Сто лет назад (в 1918 году) завершилась Первая мировая война, в связи с чем ряд телевизионных политологов указал на явные параллели между ситуацией накануне той войны и сегодняшним международным положением. Я тоже решил поискать какие-нибудь важные для человечества параллели, обратившись к литературе, если не сказать полузабытой, то уж точно той, чей пик популярности уже миновал. .jpg)
"Люси в облаках" - настоящее романтическое приключение. Главная героиня Люси, отправляясь на свадьбу своих лучших друзей в далёкую и родную Австралию из Лондона и предвкушая отличный отдых и солнечное настроение, буквально за минуту до взлёта получает от своего бойфренда странное и непонятное SMS. Всё! Мир Люси перевернулся с ног на голову. Её отдых отравлен шокирующим сообщением. Подозрение, недоверие, чувство обманутости и униженности... Люси просто в смятении от шока! Но ничего не поделаешь, придётся как-то с этим жить, по крайней мере пока она там, в Австралии, в гостях у лучших друзей.
Должность фрейлины впервые появилась в придворном штатном расписании при Петре Первом. Их основной обязанностью было присутствие при официальных церемониях, приемах, балах. Две дежурные фрейлины постоянно находились при императрице или великой княгине. Эту придворную должность могла занимать только незамужняя девушка. Многие из фрейлин были личностями неординарными.
Если ты слепа с рождения, но у тебя сильный характер, ты целеустремленна и имеешь огромное желание жить полноценной жизнью, то ещё не всё потеряно. Именно так чувствует себя Марианна - героиня романа английской писательницы Линды Гиллард. В свои сорок шесть она уже побывала замужем, побывала, так как её любимый муж трагически погиб, к тому же она потеряла ребёнка. С ней всегда рядом её самый близкий человек, родная сестра Луиза, пишущая романы и мечтающая выйти замуж. Две одинокие женщины, каждая занимающаяся своим делом. Марианна тоже не сидит сложа руки, она работает через день в благотворительном комитете "Общество слепых". Она совсем не чувствует себя ущербной и неполноценной, наоборот, Марианна очень сильная духом, независимая, с богатым внутренним миром и воображением и с необыкновенным чувством юмора. К тому же у неё никогда не было недостатка в мужчинах. Единственное, что её всегда бесило и оскорбляло, - это когда мужчины жалели её, так как считали, что "слепая женщина должна быть благодарна им за оказанное внимание..." Но не таков был её муж.
Эта детективщица не похожа ни на кого из своих товарок, царящих на книжном рынке последние двадцать лет. Отличает её, в первую очередь, прекрасный, я бы сказала, изысканный язык повествования. Обширная эрудиция, свободное ориентирование (как в современных реалиях, так и в истории, музыке, литературе) помогают писательнице создавать необычные книги.
Не самая новая книга. Однако, прочитав сочинение Эдварда Радзинского о Распутине (тоже не сегодня написанное), я заметил, что в книге В.М.Хрусталева нахожу более созвучное моему умственному настрою изложение материала.
Не секрет, что жанр детектива был, есть и остаётся популярнейшим во всём мире. И как бы ни называли его «развлекаловкой», какую бы войну против этого жанра ни вели, миллионные тиражи в новых подвидах этого жанра неизменно вызывают интерес у читающей публики. В одном из умных библиотечных журналов я вычитала интересное суждение о читательском предпочтении этого жанра. Оказывается, при общепризнанной «несерьёзности» детективного жанра, детективы устойчиво предпочитают именно интеллектуалы. Возможно, потому, что здесь дело в наличии некоторого интеллектуального соревнования между читателем и сыщиком, а следовательно, и самим автором. В классическом детективе всегда есть внутренняя цель, решение логической задачи – раскрытие преступления. В этом и заключается главная прелесть, когда читатель вместе с сыщиком восстанавливает картины преступлений.
Эта книга вышла в прошлом году к столетию русской революции. В прошлом же году и я собирался о ней написать, но не сложилось. Однако и в наступившем году, я думаю, поговорить о ней не грех.
"Как мы пережили войну" - это сборник воспоминаний тех, на чью долю выпали страшные испытания: на фронте, в блокадном Ленинграде, в оккупации, в тылу.
Свою немаленькую армию поклонников Устинова регулярно снабжает новинками два раза в год. Другое дело, что последние эксперименты писательницы с жанрами слегка нервировали читателей. То боевичок, то мистика... Новый роман возвращает всех желающих в зону комфорта. Все привычно, выверенно и понятно. Сильные и успешные мужчины решают все проблемы. Женщины, старательно притворяющиеся трепетными ланями, не возражают. Злодеи будут пойманы и наказаны, добро восторжествует, каждый найдет свою половинку.
А. Жвалевский и Е. Пастернак пишут для подростков классные книги. Дуэт очень удачный. В 2013 году они получили литературную премию им. В. Крапивина. Как и все книги представленных авторов, эта история очень интересная, увлекательная и поучительная. Книга "Москвест" поможет школьникам по-другому посмотреть на уроки истории. Знание истории полезно каждому современному человеку, особенно если оно преподносится не в виде сухих фактов и дат, а в виде вот такого увлекательного путешествия. (Квест - приключенческая игра.) Но считаю, что эту книгу нужно читать родителям вместе с детьми, обсуждать, разъяснять непонятное. (Есть тут такие моменты, достаточно острые.)
.jpg)
"Во всем этом есть что-то нечеловеческое", - с этих слов начинается повествование в книге Т. Ю. Степановой. Действительно, нечеловеческое. И как же иначе можно определить то, что увидели оперативники, приехавшие по вызову в дом Игоря Петровича Вавилова, полковника полиции, начальника оперативно-аналитического управления?
Книга из раздела "Медицина". Автор книги - профессор, офтальмолог высшей категории, выполнил более 30 тысяч сложных глазных операций, автор 34 эффективных методик. У него ювелирная работа - оперировать глаз, возвращать зрение человеку. В своей книге он рассказывает удивительные истории лечения и выздоровления пациентов с различными заболеваниями глаз. Пишет легко, интересно о медицине, о своей жизни, семье. Книгу А. Кожухов посвятил своему дяде Святославу Федорову, создавшему огромный центр восстановления зрения "Микрохирургия глаза". Очень впечатлила история С. Федорова. Он был не только дядей автору, но и другом, учителем, заменил ему отца, "заразил профессией", научил всему, что знал и умел сам. Федоров был величайший человек, гений. "Ему скучно было быть счастливым одному. Ему надо было, чтобы все вокруг были счастливыми." Но великого мастера постоянно "травили". Его институт был лакомым куском. И когда Федоров ушел из депутатов, ушла и депутатская неприкосновенность. Его убили, подстроив автомобильную аварию.
«Особенность обыденности русской крестьянки состоит в том, что границы ее публичной жизни и интимного круга “размыты”. Традиционная “прозрачность” деревенского быта практически лишала ее личного пространства...» – написал автор книги в предисловии. А я подумал: «Как меняются и в то же время не меняются условия жизни». Да, сейчас мы буквально воюем за личное пространство, стремясь бесконечно увеличивать и улучшать свои квадратные метры, покупая новые квартиры или строя загородные дома (тут уж у кого как с финансами). Мы не живем, как правило, с родителями. По лавкам у нас не спит десяток-другой детей. Дяди, тёти и бедные родственники – тоже отдельно. Но “прозрачность” быта – всё та же примета времени. Мы сами создаем эту прозрачность посредством социальных сетей. А телевидение с удовольствием демонстрирует то, что раньше, в том числе в так называемый период поздней империи, характеризовалось как жизнь «на миру» и «от лукавого». Формы деревенской коммуникации (слухи, пересуды и сплетни) и досуга (посиделки, гуляния) стали приметой современных шоу. А темы незаконнорожденных детей, интимной жизни, домашнего насилия и преступлений в кругу семьи – одни из самых рейтинговых.
Авторы книги - ведущие научные сотрудники Института российской истории РАН, доктора исторических наук. Обратившись к теме, обозначенной в названии книги, они исследовали множество источников, порою собирая материал буквально по крупицам.
Предыдущее произведение известной критикессы было похоже на путеводитель по книжному морю. Максимальное количество рецензий, минимум отвлеченных рассуждений – то, что надо жадному до информации читателю. Ощущения же от новой книги, как от хорошего, долгого и продуктивного общения с умным и приятным собеседником.
За теми, кто выделяется из толпы талантом и оригинальностью, нередко закрепляются прозвища, порою обидные (как кажется их создателям) и даже уничижительные. Не секрет, что Никиту Михалкова прозвали “барином”, Захара Прилепина – “омоновцем”, а Ивана Охлобыстина – “юродивым”. Вроде бы как ущемить хотели. И что? Юродивые, между прочим, небанальным способом втолковывали людям истины, связанные (как бы сейчас сказали) с традиционными ценностями. А в словах “барин” и “омоновец” я и вовсе не вижу ничего обидного. Как нам свойственно ждать, чтобы приехал добрый барин и нас рассудил! А без омоновцев и совсем теперь никак, поскольку обстановка в стране и мире сложная.
Сборник лекций известного автора о литературе будет весьма полезен собирающим материал о жизни и творчестве некоторых авторов, об истории советской литературы 70-х годов, например. Веллер, как всегда, начинает с самой неоднозначной темы, а именно ругает нашу классику. Тема эта задевает за живое. Свидетельством тому совершенно противоположные мнения в Интернете. Скажу честно: я разделяю точку зрения автора на героев нашей хрестоматийной классики, как на вялых "никчемушников". Веллер ведь не нападает на язык и стиль повествования Пушкина, Толстого, Достоевского и других. Он задается вопросом: "А чему могут научиться современные подростки у персонажей тех произведений, что они проходят в школе?" Пойти и утопиться после выволочки от свекрови? У нас что, такой низкий уровень молодежного суицида, что повысить надо???!!! А еще можно уничтожить репутацию хорошей девушки, унизить человека, желающего тебе помочь, застрелить друга и продолжать вяло скучать за бокалом спиртного в клубе. Узнаете? И как вам такая модель поведения?
Это дебютный роман автора, вышедший в тираж в 2012 году, который сразу же завоевал приз National Book Awards в номинации Лучший автор года. История Гарольда Фрая, рассказанная в этом романе, очень трогательна и увлекательна. Гарольд, ничем не примечательный человек, живущий обычной сельской жизнью, получает вдруг письмо от женщины, с которой он когда-то вместе работал. В письме сообщалось, что она, Куини Хеннеси, больна раком. Гарольд, написав ей в ответ коротенькое послание, направляется к почтовому ящику... и в итоге он всё дальше и дальше удаляется от дома. На него нахлынули воспоминания двадцатилетней давности, и ноги сами понесли его к Куини в хоспис Святой Бернадины. В своё время она оказала ему неоценимую помощь, поблагодарить за которую он так и не успел.


В серии ЖЗЛ вышла замечательная книга. Я так написал не потому, что Климент Ворошилов – личность, которую я мысленно ставлю на пьедестал. Отнюдь. Всё гораздо проще и идёт от буквального прочтения названия этой старейшей книжной серии. Жизнь замечательных людей! Замечательный человек, то есть выдающийся, исключительный по своим достоинствам. А слово “достоинство”, в свою очередь, подразумевает нечто положительное. Поэтому мне импонирует, когда находят в человеке, которому посвящают биографию, светлые стороны; когда объясняют народную любовь к этой личности. А вот желание некоторых авторов, так сказать, с высоты истории “плюнуть” на персону, о которой рассказывается, понимания у меня не вызывает. Скорее, вызывает отторжение. Хотя, к моему сожалению, биографии в необъятном мире книг такие есть. Жизнеописание военного там было бы построено примерно следующим образом: ничего не умел; воевал, словно мясник, закидывая противника трупами вверенных ему солдат; гением стратегии, манёвра (или чего другого) не был, ибо всё это – только пропаганда... Увы!
Всё ли дело в мясе?