1

Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"

Поиск:

2024-02-21 16:00



 

«Ледяной горизонт лаконичен и строг –
Совершенством пугает и манит.
И звенит серебро северянинских строк
Талисманом в нагрудном кармане».
Игорь Царёв
 
Мне особенно приятно представлять читателям именно эту книгу, потому что она написана череповецкими авторами, издана в Череповце и рассказывает о поэте, имя которого тоже связано с нашим городом – Игоре Северянине. Заголовком сборника послужила строка из стихотворения московского поэта Игоря Царёва «В гостях у Северянина».
Игорь Северянин (И.В.Лотарев) родился в Санкт-Петербурге, но отроческие годы его прошли в Череповце и его окрестностях. В девятилетнем возрасте отец  привёз Игоря в Череповец, здесь он проучился три года в Череповецком реальном училище. Недалеко от Череповца, в имениях Сойвола и Владимировка,  жили тётя и дядя Игоря. В гостях у них мальчик с удовольствием проводил время. Здесь начал писать  стихи и в будущем  именно с этого периода начал отсчитывать свои первые успехи на поэтическом поприще:
«Шексна моя, и Ягорба, и Суда,  где просияла первая любовь,
Где стать поэтом, в силу самосуда, взбурленная мне предрешила кровь».
Надо ли говорить, что наш город  всегда с большим интересом относился к личности Игоря Северянина и к его поэтическому наследию. Но именно последние десятилетия позволили нам многое  понять об этой интереснейшей личности, узнать ранее неизвестные факты биографии Игоря Васильевича, прочесть полное собрание его сочинений. Материалы сборника, который я представляю, очень разнообразны: статьи; фотографии из личных архивов и с официальных, торжественных мероприятий; эссе о событиях, которые происходили в Череповце; воспоминания об открытии первых выставок и о становлении музея Игоря Северянина; о поэтическом конкурсе «Король поэтов», который ежегодно проходит во Владимировке;  о Международном фестивале-конкурсе исполнителей русского романса «Классические розы» имени Игоря Северянина. В книге представлены произведения поэтов, художников, музыкантов, пишущих и исполняющих романсы на стихи Северянина. 
Музыканты найдут в книге даже ноты романсов, авторами которых являются Александр Русанов, Ирина Шабордина, Татьяна Дурнова. Книга выполнена в прекрасном полиграфическом исполнении, поэтому вас порадует обилие цветных фотографий. Авторы материалов сборника – люди самых разнообразных профессий, живущие не только в Череповце, но и в других городах России, даже в других странах. Всех их объединяет одно – любовь к Игорю Северянину. Большинство из авторов являются членами Общественной организации «Северянинское общество» г.Череповца.
 
Данный сборник – часть издательского проекта «Поэтический брендбук», который был приурочен к 135-летию Игоря Северянина и осуществлён на средства гранта Вологодской области в сфере культуры. Хочу обратить ваше внимание на то, что книга «И звенит серебро северянинских строк…» не продаётся в магазинах. Тираж у книги небольшой, и она поступила только в библиотечные фонды. Спрашивайте в библиотеках города!
 
Валерия Базлова
 

Ярлыки: краеведение, литературоведение, размышления на тему


2023-08-24 13:00



Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством нашего писателя-земляка, вологжанина Дмитрия Анатольевича Ермакова. Моим коллегам-библиотекарям, думаю, будет интересно узнать, что на данный момент он занимается не только литературным творчеством, но и работает в одной из библиотек г. Вологды. Возможно, вы уже встречались с прозой Дмитрия Ермакова. 
Его повести и рассказы, написанные в разные годы, публиковались во многих российских изданиях, газетах и журналах, в том числе: «Наш современник», «Вологодский лад», «Север», «Роман–газета». Дмитрий Ермаков – член Союза писателей России, лауреат премии журнала «Наш современник», лауреат международной литературной премии «Югра», ряда других всероссийских и международных конкурсов и премий. В июне 2014 года Дмитрию Ермакову была вручена медаль «Василий Шукшин». Эта всероссийская общественная награда вручается за вклад в российскую культуру, литературу, искусство, за сохранение русского языка. Думаю, уже это представление автора говорит читателям о том, что с творчеством достойного современного писателя надо познакомиться всем тем, кто хочет иметь представление о современной российской прозе. 
Хочется добавить, что порой и сама судьба писателей может быть предметом отдельного рассказа. Особенно сегодня. Особенно в России. Так, например, Дмитрий Анатольевич в интервью, данному в 2009 году «Литературной газете», рассказал о своей жизни:  «Я работаю в районной газете. А до этого – более пятнадцати лет работал тренером по борьбе, два года церковным сторожем, два года – коптил колбасу на мясокомбинате, а ещё умудрился как-то в перерывах между работами – сходить в армию, поработать на стройке, на кирпичном заводе, дворником, землекопом, а ещё женился, разводился и снова женился, воспитывал детей, путешествовал, поступал в институты и уходил из институтов…  И при этом – всегда что-то писал». 
Напомню, сегодня Д.А.Ермаков – методист в вологодской библиотеке, ведёт занятия с детьми в клубе детского чтения «Открытая книга»,  и статья о его деятельности, кстати, помещена в российском журнале «Современная библиотека» № 3 за 2022 год. А в № 3 за 2023 год – статья А.Ермакова об одной из модельных библиотек Вологодского муниципального округа – «Чемпион».
Так о чём же его рассказы и повести? О нашей с вами жизни. О простых людях, встречающихся у него на жизненном пути. «Лично я, - говорит писатель, - встречаю в жизни обычных людей – рабочих, крестьян, учителей. И жизнь этих самых обычных людей для меня не менее интересна, чем жизнь «криминальных элементов», «ментов» или «бывших спецназовцев». В прозе Ермакова нет элементов фантастики, приключений и детективов – жизнь и так преподносит свои сюрпризы. Как сказал о его прозе ваш известный вологодский писатель Александр Грязев: «Дмитрий Ермаков не занимается собственно сочинительством. Он пишет жизнь, пишет её такой, какой видит, как чувствует. Он, видимо, не изнывает в поисках тем, сюжетов, ибо проживает ту жизнь, в которой живут, любят и верят его герои». Интересно, что на вопрос журналиста, что писатель Ермаков пытается сказать нового своим читателя, Анатолий Дмитриевич ответил: «Я, скорее, пытаюсь напомнить «старое». Причём, прежде всего – самому себе. Ну, напомню и ещё раз – Бог есть, умирать придётся, жизнь прекрасна…»
В сборник «Дела земные», который я рекомендую вам прочитать, вошли избранные рассказы и повести Дмитрия Ермакова, которые уже были напечатаны ранее в разнообразных изданиях.
 
 
Валерия Базлова

Ярлыки: краеведение, лауреат премий, рассказы


2023-01-30 15:00



Несомненно, череповецкого читателя, к которому я в первую очередь обращаюсь, зацепит само название книги «Детство на Шексне». Да, действительно, речь пойдёт о Череповце и его окрестностях. Автор книги Людмила Григорьевна Яцкевич поделится с нами воспоминаниями о своём детстве, проведённом в наших краях в далёкие 40 - 50-е годы прошлого столетия. Но сначала немного об авторе.  Людмила Григорьевна Яцкевич (Калачёва) – доктор филологических наук, член Союза писателей России. Ею опубликовано много работ по русской филологии и краеведению. В 2019 году вышла из печати её книга «Православное слово в творчестве вологодских писателей». А ранее уже выходили её художественные произведения в книгах «Слово о русской деревне» и «Квасютинская поговорочка», небольшие повести.
Книга, которую я представляю, состоит из двух частей. В первой – мемуарной её части «Детство на Шексне» - описывается жизнь в деревне Квасютино и в Череповце в послевоенные годы. Воспоминания о голодном, безрадостном детстве, о деревне и маленьком городке, переживавшем период возрождения и восстановления. О том, что пришлось пережить в это время не только взрослым, но и маленьким детям. Автор говорит: «Времена были суровые и жестокие. Несмотря на это, люди тогда были мужественными и удивительно добрыми». У всех были непростые судьбы, многие потеряли на войне своих родных и близких. Строили новую жизнь.
 Как говорила Юлия Друнина когда-то в своих стихах: «Было трудное время, к тому же хотели мы скорее забыть о войне». Людмила Григорьевна очень точно характеризует те годы, на которые выпало её детство: «Главная особенность того времени заключалась в том, что люди не занимались постоянным созерцанием чужой придуманной кем-то жизни на экране, как это характерно для нашего времени, когда ребёнка уже с пелёнок «подсаживают» на телевизор или смартфон. Все жили своей нелёгкой, порой тяжёлой даже, но именно собственной жизнью. При этом не утратили чувство радости: радовались праздникам, встречам с близкими людьми. Умели веселиться без посторонней помощи».
Вторая часть книги «Шекснинские бывальщины» состоит из коротких рассказов, главная тема которых борьба добра со злом, веры с безверием. Тут и страшные истории о предчувствиях и призраках; и рассказы о необычных событиях; о чудесах, которые случаются – веришь в это или не веришь. Одни названия рассказов чего только стоят: «Нечисть», «Вместо свадьбы – прощание», «Матушкино проклятье», «Вечная невеста». Рассказы короткие, написаны простым, почти разговорным языком, в котором чувствуется  колорит деревенской прозы. Без особой назидательности автор говорит о тех вещах, которые важны в нашей жизни, о мудрости и вере.
 
Валерия Базлова
 
 
 
 

Ярлыки: краеведение, воспоминания, православная литература


2022-11-09 08:00



Леность есть дурной учитель. 
Екатерина II
 
Яблочко от яблоньки упало недалеко. Дочь известного череповецкого фантаста Евгения Шалашова закончила литинститут и подалась в настоящие профи. Первая же ее «взрослая» книга была напечатана издательством АСТ, редакцией Елены Шубиной, что является уже знаком качества.
Что ж, впечатление неоднозначное, признаю сразу. Самонадеянно считаю, что я поняла авторский посыл. Книга эта о вечном одиночестве юности, о непонимании, о том, что все взрослые идиоты и только молодым ведом смысл этой поганой жизни. Плюс кипение гормонов, плюс дистанционное обучение, плюс пугающий карантин.
Книга полифонична. Она дробится на главы разной длины, повествование от первого лица с каждой главкой, с каждым персонажем. Кто они? Ученики простой московской школы, их родители, их учителя.
Мне кажется, такой прием хорошо работает, когда надо показать разобщенное, разъединенное общество. Плюс строгий карантин весны 2020 года. Все боятся выйти, соприкоснуться. А оттого общение окончательно переходит в зону онлайн.
Образы подростков удались автору, безусловно. Она вообще владеет словом прекрасно. Это пугающее взросление, усиленное строгостями, ощущение, что ты попал в чёрную абсурдистскую комедию, нагнетает и так обычный для подростков страх перед будущим. И все эти первые любови, переместившиеся в переписку, и эти родители, залипающие каждый в своем гаджете. 
Есть одно осторожное «но» и исключительно личное мнение: именно в силу молодости автора, образы старшего поколения учителей не вышли достоверными. Начиная с якобы неумения владеть современной техникой. Преподаватели настолько давно работают с компьютерами, что с зумом справляются, будьте спокойны. Бывают исключения, но они редки. И реакции училки, опытной, битой немалым педстажем, на подколы взрослых детей очень странные. Рыдать перед кучкой наглых лоботрясов и задавать им риторические вопросы? Или это литературный прием, демонстрирующий нам человеческое лицо педагога? Хотя, как знать, возможно, Александра Евгеньевна сталкивалась именно с такими. 
В таком случае и отношение к пандемийным ограничениям я смело причисляю к ее личному опыту. Мне, читателю, было любопытно узнать, что молодежь реально была перепугана.
Выскажу еще одно предположение. Возможно, образы старшеклассников получились такими, мягко говоря, малоприятными, именно в силу ситуации.
Нет ничего криминального, но мне стало грустно. Как-то уж совсем тоскливо и безнадежно смотрят они вперед, в гипотетическое будущее. Понятно, что это не срез, а всего лишь маленькая выборка. Россия велика, разброс уровней жизни, мировоззрений и прочего такого широк до безобразия.
Но ведь читатель, воодушевленный хвалебными словами на обложке и гордостью за писательницу-землячку, ожидает охватить одним махом современную юную поросль, ту, что придет/пришла на смену предыдущим поколениям. И что?
А они ставят галочку на «выключить мое видео». И выходят из чата.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: краеведение, молодежь, современная проза


2022-10-26 13:00



«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу...»
(Святой Иоанн Кронштадтский)
 
Перед нами второе издание истории Парфёновского Богородицкого монастыря, основанного и вновь возрождающегося на территории современного Череповецкого района. Первое издание вышло в 2011 году и состояло из двух отдельных частей («История обители до 1917 года. Ее архитектурный ансамбль» и «История обители в советские и постсоветские годы»). С момента его выхода минуло десятилетие, произошли многие события, ознаменовавшие важные изменения. 15 февраля 2019 года указом епископа Череповецкого и Белозерского в селе Парфеново было учреждено архиерейское подворье. 13 июля 2021 года в храме в честь иконы Божией Матери “Нечаянная радость” впервые (после 1922 года) состоялась архиерейская литургия. А 17 сентября 2021 года епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, совершив в Парфенове очередную Божественную литургию, посадил привезенный сестрами исторического Леушинского подворья Санкт-Петербурга молодой дубок – «потомок дуба, посаженного в Иоанновском монастыре святым праведным Иоанном Кронштадтским». И это, конечно, не просто так. С именем “всероссийского молитвенника” Иоанна Кронштадтского история Парфёновского монастыря связана неразрывно: в начале ХХ века святой праведник освятил здесь монастырский храм, благодаря чему «Парфеновская община получила всероссийскую известность». 
Итак, в новом издании автор уже констатирует как свершившийся факт то, на что в 2011 году лишь выражал надежду: в монастыре, «как встарь, возносятся иноческие молитвы и раздаются умилительные песнопения». Произошедшие изменения отразились на содержании нового издания книги, существенно переработанной и дополненной.
Написанная строгим языком, излагающим только факты, книга Михаила Мальцева погружает читателя в прошедшие события дореволюционной, советской и современной России и словно оживляет их участников, подтверждая истину: у Бога все живы. Вновь устроительница Парфеновского монастыря Евдокия Николаевна Силантьева-Поливанова, пережив неудачное замужество и свалившиеся вследствие этого на нее беды и неприятности, задумывается о вечном и решает удалиться от мира. Вновь матушка Таисия (Солопова), игумения Леушинского монастыря, ходатайствует за создаваемую Парфеновскую обитель перед духовным и светским начальством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский освящает храм. Подвижнический труд первой настоятельницы игумении Руфины (Сосниной) служит процветанию обители. Мученическая судьба последней игумении монастыря Рафаилы (Рогозиной) заставляет вспомнить еще раз слова Иоанна Кронштадтского, вынесенные в эпиграф. А вот уже и протоиерей Георгий Трубицын вновь служит водосвятный молебен в Парфенове. И люди идут крестным ходом в Парфеновский монастырь, как шли 17 сентября 2011 года...
В своей книге автор дает поразительно полный объем сведений, начиная со стародавней истории сельца Парфёново, пожалования его помещику Поливанову и заканчивая событиями последних лет. За всем описанием истории обители ощущается кропотливый и серьезный труд исследователя, я даже не побоюсь сказать, духовного соучастника, «алчущего и жаждущего правды». Поэтому мы не найдем в книге непроверенных утверждений или построения версий, могущих вызвать сомнение. Подбор иллюстративного материала осуществлен очень тщательно и с любовью к предмету изучения. 
Сохранение светлой памяти о людях, вставших на христианский путь – путь покаяния и исправления, безусловно, важно для автора. Заботясь об увековечивании памяти, он приводит «Биографические справки», касающиеся парфеновских насельниц и священнослужителей. Эти биографические справки (наряду с «Летописью Парфеновского монастыря») становятся существенным и полезным дополнением нового издания, позволяющим в краткой форме получить важную информацию. 
Обратившись к книге краеведа Михаила Геннадьевича Мальцева, мы пройдем весь путь, который выпал монастырю, и увидим в описании автора: устроение обители в начале ХХ века, закрытие ее в эпоху гонений на веру, жизнь монахинь в рассеянии и современное возрождение. 
Издание можно рекомендовать всем тем, кто интересуется историей родного края, и, конечно, тем, кто планирует совершить в Парфеново паломничество или туристическую поездку.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, краеведение, православная литература


2021-08-27 09:00



«Пусть мёртвое прошлое хоронит своих мертвецов».
Э.М.Ремарк
 
Вологодская писательница Людмила Мартова представляет нам, своим читателям, уже 20-ю книгу. Те, кто читал первые, ранние книги автора, конечно, отметят, что мастерство писателя растёт. Интрига цепляет с первых страниц, и даже довольно длинные описания между действиями читать не скучно. Детективный роман «Последний штрих к портрету» - книга, которую я представляю – построен так, что в первой же его главе совершается преступление – убийство, а расследование его пройдёт через всю книгу. Будет меняться хронология событий и места – то Москва, то Магадан – но к финалу всё непонятное сложится, и нам, наконец, станет ясно, зачем такими запутанными тропами вёл нас автор.
Скажу больше: если бы не глава об убийстве пожилой женщины в центре Москвы, поставленная автором в самом начале, «Последний штрих к портрету» вполне можно было бы читать как семейный роман, написанный о нескольких поколениях семьи Колокольцевых, имеющих дворянские корни. Семье, прошедшей через репрессии и магаданские лагеря; осевшей в Магадане и попытавшейся приспособиться к новой жизни там; успешно попытавшейся покорить Москву  и в силу своей воле духа, труду и терпению устроить свою достойную жизнь в столице. Всё так. И автор рассказывает своему терпеливому читателю обо всех этих событиях, периодически возвращаясь от дня сегодняшнего в 60-е годы XX столетия.  Но… Возвращение в прошлое не так безмятежно. Через десятки лет проступят следы преступления, которое осталось нераскрытым до сих пор: убийство и поджёг дома, где жили родители и бабушка нашей героини Аглаи Дмитриевны Колокольцевой. Говорили, что их убили за золото, нелегально добытое и спрятанное в доме Колокольцевых. Но было ли это золото? И если было, то куда пропало? И почему о нём снова вспоминают сейчас, через 50 лет в Москве? Да и, в конце концов, какое всё это имеет отношение к убитой на Цветном бульваре старушке?
На все вопросы вам ответит автор, если вы дочитаете книгу до конца. Скажу ещё, что роман «Последний штрих к портрету» относится к тому типу детективов, в которых кульминация предполается именно в финале, и с каждой прочитанной страницей вам всё больше захочется узнать зашифрованные тайны.
Есть ещё одна особенность у данной книги, о которой я не могу не упомянуть. Впервые в художественном произведении я нашла упоминание о коронавирусе и о тех ограничениях, которые были предприняты в качестве защиты. По замыслу автора, к примеру, некоторым героям романа нельзя было встретиться из-за объявленного карантина. Вот так реальные события нашей жизни вплетаются в канву художественного произведения. Что ж тут удивляться! Книга-то совсем свеженькая – 2021 года издания.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, краеведение, современная проза


2020-02-03 14:00



«Литературные произведения Верещагина, возвращаемые читателю, как и его богатейшее живописное наследие – часть русской национальной культуры. Несомненно, каждая новая книга с текстами Верещагина – очень ценный штрих к портрету и биографии этого удивительного человека».
Д.А. Лосев
 
В Центральную городскую библиотеку им. В.В.Верещагина поступила книга о нашем выдающемся земляке, чьё имя носит главная библиотека Череповца. Редактор-издатель этой книги Дмитрий Лосев, книга вышла в свет в Издательском доме «Коктебель», Феодосия. Интересно, что в качестве иллюстрации на обложке книги использован портрет В.В.Верещагина, написанный в 1980 году художником Виктором Семернёвым. Портрет находится в Николаевском художественном музее, который тоже носит имя В.В.Верещагина и гордится большой коллекцией его картин, переданных музею в 1914 году императором Николаем II.
Сборник состоит из двух частей. В первом и втором разделах вы услышите голос самого Верещагина («Рассказы» и «Мемуарные и путевые заметки»), а в третьем разделе – воспоминания современников о художнике. О Верещагине вспоминают Илья Репин, Михаил Нестеров, Владимир Короленко, Влас Дорошевич, Пётр Сергиенко и сын художника Василий.
В книге собраны забытые и малоизвестные литературные произведения В.В.Верещагина, в которых выдающийся русский живописец предстаёт как талантливый писатель, описывающий свои впечатления от многочисленных путешествий и встреч. Рассказ В.В.Верещагина «В Севастополе» републикуется  впервые по тексту книги, выпущенной в 1900 году. Речь идёт о событиях Крымской войны и обороне Севастополя.  Написан рассказ на основе исторических исследований того времени, документов и воспоминаний участников обороны. Кроме военных событий в рассказ включена трогательная история об умирающей девочке, вероятно, в память о рано умершей дочери художника.
Вы также сможете прочитать совершенно очаровательный в своей загадочности рассказ Верещагина «На курорте – моряк и дама в чёрном», чем-то напомнивший мне рассказы Бунина и Куприна и, казалось бы, совершенно не характерный для В.В.Верещагина.
В сборник вошли публикуемые впервые путевые заметки о Сибири (1883 г.) и США (1901 – 1902 гг.). С Верещагиным вы побываете в Нью-Йорке и Бристоле, в Чикаго, Вашингтоне, на Кубе. Путевые заметки художника отличают наблюдательность, здоровое любопытство и яркий литературный талант:  подробность описания, простой и понятный язык, художественность. Зоркий глаз Василия Васильевича видит много бытовых мелочей, автор подмечает характерные особенности, присущие людям, живущим в разных странах и городах. Подробно пишет  не только о художественных выставках и размышляет об искусстве, а рассказывает о том, что кажется ему интересным. Описание корабля (плавучей гостиницы, как он говорил), на котором он прибыл в Америку,  железные дороги в США, отношение жителей Нью-Йорка к строительству небоскрёбов, жизнь людей самых разных сословий в разных  местах – всё это имеет место в путевых заметках художника. Заметки его так точны и любопытны, что некоторые из них просто хочется цитировать. Вот, например, что он написал о своей встрече с Президентом Америки Теодором Рузвельтом: «Моё впечатление от свидания с президентом республики Соединённых Штатов было то, что это – сильный, одарённый природой человек, интересующийся всем и очень много военным делом. Он говорит ясно, понятно, хорошо оканчивая, если можно так выразиться, отчеканивая каждую фразу; взгляд вдумчивый, упорный; большая наружная экспансивность, речь плавная, обильная и как я уже заметил, очень законченная во всех фразах, никогда не обрывающихся».
Хочется заметить, что литературные произведения Верещагина к современному читателю стали возвращаться лишь четверть века назад. И мы можем гордиться тем, что писателя Верещагина заново открыли читающему миру наши земляки, литературоведы, преподаватели ЧГУ Вячеслав Анатольевич Кошелев и Александр Валентинович Чернов, выпустив в 1990 году в Москве книгу, включающую много литературных текстов Василия Васильевича. Позднее появились новые издания и наконец в 2018 году - сборник под редакцией Дмитрия Лосева, который я и представляю.
В конце сборника вас ждёт ещё очень полезное дополнение: Летопись жизни и творчества Василия Верещагина, составленная научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи Светланой Капыриной.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: краеведение, сборник


2020-01-28 14:29



«Смело встречай свои проблемы лицом к лицу,
 решай их одну за другой, и в итоге окажешься в выигрыше!»
 
Совсем недавно я просмотрела по телевидению детектив «Смерть» на языке цветов», который мне понравился. Автор сценария – Людмила Мартова. Решила найти ещё книги этого автора и с удивлением узнала, что автор – наша с вами землячка, вологжанка. На счету Людмилы Владимировны уже более десятка книг. Правда, первые из них она писала под собственной фамилией Зарецкая, а позднее взяла псевдоним Мартова.
Пишет Людмила Мартова детективы, потому что, как сама говорит, любит детективы читать, разгадывать предложенные автором загадки и чувствовать себя человеком, распутывающим следы преступлений.  Но, сами знаете, детективы бывают разные. Я бы сказала, у Людмилы Мартовой максимально мягкий вариант. Вы не найдёте в них жутких описаний кровавых преступлений и деталей изувеченных трупов, как например, у Татьяны Степановой. Детективы Мартовой выходят в  любовно-детективной серии «Желание женщины» и сочетают в себе приключенческие и любовные элементы. Как сказала о книге «Февральская сирень» одна из читательниц, «такую книгу хорошо читать в электричке». Электричек и метро у нас в Череповце нет, а вот дома – для отдыха – эту книгу неплохо почитать. 
Автор книги не претендует на какие-то изыски в своём повествовании. Даже в самом детективе, который главной нитью проходит через всю книгу, нет ничего такого уж необычного: человеческие чувства и страсти, как, впрочем, и лежащие чаще всего в основе преступлений. Кроме детективной линии есть и ещё один сюжет: взаимоотношения героев, чувства людей уже зрелых, многое переживших в своей жизни. Затрагиваются и ещё некоторые болевые точки нашего современного общества: и воспитание мальчиков-подростков, и одиночество людей, и даже отношение к животным. Видимо, автор книги, неравнодушен к «братьям нашим меньшим», в частности, к собакам, и лабрадор Цезарь будет играть немаловажную роль в сюжете повествования. А сцена наказания убийцы собак – догхантера – порадует  всех, кто является в душе зоозащитником.
Так что в книге есть всего понемножку. Я бы не назвала её захватывающим детективом, но читать её приятно. Хороший язык, понятный сюжет. И, как сказано о ней в аннотации, «детективные романы  из серии «Желание женщины» дарят надежду; их героини на своём примере показывают: если много сделать сегодня, то завтра всё обязательно получится».
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, краеведение, российская проза


2019-11-26 09:00



«На земле нет неинтересных мест: есть не интересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду уметь находить своё, собственное, характерное. 
 Д.С.Лихачёв
 
О Череповце написано немало книг, изданы красивые фотоальбомы. Мы с интересом рассматриваем фотографии старого Череповца, любуемся видами нового, современного города. Читаем статьи о его развитии и воспоминания жителей. Но, пожалуй, до данного издания у нас не было ни одной книги, совмещающей в себе всё вышеперечисленное и подкреплённое картами города. Картами, созданными для того, чтобы реально представлять себе, каким был наш город в разные периоды своего строительства и развития. «Череповец: кольца истории» - это первый историко-картографический атлас Череповца, в котором каждому периоду времени соответствует исторический очерк и карта.
«Главные герои этой книги, - говорят авторы, - Город и Время. Мы постарались увидеть Череповец в разные времена глазами разных поколений его жителей. Они оставили нам церкви и дома, улицы и памятники, заводы и мосты, оставили воспоминания, фотографии, стихи и песни о Череповце. И главное, они передали любовь к этому месту, потому что без нашей любви у него не может быть ни настоящего, ни будущего».
Авторы книги, краеведы Елена Фридриховна Булатова и Александр Александрович Мокин, предлагают вам прогуляться по Череповцу в самые разные временные отрезки его существования: по тихому захолустному посёлку у монастыря, по провинциальному городку, по строящемуся центру металлургической промышленности и, наконец, по современному Череповцу, вступившему в новое тысячелетие. История города разделена в издании на главы: до 1917 года периодами по 50 лет, после революции - по 10 лет. Каждая глава начинается с карты периода и воспоминаний старожилов. Эти воспоминания, носящие порой сугубо субъективный характер, делают информационный материал книги более доступным, «домашним». Сквозь цифры и факты, изложенные в книге, мы как будто слышим живые голоса наших земляков, очевидцев происходящего. 
Фотоматериалы, предложенные к каждой главе в виде коллажа, также дополняют сведения, изложенные в главах. Часть этих фотографий из фотоархивов наших горожан, предоставлены Группой ВК «Череповец. Ностальгия. Живая история Череповца».
К книге имеется 3 приложения. В Приложении № 1 вы увидите «Череповец в цифрах» и узнаете о численности населения города в разные исторические периоды, о доходах бюджета Череповца,  о площади, занимаемой городом,  о протяжённости его улиц. Таблица в Приложении № 2 расскажет вам о хронике развития высокоэтажного строительства в Череповце. А Приложение № 3 в подробной главе «Исчезнувшие деревни Череповца» даст полный обзор населённых пунктов, находящихся когда-то вблизи Череповца и слившихся с городом во время его строительства и расширения границ.
Не могу не отметить, что книга «Череповец: кольца истории» выпущена уже хорошо зарекомендовавшим себя в издании краеведческой литературы череповецким издательством «Порт-Апрель». Хочется поблагодарить всю команду, работающую над материалом, за издание умной, нужной, полезной и красивой книги.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: книги, краеведение


2019-09-19 11:33



...гвозди бы делать из этих людей....   
Владимир Маяковский
 
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Возможно, что название книги и есть аллюзия на стихотворение Маяковского. В том смысле, что живут в нынешней российской деревне только такие люди, из которых гвозди ковать можно и которые и в избу горящую... и коня на скаку... и прочее разное всякое. Иные просто сдохнут. Про таких у Мелёхиной тоже есть рассказы. Но основная масса героев этого сборника вполне обыкновенные провинциалы.
Этим людям некогда думать о смысле жизни. Они просто живут и тяжело работают для достижения минимального бытового комфорта. Рассказы задевают эмоционально. Запаситесь носовыми платками. Пока я читала первый "Концерт по заявкам" - обрыдалась, чесслово! Зима, деревня, единственный житель, молодой в общем-то, сорокалетний мужик. Никого, кроме себя не винит он в том, что упустил жену и дочек, шанс на полноценную жизнь. Хотя, если по большому счету, обстоятельства были не в его пользу. Чечня, кошмары, водка, запои - известная цепочка причинно-следственных связей. Только психотерапевтов в округе не водится, мда. Так вот. Приходит вдруг к нему местный дурачок. В психушке он живет много лет и периодически сбегает. А податься-то и некуда. Родная деревня в руинах, в соседней один вот житель и есть. И ярко-красная телефонная будка, как насмешка. На вопрос дурачка, кому можно позвонить по этому телефону, Вадим в сердцах ответил, что хоть напрямую Богу.
И ведь позвонил-таки. Пошел ночью в самый мороз, да попросил, наивная, чистая душа, привет передать всем своим умершим родным и разрешения исполнить концерт по заявкам трудящихся. А голос у старика был знатный. Вот и слушали хиты советских времен скорчившийся от невыносимой душевной боли Вадим, да все высшие инстанции, до коих дозвониться смогли...
Наталья Мелёхина родилась в деревеньке Грязовецкого района Вологодской области. Живет в Вологде. Многие рассказы данного сборника печатались в толстых журналах. Чертовски приятно, что в центральных издательствах выходят столь достойные книги наших земляков. Не бойтесь, не все истории Мелёхиной столь сентиментальны. Есть более жёсткие, реалистичные, но не до чернухи. 
Очень мне понравился именно оптимистичный настрой автора. Она не старается тыкать носом в самое грязное, мерзкое и тоскливое. Согласитесь, ведь пресловутая чернуха не равняется правде. Это просто точка зрения. Пессимистическая такая, противоположная точке зрения на жизнь Натальи Мелёхиной. Порадуемся же вместе с автором детским воспоминаниям о лете в деревне. Поверим, что есть отзывчивые, сострадательные люди в вологодской глубинке, которые молча любят свою родину, не умея сказать об этом. Убедимся, что не вымерли еще настоящие земледельцы, читающие знаки природы на каком-то особом языке. Они, быть может, не позволят сгинуть сельскому хозяйству окончательно. И просто насладимся хорошим русским языком.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: краеведение, Литрес, рассказы, сборник


2018-12-10 12:12



Пролетело долгожданное лето, проплыла неторопливая осень, и наступила зима – время ранних сумерек и длинных вечеров. И у любителей природы, леса и сбора грибов наступило затишье – до самой весны, когда поманит снова свежая травка да зелёные листочки за новым грибным урожаем. Самое время читать книги! В том числе и о грибах. Проверить себя: что знаешь, что не знаешь.
Череповецкие авторы Николай Будник и Елена Мекк написали для любителей леса замечательную книгу – настоящее учебное пособие, а вернее, уникальный иллюстрированный справочник, содержащий описание 146 видов грибов. 
Сами авторы, называющие себя «грибоведами», не профессионалы-микологи, а просто грибники с большим опытом. Десятки лет они занимаются «грибной охотой». Ими изучены многочисленные тома специальной литературы. За последние 15 лет снято  около тысячи видео о грибах, а архив фотографий составляет более 120 тысяч. На основании собранных материалов был создан сайт, и сегодня на сайт «грибоведы.рф» обращаются более 14 тысяч подписчиков. Книга «Грибы в Вологодской области», выпущенная в 2018 году издательством «Порт-Апрель» - ещё один подарок любителям леса.
В чём же особенность книги? В первую очередь в её абсолютно практическом применении. Начиная с предисловия, где авторы дают советы грибникам, как и где собирать грибы, какие корзины использовать, что брать с собой в лес. Тут же вы найдёте и классификацию грибов, которая будет понятна даже начинающему грибнику. А дальше в книге – в отличие от научных микологических справочников, где в алфавитном порядке расположены латинские названия грибов – главы, которые грибоведы назвали просто и понятно любому читателю: «Грибы, которые берём всегда», «Грибы, которые берём иногда», «Грибы съедобные, которые не берём», «Грибы, стоящие особняком», «Грибы несъедобные» и «Грибы ядовитые». Напомню: 146 видов!  И у каждого – крупная цветная фотография отличного качества.
Об оформлении книги хочется сказать отдельно. Это замечательное красивое и удобное в использовании издание, напечатанное на хорошей бумаге с фотографиями, предоставленными самими авторами. Кроме того, у книги есть и ещё один секрет: в каждой главе вы найдёте значок QR-кода, с помощью которого  сможете выйти на сайт «грибоведы.рф» и получить более полную информацию о том грибе, который вас заинтересовал.
В качестве бонусов для своих читателей вы получите ещё в конце книги главу о разных способах переработки грибов и рецепты грибной кухни.
Книга даёт представление о настоящих богатствах вологодских лесов. Познакомившись с этим справочником, вам наверняка захочется найти и попробовать не только популярные и известные всем грибы, но и те, о которых вы раньше ничего не знали. «Девиз нашего просветительского проекта,  говорят авторы: «…Чтобы корзинки всегда были полными!» Да будет так!
С книгой можно познакомиться в библиотеке, а если она понравится, то и приобрести у издателей, связавшись с Н.Будником и Е.Мекк через сайт http://грибоведы.рф/ 
 
Валерия Базлова

Ярлыки: краеведение, отраслевая литература


2018-03-29 09:00



Блюда национальной кухни невкусными не бывают. Потому они и хранятся в бытовой культуре народов не десятилетиями, а целыми столетиями, что отвечают главным принципам приготовления еды для большой семьи: сытно, быстро, много и вкусно. И мы с удовольствием кормим своих домашних украинским борщом, узбекским пловом, белорусскими драниками, татарскими беляшами, грузинским харчо, особенно не задумываясь, откуда эти рецепты к нам пришли. Но, согласитесь, русская кухня нам всё-таки ближе, и редко в каком доме на Вологодчине не любят щи, каши, блины да пироги. 
Дарья Гуторова написала для нас очень любопытную книгу. И интересна она не только тем, что в ней собраны традиционные рецепты русской кухни, которые знакомы многим из нас с детства. В данной книге описаны рецепты блюд из Никольского, Вытегорского, Кич-Городецкого и других районов области. В глубинках сохранилась та кухня, о которой мы знаем лишь по художественным произведениям прошлых веков, в том числе блюда финно-угорских народов, которые являются коренным населением нашей области и жили здесь задолго до славян. Так что рецептам этих блюд может быть свыше 1000 лет!
Блюда, представленные в книге, готовились, естественно, из тех продуктов, которые были у хозяек под руками: рыба и мясо, овощи, выращенные на своём огороде, лесные ягоды и грибы, мёд и травы. Блюда постные и скоромные. Будничные и праздничные. Читая книгу, я с удовольствием отмечала про себя, что так же, как описано в книге, квашу капусту, варю серые щи, уху и варенье. Но… часть рецептов удивляла и изумляла. А вы можете себе представить морковную кашу, щи из овсянки, редьку с квасом? А знаете, что такое калья, тетерьки, рипница? А для чего употреблялся сушёный творог?
Многие из рецептов очень привлекательны, и мне кое-что захотелось попробовать приготовить. Думаю, и у вас появится то же желание.
Хочется ещё несколько слов сказать об оформлении книги. Выглядит она очень симпатично. Напечатала на хорошей мелованной бумаге и порадует вас множеством фотографий, в том числе уникальными цветными фотографиями С.М.Прокудина-Горского, сделанными в начале XX века в Вологодской губернии.
Внимание! У книги есть один серьёзный недостаток, о котором я не могу не предупредить читателей: книгу невозможно читать на голодный желудок! Слюнки текут, когда читаешь рецепты и представляешь вкус описанных блюд. Так что перекусите, а потом уже пускайтесь в кулинарное путешествие.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: диета, краеведение, отраслевая литература


2017-10-24



Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
 
Галина  Гордиенко - наша местная писательница. Она живет и работает в Череповце. Пишет книги для подростков, но их с удовольствием читают и взрослые. Мало знаю хороших авторов, кто пишет для молодежи. Пожалуй, только Жвалевский и Пастернак. А ведь это так важно - дать подрастающему поколению правильные ориентиры.
События в романе происходят в Череповце. И хотя название города напрямую не названо, об этом легко догадаться по названиям улиц, предприятий, музеев.
Главная героиня романа "Запах полыни" - молодая девушка Сауле - родилась и выросла в Казахстане. Родители решили насильно выдать ее замуж за богатого казаха и получить хороший выкуп. Жених выкрал невесту до свадьбы и держал ее у себя, пока она не забеременела. Дикость обычаев поразительна. Хорошо, что у нас такого нет. Сауле удалось сбежать от жениха-насильника. В поезде она  познакомилась с Татьяной, которая привезла ее в родной город, помогла устроиться и стала лучшей подругой. Чтобы получить гражданство РФ, Сауле оформляет фиктивный брак с двоюродным братом Татьяны, но никогда его не видела. Сюжет очень увлекательный. Невозможно оторваться, пока не дочитаешь до конца. Похоже на сказку про Золушку.
Очень ненавязчиво Галина Гордиенко показывает читателю, почему молодые и успешные принцы в лице героя Евгения Колыванова выбирают Золушек. Какими душевными качествами должна обладать молодая девушка, пусть даже и с ребенком, чтобы удачно выйти замуж. В романе поднимаются многие актуальные для нашего времени вопросы. Автор вместе с героями книги печалится о том, что часто успешные бизнесмены уезжают из России и хорошо устраиваются за границей. Но есть и патриотически настроенные люди, такие как герои романа Вышегонов, Колыванов. Устами героини романа Анны Генриховны автор выражает свое отношение к религиям и религиозным праздникам. Поднимается и тема нашего равнодушного отношения к ближнему и показаны примеры бескорыстной помощи чужим людям.
Книга очень добрая и поучительная. Часто предлагаю книги Галины Гордиенко нашим читателям. Отзывы положительные.
 
Светлана Морозова

Ярлыки: краеведение, молодежь, подростки, российская проза


2017-09-29



«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать.
На Васильевский остров я приду умирать.
… И душа, неустанно поспешая во тьму, 
промелькнёт над мостами в петроградском дыму…»
И. Бродский
 
Книга – сборник рассказов. Этот жанр я не очень люблю, только расчитаешься, а уже рассказ закончился. Но этот сборник читаешь как целостный роман, может, потому, что герои иногда повторяются, может, потому, что многие рассказы идут от первого лица.
Эдуард Кочергин – главный художник Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. После первого издания книги в 2003 году об авторе заговорили как об одном из лучших мастеров современной прозы. К большому сожалению, книга как-то прошла мимо меня, да и второе издание 2011 года совершенно случайно попало в руки... и покорило совершенно!
Это замечательная книга воспоминаний - суровых и трагических, а порой смешных, сентиментальных и очень-очень искренних. Одни герои чего стоят! Люди «дна»: нищие и воры, алкоголики, бродяги, инвалиды, проститутки. И соответственно, их имена: Анюта Непорочная (прозвище получила за верность воровским законам); Гоша Ноги Колесом, прозванный так за своё безобразное уродство. Но зато как чудно он рассказывает! Гоша получил ещё одно прозвище «летописец» за кладбищенские знания. Вот Вася Петроградский - бывший матрос Краснознамённого Балтийского флота. Война обрубила ему ноги и посадила бывшего корабельного запевалу в тачку - деревянный короб на шарикоподшипниковых колёсах. За день он, со старым клееным баяном за спиною, успевал объехать все основные питейные точки Петроградской стороны. Патронировали над ним все местные дешёвки. Одним из первых Василий был устроен в особый дом инвалидов в бывшем женском Вознесенском монастыре в Горицах, что на реке Шексне. Как отмечал он день Военно-морского флота, как отправляли его в дом инвалидов – не расскажешь, нужно прочитать! И в бывшем монастыре он не потерялся. Со своей певческой страстью и способностями он из этих людей, лишённых рук и ног, называемых в народе «самоварами» создал хор – и в том обрёл свой смысл жизни. Вечером, когда у пристани внизу пришвартовывались московские, череповецкие и другие теплоходы, хор давал свой концерт. Пассажиры замирали от неожиданности и испуга, но не могли увидеть, откуда несётся это чудо.
И так каждый рассказ, неповторимый и потрясающий! Рассказ «Куроводец» об актёре Евгении Шамбраеве, который дрессировал… кур! Куриная школа-театр находилась в квартирной подсобке. Каждая курочка знала своё имя, и когда он её называл, делала шажок, постукивая лапками по полу, выходила из строя.
Люблю читать об антиквариате: очень интересны описания старой мебели, которые Кочергин разыскивал для декораций к спектаклям театра.
Не хотелось пересказывать содержание, надеюсь, что книга будет интересна тем, кто любит читать о Петербурге, кому интересны воспоминания очевидцев.
Эдуард Кочергин много путешествовал по Русскому Северу. Четвертая часть книги и рассказывает об этих его хождениях. Есть рассказ о вологодском городе Тотьме, со смешной и обидной для тотьмичей легендой о названии города.
То, что автор книги – художник, становится понятным сразу, как он несколькими штрихами, мастерски создает любой художественный образ. Поэтому и второе название – уточнение: «Рассказы рисовального человека». Написана книга очень простым, живым и доступным языком и, несмотря на встречаемую грубоватую лексику тех лет, изящна, как полотно художника. В издании хороший шрифт, она быстро и легко читается. Хотя все воспоминания автора о своем горьком детстве, вроде бы теплые, но как-то не очень греют, чувствуется, как и во всех рассказах, печаль, боль и сострадание. А отдельные герои вызывают восхищение.
На книги, как эта, непросто писать отзыв, лучше просто прочитайте её!
 
Галина Сержанова

Ярлыки: воспоминания, краеведение, рассказы, русская литература, сборник


2017-09-04



«Начинаю эти записки не для печати, 
а единственно для моего семейства, 
а потому буду писать, не стесняясь, сущую правду»
 
Н. А. Качалов – наш земляк, родился 14 апреля 1818 года в деревне Малюково Белозерского уезда Новгородской губернии в семье старинного дворянского рода. Благодаря своей природной одаренности, чувству долга и исключительной порядочности он сумел добиться вершин карьеры – от отставного капитан-лейтенанта флота до действительного статского советника, архангельского губернатора, директора Департамента таможенных сборов Министерства финансов, тайного советника.
Обо всей своей жизни и деятельности он рассказал в «Записках». Записки были обнаружены в исторической усадьбе Качаловых Хвалевское, село Борисово-Судское. В полном объеме по рукописи текст мемуаров опубликован впервые.
В начале мемуаров идет рассказ о жизни, быте и культуре дворянской провинции, об учебе в Морском кадетском корпусе. Эти страницы написаны таким живым языком, с тонким юмором описаны отдельные события, что читаешь как художественный роман классиков XIX века.
Внезапная смерть брата вынудила Николая Александровича оставить морскую службу и поселиться в деревне. Он вспоминает, что, будучи уже 27-летним, он не имел понятия об обществе, дурных его сторонах и верил людской честности, так что его легко мог бы обмануть любой проходимец. 
Следующие главы подробно рассказывают о земской службе, о службе Архангельским губернатором, управлении Таможенным ведомством. У читателя появляется возможность лучше узнать о системе государственно-политических преобразований периода великих реформ, земской деятельности, деятельности таможенного ведомства и практики преобразований в этой сфере в России в 1870-е – 1880-е годы. В мемуарах содержатся характеристики и мелкого чиновничества, и представителей высшей государственно-политической элиты, в том числе и лиц императорской фамилии.
Прочитав книгу, понимаешь, каким мудрым и честным в отношении себя и встречаемых им людей был Николай Александрович. Не каждые мемуары так честно рассказывают о прожитой жизни их автора. 
Издание снабжено фотографиями из семейного архива Качаловы, в приложении есть информация о потомках Николая Александровича.
«Записки тайного советника» были изданы праправнучкой Качалова Верой Войцеховской-Качаловой. А уникальная усадьба Хвалевское восстановлена, сейчас здесь несколько раз в год собираются потомки автора «Записок». Посмотреть эти удивительно красивые места и подробнее прочитать можно в интернете.
Хотелось бы, чтобы эту познавательную книгу прочитали и любители мемуаров, и те, кто интересуется историей нашего края.
 
Галина Сержанова
 

Ярлыки: воспоминания, историческая литература, краеведение, мемуары


2017-08-03



Во спасение души
 
Прекрасная духовная проза. И для души приятная, и приглашает к размышлению. Автор книги - священник, протоиерей, наш земляк, духовник Воскресенского Горицкого монастыря, который находится в Кирилловском районе Вологодской области. Там же происходит и действие романа. Это его первая книга, писательский дебют. В обращении к читателям он называет причину, по которой взялся за перо - "неизбывная печаль о судьбах брошенных, разрушенных и полуразрушенных русских церквей, которых у нас на севере особенно много". Русскому человеку больно смотреть на колокольни, торчащие из воды, на сорванные купола и кресты, и он стремится восстановить утраченные святыни. Алексий Мокиевский приводит в книге автобиографические эпизоды, описывая, как удивительно строятся судьбы людей, как они приходят к Богу. Главной отличительной особенностью книги является постоянное присутствие чуда. Чуда как нормы духовной жизни.
В романе две сюжетные линии, которые постоянно переплетаются. В одной действие происходит в наше время, в другой - в 20-е годы 20 века. В начале книги воры пытаются ограбить заброшенный храм, но неожиданный взрыв мешает их планам. Когда-то давно в этом храме отец Георгий служил Литургию, главное Таинство церкви, во время которой душа поет и возносится. Был праздник и много прихожан было в храме. Но Губчека арестовали священника и Литургия осталась незавершенной. И в этот момент время как будто останавливается на определенный срок. При строительстве Волгобалта храм оказывается полузатопленным. Он обветшал и готов обвалиться, но его держит неземная сила и незавершенная Литургия. Спустя 80 лет заброшенный храм должен быть открыт вновь, и Литургия будет продолжена.
Уже в наше время мальчику Саше является странная девочка, похожая на ангела, и требует завершить Литургию. Через Сашу и его родителей это удается сделать.
В книге есть всё: и интересный сюжет, и яркие образы, и замечательный язык. Рекомендую эту книгу любителям духовной литературы.
 
Светлана Морозова

Ярлыки: краеведение, православная литература


2017-06-01



Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С.Надсон
 
Галина Гордиенко живет и работает в нашем родном городе Череповце. Мне очень нравятся ее книги. Они такие добрые, светлые, искренние. Автор пишет легко, живо. Сюжет всегда очень интересный, захватывающий. Образы яркие. Книги написаны для молодежи, но и я читала с удовольствием и моя мама. Мы живем в такое время, когда трудно людям, особенно молодым, разобраться – где истинные, а где ложные ценности. Галина Гордиенко помогает неокрепшей душе сориентироваться в этом мире.
Герои ее молодые, но сильные, настоящие. И хочется после чтения книг стать лучше, подражая героям. Не всегда родители подают нам хороший пример.
Главной героине книги, девушке Поле, всего 17. Она умница и красавица, окончила школу с золотой медалью. У нее есть младший брат и совсем маленькая сестренка. Отец умер, и мать вышла замуж снова. Отчим – алкоголик, пропивает все деньги, заработанные матерью, да еще и детей бьет. Ситуация настолько ужасна, что пришлось Поле бежать из родительского дома вместе с сестрой. Так они оказались в городе Череповце. Нашелся добрый человек, приютил девочек в своей квартире. Вскоре нашла Поля и работу. Но странная это была работа – компаньонкой при пожилой даме Софье, которая очень хорошо знала когда-то Полину бабушку Апполинарию и сыграла в ее судьбе очень неприглядную роль. Чтобы загладить свои старые грехи, Софья помогает Полине и даже оставляет ей хорошее наследство после своей смерти. Есть в книге и первая любовь, такая невинная и чистая. Не все гладко в этих отношениях, и заканчивается книга на самом интересном месте, но хочется верить, что Поля будет счастлива после всех испытаний, которые ей пришлось пройти.
В книге понравилось все. Приятно было в описании города, в названиях улиц и площадей узнавать родной город, хотя название его прямо не упоминается. Оптимистичный взгляд на жизнь близок мне, и, возможно, вам и вашим детям книги Галины Гордиенко помогут найти выход из сложной ситуации. Рекомендую книги этого автора как взрослым, так и детям подросткового возраста.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Морозова.

Ярлыки: краеведение, молодежь, подростки, роман, российская проза


2017-05-23



Шекснинска стерлядь золотая...
(Гаврила Державин)
 
Иногда крепко жалеешь, что машину времени не изобрели. Конечно, путешествия в будущее меня не прельщают. Ну, увидишь, находясь в далеком футуристическом туре, конец Вселенной. И что? Возвращаться в настоящее, чтобы подать иск в суд на Господа Бога за моральный ущерб? Ведь как жить, зная, что наступит конец света через 10 миллиардов лет!
Ну уж нет!
Меня интересуют путешествия в прошлое. Исчезновение цивилизаций, трясина научных гипотез их гибели... А как было на самом деле? 
В общем, окажись я в кабине агрегата, перемещающего во времени, я бы сделал ставку на историю, а не на фантастику. Тем более что затонувшие Атлантиды могут быть под боком...
 
 
Такой Атлантидой является Молого-Шекснинская пойма, ушедшая в бездну вод Рыбинского рукотворного моря. Павел Иванович Зайцев, коренной мологжанин, оставил уникальные записки о былой жизни дикой природы поймы и людей, там проживавших. «Мне не довелось закончить ни одного сколько-нибудь серьёзного учебного заведения, – признается он. – Писать по литературным правилам я не умею». И тем более удивительно, что книга Павла Ивановича была создана практически набело, без черновиков, а доработка рукописи требовалась минимальная!
Судьба общей тетради в клетку, исписанной крупной почерком, повторилась частным порядком уже относительно изданной книги. Записки не были опубликованы при жизни Павла Зайцева. Не обратили вовремя на них внимания. Чуть не прошли мимо. Но потом издали в 2011 году. Так и я почти прошел мимо этой книги. Шесть лет книга дожидалась меня. Дождалась. И порадовала меня своей встречей.
Заячьи пляски на капустном поле, вылет куропаток из-под снега у самых лыж охотника, огромная масса бабочек-метлиц, порхающих над рекой... Можно подумать, что речь идет о детской сказке, фэнтези, где добрых фей окружает идиллическая природа. Но это реальный мир поймичей, крестьянствовавших на щедрой земле – кладовой флоры и фауны, житнице и дарительнице природных богатств. С большой любовью и большой болью из-за того, что минувшего вернуть нельзя, пишет автор о ловле карасей и тетеревиных песнях, рыбьей обители и утином царстве, гуляньях молодежи и сельскохозяйственных работах...
Безусловно, можно тут же его и упрекнуть. Мол, всегда всеми говорится, что раньше было лучше. И всяк кулик... А живет-то на болоте!
Павел Иванович с этим не согласен: «...то, что видел своими глазами, я, мологжанин, могу описать до мельчайших подробностей. <...> Только увиденное, видимое могу я отразить и в рисунке, и в письме». Надо признать, что и отношения простых людей, не зараженных тусовочным постмодернизмом, были душевнее, и природа, не изгаженная хищническим хозяйствованием, была богаче. А если есть некие художественные преувеличения в тексте, то Бог простит. И мы, читатели, простим тоже.
Так давайте подарим себе в качестве приятного чтения не премиальную прозу и не очередной бестселлер, а литературный самородок – воспоминания Павла Ивановича Зайцева.
 
Сообщение подготовил Дмитрий Кочетков.
 
Примечание:
Портрет автора и фрагмент рисунка взяты из книги:
Зайцев, П.И. Записки пойменного жителя / П. И. Зайцев. - Рыбинск : Медиарост, 2011. - 203, [2] с. : ил.

Ярлыки: ХХ век, воспоминания, заметки, историческая литература, краеведение, этнография


2017-01-31



«Ещё нигде войска Батыя не встречали столь ожесточённый отпор. Семь долгих недель длилась осада. Ворвавшись в Козельск, завоеватели не пощадили никого, даже грудных детей…»
 
Честно говоря, я не являюсь любительницей данного жанра. В детские и подростковые годы «заплатила безумству дань», перечитала в детской библиотеке, где работала мама-библиотекарь, все сказки и фантастику и к зрелому возрасту охладела к данным произведениям. А открыть и прочитать книгу «Спасти Козельск» меня подвигло простое любопытство. Как же – наши, череповецкие авторы! Да ещё и написавшие книгу втроём! А втроём – это как? Один из авторов принёс мне «Спасти Козельск» в подарок, можно сказать, вложил в руки, и я с интересом погрузилась в чтение. Увлеклась с первых же страниц. Думаю, и вас постигнет та же учесть, если решите прочитать этот роман. 
Говорят, в истории не может быть сослагательного наклонения: что было бы, если бы… Мол, что случилось – то случилось. Переиграть и переставить события никак нельзя. Можно только принять к сведению и, если виток истории повторится, постараться не допустить прошлых ошибок. Авторы же предлагаемого романа, вышедшего в серии «Историческая авантюра», как раз предлагают пересмотреть события многовековой давности. Читатель отправится во времена монголо-татарского нашествия. И не просто отправится, как в обычном историческом романе, а попадёт туда из нашего времени вместе с российским  спецназом, отправленным на помощь городу Козельску, чтобы отстоять его в битве с монголо-татарскими захватчиками. Пять добрых молодцев – наших современников – попадут в далёкое прошлое, в древнюю Русь, чтобы выполнить, казалось бы, совершенно невыполнимое задание.
Скажу сразу: книга может понравится не всем. Тем, кто примет предложенную авторами ситуацию и будет читать её как сказку, как фантастику, как полёт воображения, книга покажется очень интересной и необычной. Любителям реалистических сюжетов и классических произведений, наверное, не стоит тратить на неё время. Но даже из любопытства я бы прочла «Спасти Козельск», чтобы иметь представление о творчестве наших череповецких авторов. О том, как можно написать втроём художественное произведение, соединяя написанные части так, что невозможно угадать, кем что написано, и при этом сохраняя общую стилистику и сюжет.
Будут ли Дмитрий Дашко, Евгений Шалашов и Игорь Смирнов ещё работать вместе? Выйдут ли подобные книги подобной серии? На презентации книги в Центральной библиотеке авторы загадочно улыбались: «Может быть, мы соберёмся спасти ещё какой-нибудь город…»
 
Автор отзыва на книгу - Валерия Базлова

Ярлыки: альтернативная история, краеведение, российская проза, современная проза, фантастика


2016-10-13



Череповец и Вологда. Два совершенно разных города в двух часах езды друг от друга. Мне, череповчанке, этот город – Вологда - всегда был интересен и непонятен. Сколько раз, находясь там в служебной командировке и пробегая по проспектам и улочкам, я думала о том, что хотела бы узнать Вологду получше. Походить, не спеша, по старому городу, рассмотреть здания, церкви.  Да и почитать что-нибудь про исторические и архитектурные памятники города. И поэтому, увидев на выставке в библиотеке красивую книгу «Вологда. Каменная летопись», я с интересов взяла её в руки – и не пожалела.
Книга написана в излюбленном автором жанре фотоэкскурсии. Богато иллюстрированное издание расскажет о каменном зодчестве Вологды. План-схема старого города даёт возможность пройти или проехать  по выбранному маршруту. А если у вас нет возможности это сделать, путешествуйте с автором по страницам книги. Многочисленные фотографии вам в этом помогут.
Автор многочисленных краеведческих изданий и данной книги Александр Иринеевич Сазонов как экскурсовод, лектор, общественник   уже более трех десятков лет  популяризирует историко-архитектурное наследие Вологды.
С 1979 года, сначала как внештатный сотрудник Вологодского бюро путешествий и экскурсий, а затем как независимый экскурсовод провел по Вологде сотни экскурсий. Десятки материалов А.И.Сазонова, начиная с первой публикации «Город глазами экскурсовода» в «Красном Севере» в 1981 году, были напечатаны в местных газетах. В нашей библиотеке вы можете найти книги Александра Иримеевича  «Такой город в России один», «Моя Вологда. Прогулки по старому городу», «Деревянная Вологда». Книга «Вологда. Каменная летопись» была издана в 2008 году и переиздавалась ещё и в 2011 году.  За это издание автору присуждён диплом  I областного конкурса «Вологодская книга-2011».
Но вернёмся к нашей книге «Вологда. Каменная летопись». Автор книги, вводя читателя в тему, начинает её с того, что рассказывает о принципах застройки Вологды и подчёркивает одну особенность этого города: «В Вологде можно увидеть, пусть в разрозненном виде, без прежней полноты, единства и взаимосвязи и в разной степени сохранности, образцы каменных построек почти всех стилей – от древнерусского зодчества до модерна». А самая ранняя, дошедшая до нас постройка датируется XVI веком. Вместе с автором книги мы пройдём по главным улицам города, полюбуемся церквями, зайдём в Кремль и заглянем в старинные жилые дома каменной Вологды.
Хочется ещё раз отметить, что в книге собраны великолепные фотографии города – как современные, сделанные разными фотографами, так и старые, исторические из Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Государственного архива Вологодской области. 
Вот почитаешь такую книгу, полюбуешься русскими древностями, и сам собой возникнет вопрос: «А не съездить ли в Вологду?»
 
Сообщение о книге подготовила Валерия Базлова.
 
В сообщении использованы материалы сайта А.И.Сазонова.

Ярлыки: искусство, краеведение


2016-09-14



Думаю, Вы  со мной согласитесь, дорогой мой читатель, что есть книги, которые просто приятно держать в руках, перелистывая страницы, любоваться переплётом, иллюстрациями, рассматривая красивое и оригинальное издание. А если эта книга ещё и содержит уникальный материал, то познакомиться с ней приятно вдвойне.
Всё вышеперечисленное, без сомнения относится к книге, а вернее, к альбому с названием «Иосиф Бродский. Фотолетопись. 1940-1972 г.» Этот альбом – настоящий подарок всем, кто интересуется судьбой И.А.Бродского. Альбом выпущен Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме Санкт-Петербурга и представляет собой хронологическое собрание фотографий из архива музея – от первых фотографий Оси Бродского до момента эмиграции поэта из Советского Союза в 1972 году.
В основу настоящего издания положена структура фотоархива отца поэта Александра Ивановича Бродского. Надписи на конвертах с фотографиями, сделанные его рукой, стали названиями разделов фотолетописи. Разделы дополнены документами, фотографиями и рисунками поэта. На одной из фотографий вы увидите первые слова, написанные  рукой будущего нобелевского лауреата: МАМА ОСЯ. На другой – рисунок танка, сделанный 5-летним мальчиком в подарок любимой тёте.
Хочется обратить внимание череповчан на фотографии маленького Оси Бродского. Они сделаны его отцом именно в то время, когда мальчик вместе с мамой Марией Моисеевной Вольперт жил в период эвакуации в Череповце. Кстати, А.И.Бродский подкинул нам интересную загадку. Фотография, на которой запечатлён Ося, сидящий на саночках, подписана отцом Бродского: «1942 г.  Городище». Бывали ли Бродские в д.Городище под Череповцом, или Александр Иванович ошибся? Вопрос для исследователей.
Ещё одна интересная для нас фотография – фото справки о регистрации эвакуированной из Ленинграда М.М. Вольперт с сыном в Череповце. На справке стоит дата регистрации: 25 апреля 1942 г. Следует ли считать эту дату временем прибытия Марии Моисеевны с Осей в Череповец? Это опять же вопрос к исследователям.
В альбоме много уникальных фотографий Иосифа Александровича, а также его родных и близких. Большинство этих фото не публиковались ранее и не были выставлены в интернете. Вы увидите документы из семейного архива Бродских, письма и открытки, написанные как самим Иосифом Александровичем,  так и его родителями. Надписи на фотографиях представлены в факсимильном виде. Альбом сделан с огромной любовью и в оригинальном исполнении. Фотографии, напечатанные на отличной плотной бумаге, разного размера, соединённые в альбоме по принципу блокнота, создают впечатление семейного альбома и заставляют с интересом разглядывать подписи.
Но… лучше один раз увидеть, чем долго читать рецензию о книге. Поэтому советую: посмотреть, полистать, почитать и получить удовольствие от встречи с достойным изданием. Книгу вы найдёте в отделе старинной, редкой и ценной книги ЦГБ им.В.В.Верещагина. 
 
Автор отзыва на книгу - Валерия Базлова.

Ярлыки: биография, искусство, краеведение, литературоведение, Нобелевская премия


2016-06-21



Несчастливых городов в нашей провинции я видел множество... (М.Бару)
Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом. (Бруно)
Как великолепен человек, если это человек настоящий! (Менандр)



Книга Михаила Бару – о российской провинции, о том, как она живет, точнее – выживает.
Автор рассказывает об истории маленьких городков, где побывал лично, а – главное – о людях, с которыми ему посчастливилось встретиться.
Если вы решите, например посетить городок Макарьев, то будьте готовы к тому, что «начиная с села Островского, дорога представляет собой ... все что угодно, кроме, собственно, дороги». А если поедете из Весьегонска в Устюжну, то... Еще хуже. До Весьегонска дорога выглядит убитой, а «от Весьегонска до Устюжны она выглядит так, точно над трупом еще и надругались».
И во многих маленьких городках царит запустение, безработица. Молодежь вынуждена уезжать в поисках работы. И все-таки провинция живет.
Краеведческие музеи. Михаил Бару пишет о них весьма подробно, потому что каждый по-своему уникален.
В Тотьме, например, «на десять тысяч жителей пять музеев»; в том числе – музей мореходов.
В музее Устюжны – подлинники Айвазовского, Кустодиева и Верне, и когда смотришь на них, то «тебе хочется немедля выйти и если не переодеться во фрак, то хотя бы вычистить ботинки».
Крохотный городок Васильсурск, который в конце 19 – начале 20 века «стал дачной Меккой для художников и писателей». Именно здесь происходили события, о которых рассказал А.П. Чехов в «Попрыгунье».
И работает в краеведческом музее этого крошечного городка экскурсовод Елена Сергеевна, зарплата которой – четыре тысячи шестьсот рублей. «Иногда она выходит из музея на улицу и уговаривает местную молодежь пойти в музей на экскурсию. Бросьте, говорит, пиво – в музее интереснее. Денег за экскурсию не возьму. Бесплатно расскажу».
А знаете, о чем мечтает директор дома культуры Васильсурска Анна Федоровна? Она «мечтает набрать денег, купить два десятка килограммов краски и покрасить пол в фойе, где проходят занятия детской танцевальной студии».
Есть в провинции и кружки, и студии, и народные театры; работают детские сады и школы. Трудятся там удивительные люди, рассказывать о которых можно очень и очень долго. Сеют разумное, доброе, вечное, пытаются сохранить культурные ценности – и духовные, и материальные; изучают историю родного края, пишут книги. А как оплачивается их труд... Это другой разговор.

Люди – вот главное сокровище провинции. Благодаря им она и выживает. И, вероятно, выживет. И будет жить.


Ярлыки: краеведение, российская проза, современная проза


2013-01-31



Наша жизнь проходит, что мы оставляем после себя?
Кто-то оставляет великие изобретения, кто-то совершает великие открытия или подвиги, кто-то достигает карьерных или спортивных высот. Но все эти люди публичны, их знают миллионы, а как же быть простым «смертным», которые в своей жизни сделали много такого, о чем не мешало бы знать их потомкам?
Выход есть - писать воспоминания.
 
Автор книги «Моя жизнь» так и сделал. Перед нами история человека, который прожил счастливую жизнь, несмотря на трудности и невзгоды. Вся жизнь автора от рождения до сегодняшних дней проходит перед нами на страницах книги. Это воспоминания о детстве, о том месте, где родился, где жили предки. Воспоминания о родителях, братьях, о трудностях, которые семья переживала в военные годы.
Но жизнь не стоит на месте и вот уже повествование переносит нас в годы, когда подрастают собственные дети автора, а затем появляются и внуки.
Вторая часть книги посвящена истории Череповецкого порта, того места, где долгие годы работал автор. Здесь краеведы и люди, которые интересуются историей города Череповца могут найти очень любопытные факты. Сразу видно, что проделан немалый труд, собрано большое количество интересных материалов.
Подкупает большое количество фотографий, которые как свидетельства времени повествуют о разных сторонах жизни семьи и предприятия, и представляют  собой наглядную фотоле
И хотя у книги нет огромных художественных достоинств, и порой не хватает плавности и легкости языка, такие книги безусловно останутся в истории города, как своеобразный «народный» архив, который расскажет нашим потомкам о том, как жили их предки.
 

Ярлыки: воспоминания, краеведение, отраслевая литература


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература