Меня всегда поражало в творчестве моего любимого писателя Э.М.Ремарка бессилие героев перед болезнью. Исключение только в романе «Жизнь взаймы, или Небо не знает фаворитов». Там не всё так трагично. В других же случаях страшные болезни (туберкулез, рак) уносят жизни знакомых, близких, любимых. Поэтому книгу Джона Грина я не хотел читать, несмотря на обложку жизнеутверждающего зелёного цвета. Но как-то так получилось: начал читать – и втянулся.
Главной героине романа – шестнадцать. Она насмешлива. Ведёт рассказ, выражаясь зло, едко и ядовито. Еще бы! В шестнадцать-то лет. Да еще эта болезнь…
– Меня зовут Хейзел, – говорит она. – Шестнадцать. Первичная локализация в щитовидке и старые, но внушительные метастазы в легких. У меня все о’кей!
Итак, перед нами девушка-подросток, которая немногим старше, чем шекспировская Джульетта. А если есть Джульетта, то Ромео обязательно найдется. И его зовут Огастус.
Но проблемы Хейзел и Огастуса связаны не с враждой старинной двух родов. Такая вражда была бы цветочками. Увы, Огастус также страдает тяжелой болезнью.
Однако Хейзел и Огастус не собираются сдаваться. Они бросают вызов судьбе. Тем более что любовь вроде бы как всепобеждающая сила.
– Ты такой красивый, – сказала я, не убирая руку с его ноги.
– Я начинаю думать, что ампутированные конечности – твой фетиш, – ответил он, целуя меня.
– Мой фетиш – Огастус Уотерс, – сказала я.
Впрочем, вряд ли эта история, наполняясь лиричностью, превращается в «сопли на глюкозе», дарующие катарсис здоровому человеку, вдруг ощутившему сопричастность к «безбарьерной среде» с инвалидами и онкобольными. Притом с абсолютно верными акцентами и с политкорректными формулировками для всех духовно страждущих читателей и социально активных граждан.
Отнюдь. И чёрта с два. Хотя сама история – трогает. Но это не мелодрама, а трагикомедия. На мой взгляд.
Жёстко сказал? Научился у Хейзел, которая не лишена прагматичности и логичности. Недаром в любовном письме она чертит круги Эйлера (Дражайший Огастус… и далее наглядно: вот круг с девственниками, а вот кружочек с семнадцатилетними одноногими парнями), да и рассуждения о жизни подтверждает пирамидой Маслоу.
Подростки – трудная половозрастная категория. Свои чувства они могут выражать без излишних сантиментов. (Смотрите эпиграф. Впрочем, это не всерьез.) И что еще?
«Что еще? Она такая красивая. На нее невозможно наглядеться. Не нужно волноваться, что она умнее меня: я и так знаю, что умнее. И я своим выбором доволен. Надеюсь, она тоже», – написал Огастус.
«Правильно надеешься», – ответила Хейзел. Сама себе. Не сказав ему об этом лично.
Может ли закончиться эта история хорошо? Это вы узнаете из книги. Финал, как и смерть, лишь мгновение, разделяющее до и после. В данном случае – до и после прочтения.
Так побеждает ли любовь смерть?..
«Еврей – не рубль и не доллар, и любить его никто, кроме собственной мамы, не обязан»
Евгений Сатановский,
президент Института Ближнего Востока
Не буду врать. Книга привлекла меня второстепенными вещами. Списком реальных людей, нашедших своё место на страницах романа Марека Хальтера, и многостраничной синхронической таблицей исторических и культурных событий в СССР, США и Европе с 1922 г. по 1961 г. Это спервоначалу, конечно.
А далее открылась удивительная история. Невероятная история. В которую веришь. И которая захватывает. Впрочем, судьба самого автора тоже кажется невероятной. Варшава – Коканд – Москва – Коканд – Варшава. Конечная станция – Париж. Нет, это не путешествие на поезде. Это судьба польского мальчишки во время Второй мировой войны и после неё. Теперь Марек Хальтер – французский гражданин, правозащитник, знаменитый писатель. Вполне понятно, что тема, которая его волнует и которая раскрывается на страницах романа «Ночь с вождем, или Роль длиною в жизнь», не может его не волновать. В силу прожитой им жизни.
В центре повествования – суд над актрисой, бежавшей из СССР.
– Кто вы?
– С каких пор занимаетесь шпионажем?
– Я не шпионка!
– Лжете!
– Кто еще работает на вашу резидентуру?
– Да никто! Я не…
– Лжете!
– Нет!
Думаете, её вернули на границе и это один из процессов сталинской эпохи? Что-то наподобие «Дела врачей»? Нет. Совсем другая страна. Очень демократическая. Называется США.
Да, во времена маккартизма хорошо вычистили Голливуд и выжили из самой демократической страны множество достойнейших людей. Как говорится, жить можно везде: и в Советском Союзе, и в Соединенных Штатах. Можно, но сложно. Понятно, что за кем надо могут следить, а кого надо – прослушивать. (Привет Сноудену!) И еще исторический факт. Как известно, Владимир Ульянов-Ленин в своё время жил в Швейцарии. (О причинах, касающихся его отношений с властями, умолчим.) Но Чарли Чаплин жил в Швейцарии по тем же причинам, о которых мы умолчали. Жил вопреки эталонной демократии США.
Итак, суд над актрисой продолжается. Актриса пытается оправдаться и рассказывает о своей жизни в предвоенном СССР.
Кремлевское закулисье – подмостки ведущих советских театров – Биробиджан (административный центр Еврейской автономной области) – бараки ГУЛАГа…
Мне казалось, что это закончилось, что нацисты достигли предела падения и мы никогда не услышим о таком ужасе.
Но Сталин хитрее Гитлера.
…И вот – знаменитый еврейский театр Мориса Шварца на Ирвинг-плейс.
Стоп! Такие последствия имела история, начавшаяся с ночи, проведенной в Кремле с вождём народа. Но поверят ли в такую историю участники суда, заражённые вирусом «охоты на коммунистических ведьм»? Надо еще пережить этот американский суд!
Роман Марека Хальтера называют проникновенной историей любви, шпионским детективом, авантюрной исторической прозой и романом-эпопеей. Да, элементы всех этих жанров присутствуют, притом гармонично. Но вот что еще показалось мне важным. Свобода личности, демократические идеалы, равенство людей вне зависимости от их национальности, религии и гражданства – это такие затасканные на сегодня слова, что кажется: они потеряли всякий смысл и служат декорацией для обычных общечеловеческих мерзостей. Но у Марека Хальтера эти слова вновь обретают подлинное значение. И слава Богу!
КОРОТКО ОБ АКТУАЛЬНОМ
История – наука противоречивая. Во-первых, она, хотя и поучает, но так никого ничему не научила. «Она (история) питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости», – написал Н.М. Карамзин. В конце цитаты хочется поставить знак вопроса. УВЫ! Во-вторых, история может стать частью существующей политики. И совсем не важно, что было на самом деле. Были бы нужные краски – белая, черная или розовая. И враги найдутся, и мифы создадутся. УВЫ ЕЩЁ РАЗ!
Как же бороться с историческими мифами?
Владимир Мединский – нынешний министр культуры, профессор МГИМО, доктор политических наук, член Союза писателей России. Его книги «Мифы о России» стали бестселлерами в историко-публицистическом жанре последних лет. И вот новая книга Владимир Мединского. О войне. У нас, в библиотеке, 2-е издание, первое вышло в 2010-м. Как ни печально, тема мифотворчества исторического и политического не становится менее актуальной, наоборот, делается все острее и даже доходит до абсурда. Книга Владимира Мединского затрагивает как отдельные исторические события, так и некоторые моменты биографий значимых исторических личностей. Большой интерес вызовет она у широкого круга читателей, в том числе и у тех, кто отслеживает новинки по истории нашей страны. В книге представлены фотографии, ксерокопии документов, плакаты тех лет: как советские, так и немецкие. О большом интересе к книге говорит и значительный тираж – 182 тысячи экземпляров.
Так будем надеяться, что не потеряет актуальности другое изречение Николая Михайловича Карамзина: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
«Только самые простые вещи никогда не разочаровывают. Счастье достигается как-то очень просто и всегда намного проще, чем думаешь. Она зеркало, которое все отражает и ничего не удерживает».
Э.М. Ремарк
«Гениальное просто, и в то же время нет ничего сложнее кажущейся простоты».
Елена Звездная. Мертвые игры.
Советы о том, как жить лучше и проще, встречаются во многих книгах и брошюрах. А если собрать все буклеты от псевдопросветителей и псевдоэкстрасенсов, то ими можно отапливать пару-тройку сел в течение нескольких лет. Признаться, я отношусь к такому чтению не только скептически, но и предвзято. Говоря проще, я вообще стараюсь не читать подобную литературу. Однако настойчивая реклама со стороны моей «просветленной книгой» подруги, заставила меня её взять.
Вначале, когда я прочитала эту книгу, то была просто ей очарована, а затем пришло осмысление изученного. Конечно, по сути своей автор, не открыла ничего «эдакого», чего-то сверхнового. Но порою именно в самых обычных и простых вещах скрывается смысл, который мы ищем в сложном. И, чтобы найти его, мы должны избавиться от всего лишнего, что нас окружает: от лишних вещей, привычек, лишней еды, а порой и лишних людей в своей жизни.
Автор выделяет несколько сфер: тело, мысли, окружение, еда, одежда, пространство. Именно в них и требуется «навести порядок» для того, чтобы обрести состояние внутренней гармонии. Минимализм в интерьере, простота и изящество в одежде, умеренность в еде. Всего этого добиться значительно проще, чем может показаться на первый взгляд; к этому можно и нужно стремиться, не захламляя свое пространство. А вот научиться избавляться от «захламляющих» твою жизнь людей гораздо сложнее. Как говорил персонаж фильма «Чарли и шоколадная фабрика» Вилли Вонка: «Невозможно творить, когда на тебе висит родня, как дохлый гусь». Абсолютно с ним согласна, но проблема в том, что нравственно-этические нормы в нашем обществе тоже еще никто не отменял. Получается книга, с одной стороны, призывает читателя к умеренности, гармонии и аскетизму, а с другой стороны, учит эгоизму. Вот такой вот дуализм.
Ну, а если в целом, вещь очень интересная и неоднозначная для прочтения. Каждый найдет в ней что-то свое, поймет по-своему – или не поймет и не оценит. Но не прочитаешь – не узнаешь. ИМХО («По моему скромному мнению»).
Кристин Ханна – современная американская писательница, обладательница многочисленных литературных наград и престижных премий. Каждая ее новая книга попадает в список бестселлеров «New York Times».
Права на экранизацию представленного романа «Всё ради любви» в 2012 году стали объектом аукционов, в которых приняли участие сразу несколько кинокомпаний.
Мы рассмотрим эту книгу не с позиции строгого критика, а с позиции читательницы, любящей женскую прозу и получающей удовольствие от её чтения.
Итак…
Читать эту книгу – одно удовольствие. Ведь хочется верить, что мир не без добрых людей. И даже если что-то не заладилось в вашей жизни, не стоит отчаиваться, нужно смело идти дальше – и судьба обязательно преподнесёт вам свой подарок.
Две ключевые фигуры романа «Все ради любви» – это Энджи Малоун, со своей разрушенной семейной жизнью из-за бесплодных попыток завести ребёнка, и Лорен Рибидо, девушка-подросток, никогда не знавшая своего отца и практически ненужная своей матери. Судьба свела их вместе совершенно случайно, однако эта встреча помогла им обрести себя, поверить в свои силы, в свою значимость, поверить в настоящую любовь.
И если Лорен нашла в Энджи Малоун ту материнскую любовь и заботу, которой ей так не хватало, то Энджи, наоборот, была счастлива реализовать свою давнюю мечту – подарить кому-то материнскую ласку и любовь.
Наша жизнь – это «не сахар», на долю каждого человека выпадают свои жизненные испытания. Весь вопрос в том, как правильно их преодолеть, с минимальным ущербом для себя и окружающих. А для этого порой нужно просто оглянуться вокруг и оказать помощь тому, кому ещё хуже, и тогда… Тогда мир засияет новыми красками!..
Подросткам посвящается!
Так было всегда и во все времена
В горячих мальчишеских снах:
Призывно звенят скакунов стремена
И ветер свистит в парусах!
Зовут нас дороги на север и юг
И неба простор голубой,
Мы будем повсюду, товарищ и друг,
Где нас не хватает с тобой.
Книги о подростках пишут многие авторы. Детективы, приключения, мистика.
Я же представляю Вам автора, который пишет фантастику. Его герои – подростки 13-16 лет. Мальчишки и девчонки, которые еще верят в дружбу, благородство и честность. Увлекательные приключения делают книги этого автора интересными и веселыми. Их так хочется прочитать!
Герой книги Сергея Садова «Горе победителям» Кирилл, потеряв в автокатастрофе своих родителей, случайно попадает на космический корабль хоргов, где обнаруживает, что он владеет абсолютно уникальными способностями – боевыми и паранормальными… Но за все надо платить! Кирилл уже никогда не вырастет, не станет взрослым, будет выглядеть как ребенок 13 лет. Решив использовать способности Кирилла в войне со своими врагами-дролами, хорги устраивают нападение на свой корабль. Многие испытания выпадут на долю мальчика: один в чужой Галактике, без друзей, без возможности вернуться домой.
Какой путь изберет герой, найдет ли он друзей, останется собой или превратится в чудовище, жаждущее убивать во имя мести, Вы узнаете, прочитав эту книгу.
Рекомендуется мальчишкам и девчонкам, а также всем любителям фантастики.
Предлагаю Вашему вниманию также следующие книги С. Садова:
«Дело о неприкаянной душе», «Странник во времени», «Рыцарь Ордена» (трилогия).
… у пограничного наряда была и есть
одна священная обязанность – охранять
рубежи Отечества.
Эта рецензия написана нашей читательницей Светланой Маркевич.
Давненько я не получала такого удовольствия от чтения незнакомого мне автора. Я бы посоветовала эту книгу молодым поклонникам "Виноваты звёзды", "Прежде чем я упаду", "Бумажные города". С перечисленными романами её роднит искренняя интонация рассказчика, юного, не блещущего особым интеллектом и образованием. Всё происходит в далёком-далёком будущем. Люди и сами забыли, как они дошли до жизни такой – то ли изобрели лекарство от старости неудачное, то ли Бог проклял человечество за бурное увлечение вампирскими фильмами и книгами… Но в один прекрасный день почти все превратились в бессмертных вампиров! Правда, довольно быстро обнаружилось, что радоваться рано. Где кипение страстей? Где гламур, в конце концов? Вампы не чувствуют боли, любви, радости и печали. Цивилизация рухнула. А самые отчаянные вампы отыскали горстку оставшихся настоящих людей и умолили их искать лекарство от такой напасти. Годы идут, кое-как странное человечество существует. Картина эта вырисовывается постепенно, со слов главного героя. Он ходит в школу, но к утру следующего дня почти ничего не помнит. У него есть подружка, которая его всячески подгоняет, пинает, тормошит, заставляет учить уроки, выходить из дому. Да, вампир неубиваем, но он может "закуклиться", впасть во что-то вроде комы, отказавшись от постоянной работы над собой. Ведь главная мечта всех вампов – стать человеком. А чтоб стать человеком, надо РАБОТАТЬ! И чтоб продолжать быть человеком – надо неустанно развивать чувства, мышление, навыки и прочее разное. Вот самый мощный посыл этой книги. Временами я смеялась до боли в животе над сценами, когда герои, похожие на помесь туповатых пэтэушников и зомби, репетируют спасение человека от наезда грузовика. При этом они многократно плющат свою одноклассницу (физически), а она встаёт, прилаживает очередную оторванную конечность на место и снова в бой… А временами плакать хотелось, настолько трогает этот бесхитростный рассказ. Некий налёт безнадежности, тления, распада и… надежды на чудо. Пролог романа, кстати, и даёт повод думать, что всё наладится. Так или иначе. Единственное, меня немного смутило оформление обложки. Милый такой акварельный рисунок ассоциации вызывает с деревенской прозой. Любители таких книг вряд ли оценят "Через сто лет", даже если справедливо отнесут все вампирские штучки просто к литературному приёму. А те, кого мог бы привлечь экзотический антураж, а потом потрясла бы сама эта пронзительная книга, просто в руки не возьмут так оформленный томик. Надеюсь, мой отзыв поможет определиться хоть одному человеку! Книга читается на одном дыхании, пленяет, смешит, расстраивает, вдохновляет. И хочется заставить прочесть её всех знакомых и, приплясывая от нетерпения, спрашивать: «Ну как тебе? классная вещь? да?»
Наконец-то ручки добрались до продолжения истории про Татьяну Георгиевну Мальцеву, замечательную во всех отношениях женщину с очень важной и нужной профессией. К слову сказать, Татьяна Георгиевна – заведующий отделением обсервации родильного дома. За словом обсервация я полезла в словарь. Оказалось – это отделение, куда попадают женщины, которые могут быть источником инфекции или у них наблюдаются осложнения при родах. Это свой, только маленький роддом. Вот таким местом и руководит Татьяна Георгиевна.
Странные существа – обитательницы этого заведения. И врачи и пациенты.
У пациентов свои причуды: одна дама при сахарном диабете слопала целый торт с масляным кремом, другая заставила строгую старшую акушерку принести железный прут и положить вдоль порога, чтобы ребеночка не сглазили, третьи товарищи пожелали присутствовать при родах своего ребенка в «семейном» зале, и никак не пожелали сделать так, чтобы суррогатная мать родившегося ребеночка не увидела. И в каждом кадре, на которые делится книга – свой расчудесный пациент.
Да и врачи не прекраснее: сама Татьяна Георгиевна никак не может разобраться в своих «любовях», которых нарисовалось аж целых три штуки. Каждый из претендентов хорош, только живет в ней память о погибшем муже, да и возраст уже такой, что копается, словно курица в огороде. Ее любезный начальник Панин, который есть «любовь» №1 – безнадежно женат, жену не любит, но троих детей воспитывает, внучку уже дождался, а Татьяну Георгиевну любит безмерно. Молодой интерн Александр Вячеславович или «любовь» №2 красив собой, умен, но молод по меркам Татьяны Георгиевны.
И все остальные действующие лица этого сериала просто расчудесны. А это именно сериал, и именно фильм был бы по этой книге просто замечательный, только бери и снимай.
Я, если честно, не могла оторваться от книги, и пока не перевернула последнюю страницу, не успокоилась. Понравилось все, даже не совсем цензурные слова в лексике докторов нисколько не испортили моего хорошего впечатления.
Сейчас читаю продолжение. Дочитаю, расскажу.
«Если вы хотите, чтобы что-то было сказано, попросите об этом мужчину;
если же вы хотите, чтобы что-то было сделано, доверьте это женщине!»
Маргарет Тэтчер, 71-й премьер-министр Великобритании
История успеха Маргарет Тэтчер не дает покоя как историкам, так и исследователям ее жизни. Как из простого парламентария, не имеющего ни нужных связей, ни поддержки со стороны финансовых кругов, ей удалось возглавить консервативную партию, а затем стать первой женщиной премьер-министром в истории Великобритании? В чем состоял секрет небывалой популярности этой удивительной женщины? Как ей удавалось удерживать власть одиннадцать лет подряд?
По рассказам самой Маргарет, она воспитывалась в семье строгих нравов, ставящей во главе угла труд, долг и религию. Пустая трата времени считалась грехом. Каждая свободная минута шла на самообразование. «Многие работают для того, чтобы жить. Я же живу для того, чтобы работать!» – призналась Маргарет в одном из интервью. За весь период премьерства у нее так и не было полноценного отпуска, но она всегда умела сочетать парламентские чтения с семейным бытом. Находясь у власти, Маргарет в равной степени вызывала обожание и ненависть. Ведь она всегда откровенно говорила то, о чем думает, и бесстрашно боролась за то, во что верит. Настоящая «железная леди». За границей ее любили больше, чем дома. Она смогла установить теплые отношения с президентом США Рональдом Рейганом и произвести впечатление Михаила Горбачева, как, впрочем, и на весь Советский Союз. Искренняя любовь к публике и общественным мероприятиям, блестящий интеллект и вероломные аппаратные ходы (Маргарет шла к цели буквально по головам), помогли ей прорваться на самый верх властной вертикали.
О взлетах и падениях, предательстве ближайших соратников и личных переживаниях Маргарет Тэтчер остроумно и честно рассказывает в автобиографии, написанной на закате политической карьеры. Это не просто книга, это – видение жизни, ставшее примером для целого поколения.
И вдруг меня охватывает несказанная печаль, которую несёт в себе время; оно течёт и течёт, и меняется, а когда оглянешься, ничего от прежнего уже не осталось. Да, прощание всегда тяжело, но возвращение иной раз ещё тяжелее.
Эрих Мария Ремарк «Возвращение»
Что есть наша жизнь? Что, как не череда счастливых моментов, которые хочется продлить еще и еще и не счастливых, которые хотелось бы проскочить, не останавливаясь.
История Полины Сергеевны – это история, которая может произойти с каждым из нас. Пусть не в таком масштабе и не с такими последствиями, но точно с каждым.
Одна узнает в Полине себя, такую же стойкую и дипломатичную. Другая узнает себя в ее невестке Юсе, хотя ни за что себе в этом не признается. Третья воскликнет, что Эмка – это вылитый ее внучок, и будет переживать за мальчика, как за родного. А кто-то признает в Сеньке своего сына и будет сочувствовать Полине Сергеевне и Олегу Арсеньевичу, особенно при чтении первых глав.
А если серьезно, то любая вещь Нестеровой настолько настоящая, из любой истории она стремится сделать такую, чтобы мы, ее читатели узнавали в этих, казалось бы, незамысловатых сюжетах, и обычных женщинах и мужчинах, себя, свои семьи, свои проблемы. И, самое главное, автор всегда дает возможность научиться из многих ситуаций выходить. Не сдаваться при первых же неприятностях, а искать любые возможности с этими неприятностями справиться.
Поэтому читайте «Полину Сергеевну», но только не думайте, что эта книга вас развлечет. Нет, скорее откроет ваши тайнички души, заставит сопереживать и сочувствовать героям.