Кстати, это тоже любимая фишка Короля Ужасов – раскидывать намеки и цитаты из своих старых книг, пристраивать эпизодическим персонажем главного героя предыдущей книги и т.п.
О чем книга, собственно, спросите вы? О взрослении. Опять о взрослении мальчишки, о том, что мир не такой, как казалось. О том, что родители, не самый надежный заслон от ужасного. Пусть даже и сам ГлавГерой закален с детства видениями мертвых людей.
Ну и саспенс, дорогие читатели! Драйв такой, что будь здоров. Королю Ужасов за семьдесят, но он не теряет хватки и выдает сюжетные повороты в тот момент, когда ты расслабился и потерял бдительность.
Бах, и ты присвистываешь в восхищении! Вот это да, вот такого я не ожидала!
Так что Стивена Кинга читать стоит. Маркировка 16+ вполне оправдана. Кровавости есть, но без смакования, горсть ругательств и некие подробности жизни в США с описанием бизнеса, например. Просто тем, кто младше шестнадцати, будет скучно и непонятно. Но, если все в порядке и разрешат родители, почему бы не прочесть? 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: зарубежная литература, триллер, фантастика


2022-05-21 09:00



«День, в который родилась девочка, печальный»
«Чем родится девочка, пусть лучше родится камень»
(Дагестанские пословицы)
 
Как непросто жить девочкам в дагестанском селе, когда за них уже всё решено с самого рождения. Когда им выходить замуж и за кого, всё решает отец и попробуй только возразить, будешь не только избита, но ещё и жестоко наказана. Вот и Салихат в романе Натальи Елецкой выдают замуж против её воли за вдовца Джамалутдина, намного старше её. Салихат напугана ещё тем, что первая жена Джамалутдина бесследно исчезла и есть подозрения, что не просто так, а скорей всего её убили.
Сердце сжимается от боли, когда узнаешь, что пришлось пережить шестнадцатилетней Салихат. Чтобы быть в милости у мужа, ей нужно всем угождать: тётке мужа, старшему пасынку и его капризной жене. Не дай Бог, кто-то на неё пожалуется, тогда несдобровать.
Это история жизни женщин дагестанского села, когда миром правят мужчины, когда всё делается только с их позволения, удел женщин - подчиняться, рожать детей (лучше сыновей, если хочешь быть в почёте у мужа), заниматься хозяйством, отвечать, когда спрашивают, ходить, опустив голову, и слушаться мужа беспрекословно, иначе он имеет полное право наказать жену, и никто даже не заступится. Ужасно жить в таких условиях, когда воля твоя абсолютна подавлена. Но таков удел этих женщин.
Радует то, что Салихат всё-таки удаётся полюбить своего мужа (он оказался не таким жестоким, как её отец) и наладить контакты с другими членами семьи. И, какое счастье, она рожает мужу двоих сыновей. Теперь он точно не заведёт себе вторую жену. А чем занимается муж, чтобы прокормить семью, это не должно её касаться. Только вот справиться со своим волнением, когда он уехал и пропал, у неё уже не получается. Всё-таки концовка романа частично скрашивает повествование о нелегкой жизни дагестанских женщин, не все женщины несчастны и унижены, Салихат удалось обрести своё счастье. Хотелось бы, чтобы это был не единичный случай.
Читая про такие обычаи и быт, говоришь себе, какое счастье, что живешь иначе и имеешь право самостоятельного выбора во всём. Этот патриархат донельзя принижает женщин, лишает их женского счастья.
Очень живой язык повествования, героини вызывают сочувствие и сострадание, настолько ярко всё описано. Мне понравилось повествование от лица Салихат, написанное простым и наивным языком 16-летней девушки. Однозначно, автору удалось затронуть душу своим правдивым произведением. Очень рекомендую.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2022-05-21 08:01



А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.
(Юрий Визбор)
 
В сборник вошли две повести Владимира Топилина: «Когда цветут эдельвейсы» и «Семь забытых перевалов». В обеих повестях есть убийство, но это не детективы. Имеются изнасилование, пьянство и тому подобные «прелести» провинциальной жизни, но произведения современного сибирского писателя нельзя назвать «чернухой», они не оставляют после прочтения мрачного осадка на душе. С другой стороны, в повестях проведена явная романтическая линия, однако и здесь можно заключить: это не «любовные романы». Одним из главных действующих лиц в произведениях Топилина является природа, тайга. В первой (кстати, не только в этом сборнике, а вообще первой) повести автора «Когда цветут эдельвейсы» городская девушка Ольга вынуждена постигать суровые законы тайги. Во второй повести («Семь забытых перевалов») бывалый охотник дед Еремей делится своим богатым охотничьим опытом с соседским пареньком Сашей. Однако повести Топилина – это и не литературные мастер-классы, посвященные выживанию в дикой природе.
В чем же их притягательная особенность?
Перед нами социальная проза, от которой мы несколько отвыкли, увлёкшись жанровой литературой с характерными метками-идентификаторами, сигнализирующими о принадлежности к детективам, триллерам или романтическому фэнтези с обязательными атрибутами в виде серийных убийц, маньяков или попаданок с драконами. Вообще, сюжеты повестей Владимира Топилина – простые, ситуации – житейские. Но повести по-настоящему жизненны. Нет надуманности, вычурности, стремления чем-то поразить или заинтриговать. Зато есть душевность, боль за спивающуюся российскую глубинку, сочувствие простому человеку. И оптимизм. Вопреки всем трудностям.
Впрочем, и простота здесь – кажущаяся, она, конечно, совсем не та, что хуже воровства. Эта простота обманчивая. Она сродни самой тайге, живущей по понятным, но жестким, даже жестоким законам. И получается так, что в произведениях Владимира Топилина не только человек наблюдает за тайгой, но и тайга – за людьми, их отношениями, бедами и радостями, ссорами и примирениями. Она испытывает человека на прочность, но в то же время может поддержать правого и наказать виноватого. «Утроба (убийство) пойдет не в пользу, тайга всегда накажет», – говорит дед Еремей. И оказывается прав. А главная героиня повести «Когда цветут эдельвейсы» Ольга постигает в тайге (и благодаря тайге) другую немудреную истину: «Как же мало надо человеку для счастья – просто быть рядом!» Быть рядом с хорошим, верным человеком!
Рассказывая об охотниках и промысловиках, о жизни поселковых школьников и доживающих свой век стариках и старушках, о браконьерстве и торговле «шмурдяком» (техническим спиртом), проза Владимира Топилина задает неизменные ориентиры традиционных ценностей и оставляет надежду на то, что всё будет хорошо.
Всё должно быть хорошо. Даже если в какой-то момент кажется, что уже всё потеряно.
 
Дмитрий Кочетков
 

Ярлыки: сборник, российская проза, современная проза


2022-05-16 10:00



Нет зверя свирепее, чем человек, если к страстям его присоединяется власть.
 
Решила познакомиться с творчеством корейского автора и вы знаете, не пожалела. С первой страницы я погрузилась в это "болото", иначе не скажешь. Да, история непростая, можно даже сказать ужасающая, когда над детьми вытворяют такое, что даже словами не выразить, и самое ужасное то, что глумятся над детьми те, кто должен их защищать и воспитывать. И такого вопиющего кошмара и несправедливости полно во всём мире. Автор затронул важную тему в своем произведении, которая никого не оставит равнодушным. Ну а теперь по порядку.
Кан Инхо в поисках работы. Он устраивается работать в школу-интернат для глухих детей в Муджине на временную ставку преподавателем. И тут его мир, каким он привык его видеть, рушится. В интернате творится что-то невообразимое. Дети, страдающие глухотой, а также имеющие и другие заболевания, постоянно подвергаются избиениям, сексуальному насилию, пыткам, жестоким наказаниям. "Среди людей всегда найдутся нелюди", но чтобы сам директор и его брат, а также куратор участвовали в этом, это уж, извините, ни в какие ворота не лезет. Детям даже пожаловаться некому, они молча сносят ужасные издевательства. До приезда сюда в интернат молодой учитель и представить не мог, насколько безмолвие может подавлять волю человека. За страданиями и отчаянием этих ребят скрывался огромный мир. Мир тьмы, мир страха, фальши, гнусности и насилия. И его жизнь начала обретать смысл, придавая его личности значимость.
Он решил вступить в схватку с этой несправедливостью, ведь помочь больше детям некому. Всё шито-крыто, ни управление образования, ни даже полиция не торопятся проводить расследование. Ситуация очень сложная, но Кан Инхо настроен решительно.
Говорят, есть такая "разновидность людей, которые желая скрыть свои пороки, причиняют боль другим. И чем больше имеет человек пороков, тем он беспощаднее и бесчеловечнее. По всей видимости, в Муджине такие понятия, как нравственность, честь и совесть, давно оказались на помойке, а взамен воцарились распущенность, жажда наживы и пошлость". Все вокруг лгут и покрывают друг друга, закрывая глаза на преступления. А иначе им нельзя, иначе полетят их головы и они лишатся престижного положения. Но почему никто не думает о детях, которым и так нелегко в этом жестоком мире?
Это история сострадания и любви к ближним, когда важно правильно расставить приоритеты. Эта история показывает, как важно не сдаваться, а бороться вопреки всему ради счастья наших детей и их светлого будущего.
Тема, конечно, тяжёлая, но нужная. Книга произвела на меня глубокое впечатление. 
По роману "Суровое испытание" был снят фильм, который я ещё не видела, но по возможности обязательно посмотрю. 
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, фильм, экранизация


2022-05-16 08:00



Человек – это интеллект на службе у физиологии. 
О.Хаксли
 
В целом оказалось неплохо. Кому нужен быстрый сюжет, мистические тайны, загадки и молодежь, спасающая мир, ну хорошо, отдельно взятых граждан? Это все здесь. И да, то, что называется янг эдалт, это не только обозначение возраста потенциальных читателей. Я давно не «янг», но зачиталась, хотя некоторые реакции шестнадцатилетней героини "выбешивали" страшно (кстати, автор как раз убедителен, и девчонка-максималистка вышла хороша).
Янг эдалт (дословно «юный возраст») – скорее определенное направление, часто фантастическое, бывает постапокалиптическое, но главные герои юны и полны сил и желания что-то делать: перекраивать мир, восставать против диктатуры, ходить по снам, спасать драконов и т.п.
О сюжете. Просыпается шестнадцатилетняя Валентина после долгого, слишком долгого сна и обнаруживает, что ее мать уже месяц как исчезла. Ну, женщиной она была небедной, знаменитая писательница как-никак. Служанка, отдельный домик – все, чтобы обеспечить уединение больной дочери. Валентина страдает «синдромом спящей красавицы». Может уснуть на сутки, неделю, месяцы… Жизнь проходит… И сразу такой удар! Второй удар: заходит девушка в мамин кабинет и видит незнакомого парня, который роется в бумагах.
И тут начинается гонка. Валя знакомится с непонятными ребятами, которые могут уходить в безвременье, затаскивать ненадолго туда людей, тем самым спасая их от гибели в несчастных случаях. И они все вместе отправляются искать пропавшую Валину маму, которая, оказывается, тоже была непростым человеком.
Как и положено в янг эдалт, заниматься такими паранормальными вещами можно только до двадцати лет, дальше материальный мир слишком крепко держит людей.
В книге будут и погони, и познание окружающего мира. И любовь, конечно же. Это только в нежном возрасте все можно успеть, в том числе влюбиться на бегу, ревновать на пустом месте, страдать от безразличия, радоваться успехам в мистических дисциплинах.
Роман взросления тоже получился. Героиня меняется, работает над собой, думает о сложных вещах. И читатель тоже задумается, а так ли все просто и однозначно? Кто заслуживает второго шанса, а кто нет, почему нельзя судить об этом и что бывает с теми, кто берет на себя божественные функции.
Очень круто сделан неожиданный финт сюжета в финале. Более того – их два, этих финта ушами. Смыслы перевернутся с ног на голову за время чтения не раз. На то он и роман взросления. Ведь смотрим мы на все события глазами юной девы, попавшей в бушующее море жизни.
Читателю предстоят знатные эмоциональные горки! От отчаянного переживания за персонажей, до злости на их тупость, от надежды на счастье до горечи потери и разочарования.
Счастливый финал будет, обещаю.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: мистика, молодежь, фантастика


2022-05-11 10:00



Рикошет – отраженный под углом полет (пули, мяча и т.п.) после удара о какую-нибудь поверхность. 
(Лопатин, В.В. Толковый словарь современного русского языка)
 
 
В Москве происходит серия убийств: кто-то сворачивает шейные позвонки одиноким прохожим и оставляет на телах записки: «Моему Учителю».
Это действия маньяка? Или что-то другое? Выясняется, что все убитые в недалеком прошлом совершали дорожно-транспортные происшествия (ДТП), повлекшие человеческие жертвы. Виновникам же удалось избежать (или почти избежать) наказания…
Такова детективная составляющая произведения, которое по своей сути является более сложным, нежели просто детектив, и поднимает ряд проблем. Например, ДТП.
Один из персонажей книги, профессор Стеклова, рассматривает ДТП в различных аспектах, важнейший из которых – рикошетные жертвы.
Вот, например, история Игоря Выходцева. Он умер от онкологического заболевания. Диагноз, к сожалению, поставили поздно, когда шансов на излечение уже почти не было. А ведь картина могла бы стать совершенно иной при правильной диагностике на ранней стадии заболевания. Но этого не случилось: врач, к которому обратился Выходцев, вел прием в тяжелейшем для себя моральном состоянии, не мог сосредоточиться: накануне у него в ДТП погибла дочь
Таким образом, Игорь стал рикошетной жертвой, он не погиб сразу, как несчастная девочка, но – по сути – и он явился жертвой ДТП.
И сколько их, таких, рикошетно пострадавших?!  Очень  много. Профессор Светлана Валентиновна Стеклова это знает точно.
Так, значит, смерть одиноких прохожих – это месть? И да, и нет. Здесь обыгрывается еще одна тема, очень современная: как стать популярным блогером, как привлечь на свой канал подписчиков. Оказывается, это можно делать по-разному, в том числе – откровенно цинично, не гнушаясь ничем, принося даже в жертву человеческие жизни …
И об аппаратных играх рассказывается в книге, о том, что иногда расследование преступления идет по предложенной сверху кому-то нужной схеме, и за решеткой может оказаться невиновный человек. Так едва не произошло с одним из персонажей книги, но, к счастью, этого все-таки не случилось.
Читателей ждет встреча с любимыми героями Марининой – Зарубиным, Сташисом и Дзюбой. Помогать им, конечно же, будет Анастасия Каменская.
«Отдаленные последствия» - детектив, но не развлекательный, а проблемный; читающий легко, но оставляющий некий привкус горечи от понимания того, в частности, насколько – во многих отношениях – уязвим человек …
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-05-11 09:00



«Ради кофе можно пойти на всё. Даже на работу». 
Билл Гейтс
 
Утро более двух с половиной миллиардов людей начинается с кофе. Сваренного в турке, в специальной машине или просто растворимого. Мы пьем этот бодрящий, чуть горьковатый напиток дома, в пути, на работе. Из изящных фарфоровых чашек, больших керамических кружек, тонких пластиковых стаканчиков. Черный как ночь, сладкий, как грех, горячий, как поцелуй.  Где бы мы ни находились, чарующий аромат обжаренных кофейных зерен мгновенно создает атмосферу тепла и уюта.    
Кофе появился много веков назад в Восточной Африке. Согласно легенде, один эфиопский пастух заметил, что его козы, отведав плодов с неизвестного кустарника, стали чрезмерно активными. Он отнес ягоды в местный монастырь. Там оценили их удивительные свойства, и вскоре отвар из странных плодов стал использоваться монахами в качестве тонизирующего средства, не позволяющего засыпать во время ночных бдений. Центром распространения кофейных зерен стал Стамбул  ̶  столица Османской империи. Там же в 1554 году была открыта первая в мире кофейня. В России кофе ввел в моду Петр I. Екатерина II требовала, чтобы ей заваривали четыреста граммов бобов на пять чашек. Менее крепкий напиток императрица не признавала. Долгое время высокая цена на кофейные зерна не позволяла простым людям употреблять его часто, но в XIX веке в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах начали массово открываться кофейни, которые вскоре стали центром культурной жизни страны. Их завсегдатаи - театралы, поэты, писатели и художники. После революции 1917 года кофе стал дефицитным продуктом, появляющимся в магазинах лишь перед большими праздниками. Сегодня же он самый популярный напиток на планете. По количеству экспорта кофе занимает второе место после нефти. 
В книге Владимира Ходорова «Кофе  ̶  аромат дома» собраны рецепты приготовления как классических напитков (эспре́ссо, капучи́но, ла́тте, мо́кко), так и экзотических коктейлей. Данное издание относится к так называемой «Coffee-Table Books». Дословно: книга для журнального столика. У нее большой формат, глянцевые страницы, качественные фотографии. Предложенные в ней варианты приготовления кофе хочется тотчас же попробовать. Ведь как бы ни был загружен наш день, минутка на чашечку кофе найдется всегда. Книга рекомендуется к прочтению как заядлым кофеманам, так и просто любителям этого многогранного напитка. 
 
Александра Разина

Ярлыки: книги, отраслевая литература


2022-05-04 11:00



О любви, счастье и стране, которой больше нет на карте
 
Недавно мой взрослый внук задал мне неожиданный вопрос: «Бабушка, а правда, при Брежневе так хорошо жилось, как об этом пишут и говорят сейчас?» Я не то чтобы растерялась, но поняла, что в двух-трёх фразах на этот вопрос и не ответишь. А что рассказать? Во многих группах ВКонтакте и на страницах социальных сетей престарелые граждане бывшего Советского Союза частенько «ностальгируют», вспоминая прошедшую эпоху как время необыкновенного счастья, покоя и стабильности. Не хотят только признать, что тоскуют они не по эпохе СССР, а по своей молодости. И поэтому, вспоминая прошлое, хочется быть объективной. Давайте с помощью автора книги, которую я представляю, Натальи Ковалёвой, заглянем в страну, проживавшую по адресу Советский Союз. 
Итак, 70 - е годы прошлого столетия. Восприятие столичного мира юной девушки из провинции, из маленького городка Северного Кавказа. И, конечно, её воспоминания о семье, об отце, родившемся в Ленинграде и всю жизнь тосковавшем об этом городе, но не имеющим возможности вернуться туда из-за репрессий по отношению к его родным. 
Москва 70-х – какой она была? Что и кого увидела юная девушка из интеллигентной семьи, приехавшая не столько покорять, сколько знакомиться с этим удивительным городом и его людьми? Театры Москвы – в первую очередь театры! А в театрах – удивительный, невероятный и упоительный в своей игре Андрей Миронов в роли Фигаро. Владимир Высоцкий – песни которого звучали в магнитофонах, кажется, всех квартир. Песни,  то привлекающие, то отталкивающие нашу героиню. И – совсем другой Высоцкий на Таганке. Принц Гамлет. «Высоцкий играл так, словно он был в последний раз на этой сцене и боялся не успеть сказать нам, зрителям, что-то очень важное». И (о, Москва полна сюрпризов!) совершенно неожиданное соседство в тёмном зале кинотеатра «Зарядье» с гениальным комедийным артистом Савелием Крамаровым, который усадил опоздавшую на киносеанс девушку рядом с собой.
Прочитав эту книгу, вы побываете вместе с автором, делящимся своими воспоминаниями, в самых разных ситуациях, приготовленных ей и Москвой, и Ленинградом. Познакомитесь со старой графиней, доживающей свой век в коммуналке и помнящей Ленина, которого её отец прятал в этом самом доме. Узнаете, как организовывались встречи с фарцовщиками, у которых можно было купить модную одежду. Наталья Ковалёва расскажет вам даже о баре гостиницы «Интурист» и о впечатлении, которое оставили в её памяти «ночные бабочки» этого заведения.  Большой удачей в те годы была возможность побывать за границей – хотя бы в социалистической стране. Наша героиня пишет в книге о поездке в Болгарию, о тех ограничениях и «страшилках», которым подвергались советские туристы со стороны контролирующих органов. Ну а те, кому недоступны были зарубежные страны, могли увидеть «маленькую Европу» в СССР, совершив поездки в Прибалтику – Эстонию, Латвию и Литву. 
Конечно,  воспоминания – вещь всегда субъективная. Автор поделился с нами воспоминаниями о своей молодости, рассказал истории, связанные с тем временем. Но у каждого могут быть свои воспоминания. Да и взгляды в целом на жизнь и на прошедшие события – тоже. И об этом, кстати, предупреждает своих читателей редакция книги: «Вся информация, изложенная в книге, является личным мнением автора и не преследует цели оскорбить чувства людей с иной позицией. Редакция не всегда разделяет мнение автора».
 
Валерия Базлова

Ярлыки: воспоминания, современная проза


2022-05-04 09:00



«Характер русского воина, получивший свое воплощение в таких эпических фигурах, как А.И. Покрышкин, В.Н. Леонов и им подобные, в конечном счете стал тем фундаментом Победы, на котором выстроилось все остальное»
(Василий Петрович Попов, доктор исторических наук)
 
Я уверен, что имя трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, упомянутое в эпиграфе, известно практически всем. А вот о Викторе Николаевиче Леонове (увы, точно знаю) уже слышал далеко не каждый. И что тут говорить о других героях Великой Отечественной!
В.Н. Леонов – не только дважды Герой Советского Союза (по званию), но и истинный герой той войны (по духу и сути). Конечно, о нем хорошо знали в советские времена. В 1970-е годы были изданы все его книги. Но затем (после 1985 года) наступила длительная пауза, во время которой ни по телевидению, ни в печати его имя почти что совсем не упоминалось. О В.Н. Леонове, можно сказать, позабыли. И поэтому в 1994 году, как признается автор, он сам был поражен явлением такого рода невежества. Да, не в смысле: поражен чьим-либо невежеством, а именно: «поврежден» своим собственным! Сейчас ситуация изменилась, информацию о В.Н. Леонове можно легко найти. Но все ли будут искать самостоятельно, без подсказки?
Журналист и писатель А.В. Тимофеев темой Великой Отечественной войны начал заниматься в «лихие 1990-е», когда к фронтовикам, которых еще было немало, никто особенно не стремился ни для памятных бесед, ни для выражения уважения. Тогда он начал собирать литературу о войне, встречаться и беседовать с ветеранами ВОВ. Рекомендации Марии Кузьминичны Покрышкиной (вдовы того самого легендарного А.И. Покрышкина) послужили своеобразным «ключом», который давал доступ ко многим участникам Великой Отечественной. Так и стал собираться материал для представленной книги, окончательно сложившейся уже в XXI веке на основе взятых интервью, подготовленных газетных и журнальных очерков, составленных сборников документов и воспоминаний.
Главное, что интересовало автора, – это ответ на вопрос «За счет чего Красная армия победила столь сильного врага?» А.В. Тимофеев расспрашивал ветеранов о боевой и психологической подготовке, стратегии и тактике, просил оценить действия противника. И здесь автора ждали поразившие его открытия. Во-первых, открытия силы духа. Цитирую: «Что особенно поразило в ходе встреч и бесед с фронтовиками? Их сила, духовная и физическая, ум и воля. Этих народных качеств нет в нынешних фильмах о войне». Во-вторых, открытия легендарных личностей, почти забытых у нас в то время. К таким и относится Виктор Николаевич Леонов. 
Кстати, даже в неоднозначную эпоху конца XX – начала XXI века за рубежами нашей Родины имя В.Н. Леонова занимало высокие строчки в рейтингах, отражающих западные представления об элитном спецназе. Как его там называли? «Корифей советских морских коммандос». А еще, как отмечает автор книги, В.Н. Леонова стали сравнивать с Джеймсом Бондом и иными персонажами иностранных блокбастеров, хотя воевал наш прославленный разведчик раньше, чем эти фильмы снимались. По меткому замечанию фронтовика (зафиксированному автором книги), почему бы не сравнивать наоборот, их с ним. В общем, В.Н. Леонов – фигура, самая достойная того, чтобы узнать о ней больше. И в этом поможет книга Алексея Тимофеева «Как русские научились воевать».
Среди других героев представленной книги можно назвать Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова (1904-1975) и писателя Юрия Васильевича Бондарева, комбата Николая Самсоновича Корявко и командира танка Т-34 Нину Ильиничну Ширяеву (Бондарь), летчика-истребителя Федора Федоровича Архипенко и сапера Дмитрия Егоровича Голикова, Героя Советского Союза Сергея Яковлевича Батышева и полных кавалеров ордена Славы... (я перечислил далеко не всех).
Книга содержит ряд уникальных фотографий. Фотографии многих героев этой книги были сделаны выдающимся фотографом, лауреатом международной премии «Золотой глаз» Павлом Павловичем Кривцовым. А само издание подготовлено «Фондом исторической перспективы».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: военная тема, отраслевая литература


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература