Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2023-01-17 15:00



Мы живем, потому что надежда обращается к памяти, и обе нам лгут. Д.Байрон
 
Прочитав название и аннотацию, я первым делом возмутилась! Но ведь плагиат с  «Поворота винта» Генри Джеймса не может быть настолько наглым, подумала я. Значит, это то, что сейчас называют ретеллингом. Новое прочтение. Что ж, получилось неплохо.
Надо отметить, что сюжет с бедной гувернанткой, готической усадьбой, семейными скелетами в шкафах и вредными детишками избит до синяков. Даже «Джен Эйр» была не первой, увы-увы.
«Поворот ключа», разумеется, отличается. Книга построена на флешбэках, то есть финал истории мы уже знаем – все закончилось очень плохо – повествование возвращает читателя в недавнее прошлое. Рывками, не совсем линейно, потому что это как бы письма обвиненной в убийстве няни из мест заключения.
«5 сентября 2017 года
 
Уважаемый мистер Рэксем!
 
У вас есть дети? Или любимые племянники? Если так, позвольте мне апеллировать к вашим
 
 
 
Уважаемый мистер Рэксем!
 
Пожалуйста, помогите. Я никого не убивала.
 
 
 
 
7 сентября 2017 года
 
Тюрьма Чарнворт
 
Уважаемый мистер Рэксем!
 
Вы не представляете, сколько раз я начинала писать это письмо, пока наконец не поняла: волшебной формулы не существует. Я не могу заставить вас выслушать мою историю. Поэтому постараюсь изложить все на бумаге, сколько бы ни понадобилось времени, хотя это невероятно сложно, и я могу все испортить. Я просто расскажу вам правду.
 
Меня зовут… Я останавливаюсь, и мне вновь хочется разорвать письмо на мелкие клочки.
 
Стоит вам узнать мое имя, и вы поймете, чего я от вас хочу. О моем деле писали газеты, моим именем пестрели заголовки, мое искаженное отчаянием лицо смотрело на вас с первых полос. Они уже обвинили меня и вынесли приговор, почти равносильный приговору суда. Боюсь, что, если назову свое имя, вы не захотите со мной связываться и выбросите это письмо. Я вас не виню, но умоляю, выслушайте.»
Ну а дальше история, рассказанная от первого лица, течет довольно плавно, не считая ударного финала и нервного напряжения героини, переданного автором очень здорово. Захватывает, да еще как! И дом-усадьба оказывается с секретом, современным секретом. Это «умный дом», напичканный сенсорами, камерами и робототехникой. И дети те еще монстрики. И родители с подвохом, а уж как непроста сама няня… 
 
Светлана Маркевич
 

Ярлыки: детектив, авантюрный роман, современная проза


2023-01-17 09:00



Пусть вас не шокирует оформление обложки, так было модно в 2007 году. Хотя надо признать, что плотской стороне любви автор уделяет немало места, а потому вызывающая картинка оправдана. Местами.
Аннотация гордо заявляет, что это первый эротический роман с филологическим уклоном. Что я могу сказать? На самом деле откровенных, физиологичных, с графическим описанием сцен в книге нет. Тем не менее, от текста веет феромонами вперемешку с оксюморонами. Вот такой пердюмонокль. 
Как так можно, спросите вы? А вот не знаю. Но авторы-мужчины как-то по-своему пишут о сердечных делах, даже если сердце их холодно, а работает – у героя! конечно у героя!!! – гормоны и самцовый инстинкт. История юного выпускника филфака: первая встреча с женщиной старше него на десять лет, ослепительное чувство, женитьба, дочь, последующие встречи и расставания. Три, представьте, три свадьбы у нелепого интеллигентного донжуана. Все это действо перемежается размышлениями и разговорами о языке, о литературе, о влиянии отвлеченных материй на жизнь и наоборот. Бесконечный водоворот встреч с незаурядными людьми, нетривиальные беседы, самоирония, филологические анекдоты – все это импонирует мне, читателю. Целая жизнь, подозреваю, что с автобиографическими моментами, проносится перед глазами.
Две пятых от объема книги занимают веселые рассказы о русском языке. Такое впечатление. Что их автор – герой вот только что прочитанного романа. Писатель и его альтер эго оказались неразделимы.
Владимир Новиков весьма известный филолог, был и учителем, и проректором Литературного института, и критиком «Литературного обозрения», и автором «Энциклопедии юного литературоведа» (помните, была такая серия отличнейшего научпопа в середине и конце 80-х?). Так вот. Эссе о современном русском языке, о заимствованиях, об обрусевших англицизмах, о сленге, о новоязе в целом объединены общим названием: «Сорок два свидания с русской речью».
Новиков честно признается, что вырос на определенных нормах, а то, что они изменились, принять ему тяжело. Представьте, раньше правильно считалось говорить фОльга, а теперь фольгА. Но он  готов принять изменения, наступив на горло собственной песне.
 Цитирую: «Язык — не божество. Он больше подобен живому человеку. Пробует жизнь на вкус, экспериментирует, пересматривает свои былые нормы. Не так просто отличить ошибку от закономерного исторического сдвига. Мне всегда казалось, что конструкция «один из» не имеет множественного числа. А теперь можно услышать: «Булгаков и Набоков — одни из крупнейших писателей двадцатого века». Нормативно ли это? Пусть сам язык ответит».
С момента написания эссе прошло изрядно времени, появились еще более заковыристые жаргонизмы и речевые обороты. Было бы любопытно узнать мнение Новикова об этом.
А лучше закончить просто невозможно: «Речевая бедность удручает. Мы осуждаем молодежь за жаргонизмы, но чем эпитеты «клевый» или «прикольный» хуже полуинтеллигентского клише «совершенно замечательный», ничего не говорящего ни уму ни сердцу. Слова «начало» и «конец» исторически восходят к одному корню. Потому заканчиваю тем, чем начал этот разговор с читателями.
Лучшее средство от речевых недугов - любовь. К жизни и к слову. Счастлив тот, у кого с родным языком не унылое сожительство, а страстный, крепнущий с годами роман».
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: литературоведение, российская проза, современная проза


2022-12-26 14:00



«Жизнь прекрасна»
(Надпись на одном из домов Менерба, Прованс)
 
И снова Питер Мейл приглашает читателей в Прованс, в то место, которое стало теперь уже родным для него и его супруги Дженни. Мы опять погружаемся в жизнь настоящей провансальской деревни Менерб, расположенной в живописном национальном парке Люберон, в край лавандовых полей, процветающих винодельческих хозяйств, уютных деревень и городков, где жизнь течет сонно и тихо – Прованс не выносит шума, где «болезнь местного мясника – самое волнующее событие за полгода».
После публикации первого сочинения Питера Мейла «Год в Провансе», ставшего бестселлером 1989 года, тихое местечко  Менерб и его окрестности испытали на себе волну небывалой доселе посещаемости. 
Об обрушившейся на него известности автор рассказывает в одной из первых глав своей новой книги: «… затем письма образовали ручеек со многими истоками: из Лондона, из Пекина, из Квинсленда, из исправительного заведения Ее Величества Вермвуд Скрабс… с пустошей Уилтшира, с холмов Суррея». Причем, не зная точного места жительства писателя, некоторые почитатели его таланта порой ограничивались простой надписью на конверте по типу: «На деревню дедушке». И письма доходили до адресата, хоть местным почтовым работникам и приходилось проявлять чудеса дедукции! А потом к письмам и посетители добавились. Ситуации при этом получались иногда весьма комичные. 
Вообще, вся книга окрашена теплым юмором и любовью к жизни. Как и первую книгу, читать ее легко и приятно. Это своего рода сборник рассказов, состоящий из описаний различных ситуаций, моментов из жизни четы Мейлов и людей, живущих по соседству. 
Трогательна история пса, бездомного бродяжки, которому вдруг улыбнулось счастье: в приступе «crise de chien» («cобачьей недостаточности») Дженни взяла его под свою опеку в надежде отыскать хозяина псины. А закончилась история тем, что к двум уже имевшимся в хозяйстве Мейлов собакам прибавился и еще один пес, получивший простое и короткое имя – Бой!
Не обошлось, конечно, и без уже традиционных описаний восхитительной провансальской кухни, а также без дегустаций великолепного вина – еще бы, ведь кругом превосходные винодельни! Был и пикник по случаю пятидесятилетия Питера, причем весьма колоритный: гостей доставляли к месту пиршества на двух повозках, запряженных лошадками, а само действо разворачивалось под сенью раскидистого дуба.
Были и весьма забавные поиски предполагаемого клада под предводительством соседа Массо; забавная история о «поющих жабах»; рассказ о добыче трюфелей – гордости Прованса, этих уникальных по вкусовым свойствам грибах, которые нельзя вырастить искусственно, а можно только добыть в природе – отсюда их ценность. И еще много всяких нескучных событий, описанных Питером Мейлом с большой теплотой, любовью и остроумием. 
 
Татьяна Смирнова

Ярлыки: путешествия, зарубежная литература


2022-12-26 13:00



Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! 
Сократ
 
Писатель не изменяет себе. Если вы читали хотя бы парочку его рассказов, то знаете, чего ждать от книг Цыпкина. Будет много смешного и ироничного, подколоты будут все пороки современного городского жителя (чаще москвича). Но это не значит, что не стоит открывать новую книжку Цыпкина.
Во-первых, порция здорового смеха еще никому не повредила, а смеяться вы будете, точно говорю. Для кармы еще полезно искренне восхититься авторским умением находить невероятные типажи, устраивать им сюжетные встряски, играть словами и переворачивать смыслы затертых понятий. 
Ну и потом, читая эту небольшую книжицу, составленную из мозаики людских историй, вы можете и заплакать. Или схватиться за сердце.
Цыпкин ловко маскируется под невинного юмориста. Тем пронзительнее выходящие из-под его пера рассказы о самом простом и самом страшном. Любовь, смерть, верность и измены, предательство, бессмысленность существования, груз вины и радость просто жить.
Под одной обложкой уживаются прохиндеи и политики, водители и олигархи, работяги и их благоверные. 
Если я не ошибаюсь, то Славик, чье хитроумие поставило себе на службу государство, был персонажем и других историй Цыпкина. Там его звали Славик-не-говори-неправды. Три ха-ха, как говорится, от него дождешься. 
У автора получился настоящий, хоть и маленький, плутовской роман. Такого персонажа – обаятельного мошенника – еще поискать. Мало кому удается выписать его так, чтоб читатель не брезгливо поджимал губы, а качал головой в опасливом восхищении: «Ай да Славик, ай да чей-то сын!»
Так что берите книгу – не пожалеете. Пересказывать сюжет, только портить. Но сюрпризы обещаю.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: рассказы, сборник, юмор


2022-12-26 11:00



Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведёт тебя самой трудной дорогой, потому что лёгких путей к счастью не бывает. 
(Омар Хайям)
 
В большом восторге нахожусь от прочитанной книги, в которой есть всё для приятного чтения. Это история про двух подруг, Карли и Мишель, которых разъединила ссора из-за предательства одной из них. Мишель сбежала в армию, Карли осталась на ежевичном острове. Но им вновь суждено было встретиться спустя 10 лет. Но спустя годы много чего изменилось. Гостиничный бизнес, которым владела мать Мишель, на грани банкротства, но это всё, что осталось ей после смерти матери. Сама Мишель, получив серьезное ранение, опустошена духовно и истощена физически, к тому же её мучают боли и ночные кошмары. Карли, воспитывая одна дочь, все силы вкладывает в работу, трудясь на благо гостиницы, причем за мизерную зарплату. Очень интересно было наблюдать за их отношениями вначале, за вспышками гнева Мишель, так как обе чувствовали вину друг перед другом, но стена преград и непониманий потихоньку дала трещину, и ближе, чем Карли у Мишель, никого не стало. Только ей она могла доверять.
Удивительная история исцеления и прощения, в которой присутствует и любовь, и предательство, и боль несправедливости, и несчастливое детство, оставившее свой след на судьбе этих двух женщин. И всё это на фоне Ежевичного острова, куда приезжают отдохнуть туристы, чтобы насладиться природой и океаном. Мишель и Карли проходят непростой путь к примирению, ведь старые обиды так трудно забыть, но им удается залечить свои душевные раны и открыть своё сердце для новой любви. А не это ли самое главное?
Вдохновляющая история о важных вещах, причём читается абсолютно легко. Здесь нет ничего лишнего, каждое предложение несёт свой смысл. Обе героини - сильные личности с разными характерами. Здесь много интересных моментов, что делает чтение очень увлекательным. Мне лично нравится такая спокойная душевная проза, которая заставляет и задуматься, и всплакнуть, и улыбнуться. Очень рекомендую!
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная проза, приятное чтение


2022-12-26 10:00



"Единственный способ контролировать людей - это лгать им". 
(Рон Хаббард - основатель секты саентологов)
 
 
Каждый наверняка знает, что такое секта, имеет о ней определенное представление, во всяком случае, когда-либо слышал об этом. Главная опасность секты в том, что человек, попав туда, вынужден отказаться от свободы действий, он становится полностью уязвимым, подавляемым и манипулируемым. Человек теряет своё "я", подвергаясь психическому и физическому воздействию. Это происходит потому, что людьми с подавленной волей легче управлять.
Мариетт Линдстин, автор данного произведения, лично испытала все "прелести" секты, в которой провела более 25 лет, дослужившись до самых верхов иерархии. Но ей удалось вырваться оттуда при самых драматических обстоятельствах. Поэтому она очень хорошо знает всю изнанку секты, и данный роман тому наглядное подтверждение. Он включает в себя всё то, через что ей пришлось пройти, находясь внутри секты.
Героиня романа София Бауман, закончив университет, случайно попадает на лекцию духовного лидера Швеции - Франца Освальда. Попав под его чары и воодушевившись его идеями, она принимает его приглашение пожить несколько дней на "Туманном острове" по его программе "Виа Терра". Он создал своё учение о правильной жизни в виде тезисов, следовать которым должен каждый, находящийся в его усадьбе.
Поначалу София с воодушевлением приняла свою новую жизнь, она верила в то, что делает всё правильно. Но чем дальше, тем больше сомнений стало закрадываться ей в душу. Она увидела Освальда с другой стороны: деспотичного, жестокого, властного параноика, умевшего держать в страхе и подчинении всех членов секты. Не об этом она мечтала, попав туда, и теперь главная задача Софии - сбежать оттуда. Но сделать это отнюдь не просто, никто так просто не может покинуть "Виа Терра".
Сюжет книги держит в напряжении, безупречно изображена психология воздействия и манипулирования людьми. Поражает то, как люди беспрекословно подчиняются, терпят жестокие наказания, лишения, нанося вред своему здоровью не только физическому, но и психике тоже. Автору в полной мере удалось раскрыть всю систему взаимоотношений лидера и сектантов. Всё это пугает до ужаса, и думаешь, неужели я тоже поддалась бы такому влиянию. Да ни за что на свете!
Сильная проза, задумана автором как противоядие, чтобы люди были осторожнее и не попались в такую ловушку. Причём у этой книги есть не менее интересное продолжение под названием "Воскрешение секты". Кто хочет почувствовать себя в роли сектанта, увидеть изнанку этой чудовищной жизни, то смело берите книгу. Захватывающий триллер вам обеспечен.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная проза, роман, триллер


2022-12-26 09:00



"Можешь выбить мой голый профиль
на эмалевой фем-стене
только помни всегда что стрелочка
поворачивается не"
(Цитата из книги.)
 
За более чем столетнюю историю феминизм претерпел множество трансформаций и разделился на различные течения. Одно из них - радикальный феминизм. В наше время в России понятие "феминизм" по некоторым причинам и убеждениям имеет больше негативную окраску и лишь в узких кругах по интересам рассматривается как явление прогрессивное и положительное. 17-летняя Маруся относит себя к радфем-сообществу, общается с подругой Мари в социальных сетях по кругу вопросов, основополагающих для движения, и отвергает патриархат. В общем, эта история откроет взгляд на жизнь, быт, стиль общения молодёжи, их взгляды и деятельность в фемсообществе.
Живёт и учится Маруся в столице нашей страны, мечтает о личной встрече с близким по интересам человеком, ведь семья Мари переехала в Хельсинки ещё в 90-х годах. Наступили летние каникулы. Это возможность для девушки отправиться в путешествие. Кстати, тёте понадобилось передать издателю Еве Лисетской изданные на русском языке дневники, которые Евой в оригинале издавались на французском. Таким образом, путешествие отважной феминистки в Хельсинки с условием двухдневной остановки в Санкт-Петербурге начинается...
Было бы неправильно описывать приключения, которые произошли с Марусей. Иначе пропадёт интерес и интрига. Однако сюжет разворачивается, как нечто само собой разумеющееся. Ева Лисетская предлагает любопытную авантюру: просит Марусю выкрасть интересующий её дневник давней подруги, а Маруся, не колеблясь, на неё согласилась. Далее по ходу изобретённого "сообщницами" плана Маруся посещает новые для себя места, знакомится с другими феминистками. Сталкивается и с теми, кого не устраивает биологический пол, кто показывает это внешне, предъявляя личную позицию. Девушка получает в этом окружении свежий для неё (человека, у которого нет реальных, а не виртуальных друзей) опыт. 
Итог приключений: дневник у Лисетской, но Станка и Аля, новые подруги Маруси, у которых та и украла дневник из архива, позаботились о том, чтобы никому не досталась искомая информация. Тайное и осталось таковым. Однако это не всё.
Два дня в Петербурге пролетают быстро, но успевают оставить яркий след в памяти Маруси. Девушка начала осознавать, что ей нравится и что даёт стимул жить и двигаться дальше другим людям, её ровесникам. Она открывает нечто новое в себе и по отношению к другим людям, которые прошли через совершенно иной опыт. И вот теперь ей предстоит сделать выбор, каких людей она хочет видеть рядом с собой. Да и нужен ли ей билет в Хельсинки?..
 
Ксения Куканова

Ярлыки: молодежь, российская проза


2022-12-26 06:00



Эта книга, автором которой является правнучка маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского Ариадна Рокоссовская, - воспоминания близких о прославленных военачальниках Великой Отечественной войны: Г.К. Жукове, И.С. Коневе, А.М. Василевском и других. Перед нами – живая семейная история, где суровые полководцы представлены как обычные люди, дорожившие своими семьями, любившими детей; показаны, по определению автора книги, «в совершенно будничном контексте».
По воспоминаниям дочерей Г.К. Жукова Эры и Эллы, Георгий Константинович любил читать, собирать грибы, петь. Его любимыми песнями были «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца» и «Синий платочек» из репертуара Клавдии Шульженко.
Жуков не являлся авторитарным отцом. «Он мог дать совет, но окончательный выбор оставался за нами», - вспоминает Элла Георгиевна.
Младшая дочь прославленного военачальника Мария Георгиевна утверждает, что ее отец – это обаятельный человек, в нем «не было никакого зазнайства, с любым мог поговорить, пошутить». Поэтому ей очень не понравился сериал «Жуков» режиссера А. Мурадова, где, по мнению Марии Георгиевны, образ отца представлен в оскорбительном виде. Здесь нет никакого (ни внутреннего, ни внешнего) сходства с реальным героем. И ужасно, если люди будут судить о нем «не по достоверным источникам, а по таким произведениям».
Внук Константина Рокоссовского вспоминает о том, как его знаменитый дед – маршал К. Рокоссовский – ухаживал за своим маленьким огородиком на даче, сам поливал его из лейки и «безумно гордился урожаем». А еще он очень любил сирень … И при этом, переживший в годы репрессий арест, всегда носил с собой пистолет. «Если за мной снова придут,  живым не дамся», - говорил Рокоссовский.
Дочь маршала И.С. Конева – Наталия Ивановна – утверждает, что ее отец был очень эрудированным человеком: изучал серьезную литературу, любил классическую музыку, балет. Эту любовь он привил и своей дочери.
Наталья Малиновская, дочь Р.Я. Малиновского, говорит о том, что ее отец был прекрасным шахматистом; по мнению многих, он играл на профессиональном уровне. А вот охоту маршал Малиновский не любил, потому что однажды увидел глаза убитой им лани …  Поэтому его первая охота стала для него и последней.
Никогда не ругался и не повышал голоса в семейном кругу И. Х. Баграмян. Он много читал, отдавая предпочтение классике; очень любил поэзию И. Бунина.
Таким остался в памяти Карины Сергеевны Наджаровой ее дед – маршал Баграмян. Кстати, Карина Сергеевна – единственная в семье продолжательница военной династии.
Маршалы Великой Победы… Суровые, в застегнутых на все пуговицы парадных мундирах. И – любящие родители, мужья, дачники, рыбаки, охотники. Это тоже они, и ничто человеческое им не чуждо. Такими мы видим военачальников в книге А. Рокоссовской, и поэтому известные исторические личности становятся нам ближе, понятнее.
 
Светлана Титова  

Ярлыки: воспоминания, историческая литература, мемуары


2022-12-19 15:00



Великий певец тот, кто поет наше молчание. 
Д.Х.Джебран
 
 
Автор приятно поразил своим богатым словарным запасом. Да и вообще, стилем, языком, сочными метафорами. А как описана музыка и ее воздействие на человека! Поразительно! Давненько мне не встречалась в жанре романтического фэнтези такая профессиональная работа. Все больше легковесные любовные романчики в антураже драконов-замков-принцев-герцогов и магии. 
Магия тут есть. Но она не доминирует, как и романтическая линия, хотя по мере раскручивания сюжета становится больше и того и другого. Книга в целом производит двойственное впечатление. 
Согласитесь, когда берешь в руки роман в определенной серии, то и ожидаешь совершенно определенного содержания. Для того и создаются эти самые серии с соответствующим оформлением. (Смотри выше про драконов-баронов и знойных красавцев). Где-то больше, где-то меньше количество приключений, волшебных персонажей, академий всех мастей, трепетных или решительных дев в беде и властных ректоров. Но в девяноста процентах – именно простейший сентиментальный роман с хэппи-эндом, свадебкой, домиком и детишками в эпилоге.
Остаются десять процентов неформата, как сейчас говорят. Бывает, что превалирует боёвка с магией или потусторонние страхи, фантастический детектив или очередная магическая школа.
Как написать отзыв, не раскрывая интриги автора, не отнимая читательского интереса? Хм. От противного.
Если вы хотите трепетного (вариант – экспрессивного) противостояния полов, вам не сюда. Чувства будут. Но, скорее, скрываемые, не проговариваемые, зато сильные. Расследование страшных преступлений стр-р-рашного маньяка тоже идет как-то на периферии сюжета. Хэппи-энд будет, но очень относительный: без свадебки, детишек и домика. И какой-то совсем грустный.
А вот что удалось автору, так это сложные нешаблонные герои, описание маленького городка этой вымышленной вселенной, чуть похожей на наш девятнадцатый век по антуражу. Читаешь – как будто смотришь фильм с расширенной реальностью. Похрустывает декабрьский снежок под ногами, запахи предновогодней стряпни витают настолько осязаемые, что набегает слюна. Множество второстепенных персонажей прописано мелкими, но четкими мазками. Городок толпится живыми людьми! Может, даже в ущерб главным персонажам, каждый из которых тащит на себе личный огромный рюкзак проблем, комплексов, пережитых болей и горестей.
А еще музыка. Ларисе Петровичевой удалось найти такие слова, что рояль под пальцами Эрика Штольца плачет и смеется, журчит весенними ручьями, поет на разные голоса. И да, это магия! Отдельный поклон автору за мастерство в описании воздействия на людей столь тонкой материи, как искусство.
Так что если вы хотите увлекательного чтения, которое запускает процесс непростых размышлений о судьбах, – вам сюда. 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: магия, фэнтези


2022-12-19 11:00



«Тени старого Арбата» - это мистический детектив.
Следователь Максим Кречетов приезжает в Москву по личной надобности; остановиться в столице он решает у своего давнего приятеля Михаила Самарова.
Самаров – крупный бизнесмен, очень состоятельный человек. Живет он в старинном особняке в районе старого Арбата с молодой красавицей-женой в окружении близких и дальних, и очень дальних родственников, а также многочисленного штата прислуги.
Михаил всегда хотел иметь большую дружную семью. Большая семья вроде бы образовалась, а вот насчет хороших отношений между домочадцами не очень получилось. Точнее – совсем не получилось.
Этот особняк Самаров приобрел не случайно: когда-то давно, более ста лет назад, дом  принадлежал предку бизнесмена – успешному врачу.
Читатель, конечно же, уже догадался, что если в доме остановился следователь, то расследования чего-либо не избежать. Именно так.
Необходимо отметить, что с особняком на Арбате связана страшная история. Дело в том, что в семействе Самаровых живут воспоминания о том, как врач Иван Петрович расправился с неверной молодой женой и собственным племянником, которым увлеклась женщина.
Оскорбленный доктор отомстил изощренно: заживо замуровал любовников.
В особняке Михаила Самарова происходит ряд таинственных смертей. И Кречетов едва не погиб. И то, что творится в этом доме, очень напоминает случившееся  здесь более ста лет назад. Но, к счастью, финал оказался другим: Самаров не стал мстить, а поступил по-другому…
Выяснилось и то, кто стал «режиссером» всех смертей, произошедших в доме Михаила Самарова...
А владелец особняка говорит: «Я нанял ей адвоката и сделаю все, чтобы скостить срок. Денег не пожалею».
Не правда ли, странно? Нет, не странно, если учесть мотивы совершенных преступлений. Тот самый случай, когда говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад…
Будем надеяться, что все образуется в доме Михаила Самарова: он этого заслуживает. Тем более, что останки несчастных, погибших более ста лет назад, предали земле…
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, мистика, российская проза


2022-12-12 12:00



Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. 
(Вольтер)
 
Итак, Татьяна Степанова написала самый настоящий ретродетектив. Очень даже неплохо, просто прекрасно. Героями она взяла реально существовавших в девятнадцатом веке личностей. Причем личности были весьма знамениты, но, если и встречались в реальности, то мельком. И уж точно не проводили совместного расследования.
Она. Клер Клермонт – англичанка, опередившая свое время, европейски образованная интеллектуалка, чьи дневники дошли до нас, феминистка, красавица. Ей посвящал поэмы и стихотворения Байрон. Правда, славу женщины, исповедующей свободу в выборе партнера, в тогдашней России интерпретировали однозначно: доступная женщина.
Он. Евграф Комаровский – граф, генерал-адъютант Александра I, дуэлянт, жандарм и, как ни парадоксально, тоже писатель, автор знаменитых (когда-то) исторических «Записок».
Степанова искусно вплела любимый ею сельский детектив с тайными помещичьими страстями в антураж 1826 года. Только отгремели аресты, казни и ссылки декабристов, обстановка та еще. И хозяйка Клэр, та, с чьими детьми она работает гувернанткой, ненавидит графа Комаровского и ведет крамольные речи. Ее возлюбленного казнили, а потому Юлия Борисовна готова на месть, готова лишить генерала самого дорогого – только-только зародившегося чувства.
Да, влечение, страсть, любовь обрушились на них внезапно. Граф впервые увидел Клэр в совершенно непотребном виде. Все по канону – дева в беде! Он спас ее от насильника и убийцы. А девушка, едва оправившись, поспешила на помощь ему – равноправно участвовать в расследовании серии похожих нападений на женщин.
Степанова не была бы Степановой, если бы не добавила каплю мистического ужаса в местные легенды. Как всегда, она мастерски нагнетает напряжение, дозировано выдает информацию. Читатель вместе с героями с интересом изучает кровавые подробности, думает, а серийный ли маньяк это? Или преступники разные, но маскируются под страх здешних крестьян?
Напряженная атмосфера, в том числе и политическая, создана автором со знанием дела. Перепуганные крепостные крестьяне, местами жалостливые и наивные, чаще расчетливые и не менее жестокие, чем их хозяева, наглые доносчики, верные служаки, манерные аристократы. Персонажей много. 
Расследование будет запутанным, а внезапные сердечные тайны еще больше туману напустят.
Читателям, которые знают творчество автора, готовиться к рекам крови не надо.
Но на всякий случай предупреждаю, что неаппетитных подробностей хватает. 18+ здесь совершенно оправданная маркировка. Да и вряд ли подростков заинтересует ретродетектив с политикой.
Кстати, открытый финал мягко намекает на продолжение. Ну, не могут же влюбленные герои просто так расстаться! Не в вымышленной вселенной Степановой.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-12-12 10:00



«Я не хочу войны, я разлюбил войну – 
Я в в мыслях, я в душе люблю тебя одну».
Денис Давыдов
 
Тех, кто читал ранее интеллектуальные детективные романы русской писательницы с французской фамилией Дарьи Дезомбре, порадует выход её новой книги «Сеть птицелова». Написанные ею романы «Призраки небесного Иерусалима», «Портрет мёртвой натурщицы», «Тайны голландских изразцов», «Ошибка Творца», «Тени старой квартиры» уводили своих читателей в разные страны, в разные эпохи. В новом романе Дарья Дезомбре приглашает нас в Россию, в июнь 1812 года. Начинается  война с Наполеоном. И на фоне известных исторических событий происходит история, придуманная и преподнесённая нам автором.
Сложно точно определить жанр данного произведения. Чуть-чуть истории (но это явно не исторический роман), немного больше сентиментальных любовных переживаний (но это, пожалуй, лишь приправа) и главная линия – детективная (которая всё время куда-то уходит в глубину, как тропинка в лесу, то появляясь, то исчезая в повествовании, уступая место лирике и философии). Так что всего понемножку. А между происходящими событиями рассуждения об исторических и военных делах, крепостном праве, партизанском движении,  пасторальные картинки русского помещичьего быта начала XIX столетия. 
Хочется отметить, что к каждой главе романа Дарья Дезомбре заготовила очень интересные цитаты, которые и вводят читателя в следующую главу, и частично объясняют происходящее. Поэтические и прозаические  тексты Вяземского, Державина, Давыдова, Батюшкова и известных политических деятелей вводят нас в тему и подчёркивают исторический колорит романа.
Так в чём же сюжет романа? Начало войны 1812 года. Наполеон перешёл Неман. Войска Багратиона отступают. Девизион французов останавливается на постой в имении князей Липецких Приволье. Хозяева вынуждены делить имение с вражеской армией, которая, кстати, ведёт себя вполне прилично, благодаря руководству благородного майора де Бриака. И майор, и врач дивизиона Пустилье, вылечивший заболевшего барчука, становятся, несмотря на политические события, постоянными гостями, а позднее и приятелями Липецких. Страшные события происходят в усадьбе: пропадают крепостные девочки, которых позднее находят задушенными. Идёт война, не к кому обратиться, чтобы провести официальное расследование, и тогда юная княжна Авдотья Липецкая и французский майор решают, что они должны провести его самостоятельно. Жизнь ребёнка становится важнее политических амбиций и военных сражений. Тем более если учесть, что между молодыми людьми возникает чувство, далёкое от вражды.
Не могу сказать, что «Сеть птицелова» - лучший роман Дарьи Дезомбре. Но слияние в книге сразу трёх жанров позволило создать довольно любопытное произведение. Кульминация, как водится в детективных романах, будет в самом конце, где вы и найдёте всё объяснение событий. 
Интересен сам способ подачи материала автором. Дезомбре как бы рассказывает нам эту историю из нашей эпохи, из нашего времени. Иногда она обращается к читателю со словами: «… герои ещё этого не знают, но мы-то с вами знаем…» Да, мы с вами знаем, что будет после того, как французы двинутся на Москву. И знаем, чем закончится война. Герои романа этого не знают. И поэтому автор оставляет их в растерянности перед будущим, предлагая додумать это читателю самому.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, интеллектуальная литература, российская проза


2022-12-12 08:00



Лесть – питательная среда для преступлений.
Д.Гей
 
Вообще, Барбара Мерц (таково настоящее имя) является прелюбопытной личностью. Мало того, что она была историком, археологом, практиком и теоретиком своего дела, автором увлекательных научно-популярных книг, так она еще и баловалась легкомысленными романчиками про любовь и приключения. Есть у нее серия про недоархеологиню, где она мастерски поиздевалась над коллегами, в том числе историками.
А еще прекрасен цикл иронических детективов о бойкой университетской библиотекарше Жаклин Кирби. Время действия – середина восьмидесятых, место действия – Нью-Йорк, конференция писательниц любовного романа. Поразительно точные карикатуры и на персонажей-авторов, и на тексты этих страстных псевдоисторических романчиков. Не-не-не, я не пренебрежительно, сама читывала, было дело.
И убийство вроде бы не смешная тема, но иронические детективы, особенно столь мастерски написанные, обыгрывают это остроумно и не страшно. Причем Питерс умудрилась затронуть, вроде как походя, важную тему. Об эксплуатации образа женщины, как сексуального кухонного комбайна. Пресловутые три «К» и стррррасти в клочья с властным пиратом/султаном/олигархом (нужное подчеркнуть). Интересно, что она описывает и уличные протесты феминисток, демонстрации против романтизации насилия. Так и подумалось: "А не пора ли у нас уже выступать против засилья сетевых любовных романов с властными боссами?" Хотя такие акции проходят, но тоже виртуальные.
Занятно, что в одном из персонажей автор вывела себя. Жаклин встречает на конференции свою студенческую подружку. Та сначала делает вид, что они незнакомы, затем страстно страдает и жалуется, как она боится разоблачения. Какого? Кому-то может и смешно, а профессору консервативного университета и в кошмаре не приснится, если коллеги и руководство узнает, что она на досуге пишет откровенные любовные романы под псевдонимом. Минимум – насмешки и позор, максимум – увольнение. На что ГлавГероиня успокаивает ее тем, что ей как раз будут завидовать. Заработкам, как минимум. Ну и восьмидесятые на дворе, подруга! Расслабься и пиши.
Так и сама Мерц (Питерс) поначалу скрывала писательские увлечения.
А книжка безусловно увлекает. Если вы устали от умного чтива или работы – вам сюда. Посмеетесь, ибо едкие пикировки хороши, как никогда, а Жаклин просто кладезь цитат и фонтан остроумия.
Но еще смешнее – отрывки из романа, который Жаклин твердо намерена написать, руководствуясь знакомым мотиватором: «Я что, хуже что ли?».
Язык хорош, перевод адекватен тексту, сюжет стремительно раскручивается. Словом, отличный иронический детектив вышел. Надо еще ее книг поискать.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: роман, детектив, зарубежная литература


2022-12-05 15:30



У москвички Кати Фоминой, героини романа, казалось бы, всё есть: и молодости, и красота, и несложная работа в турагентстве, которым, к тому же, руководит её бывший одноклассник Дима, влюблённый в неё с юношеских лет. Есть давние – опять же со школьных лет – подруги. Есть служебные командировки и отпускные поездки заграницу. Вот только в семье у Кати проблемы. Муж её Игорь становится всё равнодушнее и равнодушнее к молодой красивой жене, и жизнь супругов превращается в существование соседей по квартире. Казалось бы, и этот вопрос решаем разводом, на который оба готовы. Но именно в тот момент, когда наша героиня собирается переехать к Диме и начать новую жизнь, происходят страшные события. Одна за другой погибают три близкие подруги Кати. Все три задушены одинаковым способом и с явными признаками того, что сделано это маньяком: с убитых женщин срезано и унесено преступником бельё. Но почему именно эти женщины, три Катины школьные подруги? Что связывает их между собой? Размышляя на эту тему, Катя понимает, что единственное, что погибших объединяет – это школьная дружба и сама Катя. А вспомнив девичьи фамилии своих подруг, догадывается, что преступник убивает её бывших одноклассниц по алфавиту того списка, который был в их группе, изучающей французский язык. Было в группе всего 6 человек: 5 девочек и Дима. Три первые в списке уже убиты. Катя – пятая. Тут уж Катя начинает подозревать всех подряд. И мужа Игоря, который умудряется куда-то пропадать именно в то время, когда совершаются преступления. И учителя французского языка, питающего явную (или тайную) страсть к юным «Лолитам». И незнакомых личностей, пристающих на улице. Да и любовник Дима неадекватно себя ведёт и совершает непонятные поступки. Вдруг срочно отправляет Катю в качестве сотрудницы турагентства в Индонезию, чтобы (всего-то!) найти необитаемый остров и взять его в аренду на несколько лет. В Индонезии странные события у Кати не заканчиваются. И с каждым днём жизнь подбрасывает всё больше загадок, страх за свою жизнь становится всё ощутимей… Не буду пересказывать вам сюжет книги. Скажу лишь, что с каждой страницей история развивается всё динамичней, и лишь в последних главах романа читатель разгадает вместе с Катей тайну преступлений.
Когда я читала эту книгу, меня не покидала мысль, что из этого произведения мог бы получиться неплохой детективный сериал на 5-6 серий. При условии, что ни режиссёр, ни сценарист не стали бы ничего менять из уже написанного автором. К сожалению, фильмы, поставленные по произведениям Анны Малышевой (серия о художнице Александре Корзухиной) грешат именно этим. Сюжет порой меняется до неузнаваемости, появляются непонятно откуда взявшиеся персонажи. Да и сам стиль произведений талантливого автора теряется. Так что советую не ждать экранизаций, а читать романы Малышевой. Это гораздо интереснее!
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-12-05 13:00



"Люди во все времена предпочитали сумерки ясному дню, 
ведь именно в сумерки являются призраки". 
(Иоганн Вольфганг Гете)
 
 
Представьте себе готический заброшенный замок или старинную усадьбу, а в них тайные комнаты, окутанные мраком коридоры и холодные подземелья. Что первое приходит вам на ум? Лично мне, привидения. Так как именно они обязательно должны обитать в этих местах. Ну, или хотя бы иногда туда наведываться… Дабы не разрушать исторически сложившееся мнение. Ведь сказания и легенды о необычных сущностях, способных летать, проходить сквозь стены и растворяться в воздухе всегда будоражили воображение людей. Долгими зимними вечерами, под веселый треск поленьев в печи или камине, за чашкой горячего чая или чего-нибудь покрепче, нет ничего интереснее, чем послушать какую-нибудь леденящую кровь историю о таинственных посланцах из царства духов и теней. 
В этой книге собраны самые загадочные случаи, происходившие в разных уголках земного шара. К слову, фантомы редко появляются просто так. Конечно, оседлые привидения еще могут попугать путников, неожиданно вторгшихся в их владения. Но обычно духи посещают наш мир с какой-то определенной задачей. Например, для того, чтобы передать важное сообщение, защитить от опасности или исправить ошибки, совершенные при жизни. Предвестниками скорого появления призрака может стать легкое дуновение ветра, протяжный скрип половиц, внезапно захлопнувшаяся или распахнувшаяся дверь. Большинство ученых связывают подобные случаи с оптическими иллюзиями и галлюцинациями. Действительно, большинство "свидетельств очевидцев" имеет вполне логичное объяснение. Но поскольку в прошлом человечество не обладало достаточными научными знаниями о природе некоторых явлений и вещей, оно принимало непознанное за проказы потусторонних сил. Однако некоторые люди и сегодня верят в существование привидений, чем зачастую и пользуются жаждущие наживы шарлатаны. 
Данная книга относится к серии "Неразгаданные тайны". Изданная в середине 90-х годов прошлого столетия, она представляет собой увесистое, богато иллюстрированное издание формата 220х280 мм.  Цель ее составителей – не удержать неподготовленного читателя во власти страха, а лишь рассказать любителям всего мистического о некоторых представителях потустороннего мира, с легкостью появляющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда.
 
Александра Разина

Ярлыки: мистика, отраслевая литература


2022-12-05 11:00



«Уютное кафе на улицах с плетёной мебелью, 
Где красное вино из местных погребов больших шато…» 
(Е. Солодовников)
 
«Год в Провансе» - прелестнейшая книга. Она для того случая, когда хочется устроиться уютно на диванчике с пледиком, потому что за окном серо и холодно, и неспешно почитать что-нибудь для души, без напряжения и драм. 
Как гласит отзыв в «Sunday Times», это – «элегантное, остроумное, восхитительное, хорошо написанное произведение». Согласна с ним на сто процентов! Читаю эту историю уже во второй раз и наслаждаюсь спокойствием, уютом и безмятежностью, исходящими от этой книги.
А речь здесь идет об английской супружеской паре, которая побывала в Провансе не раз и влюбилась в это благодатное место. А потом они взяли и решительно поменяли свою жизнь – уехали из Англии, купили старый сельский дом в полюбившемся краю и начали там новый, провансальский, этап своей жизни. Это сродни передаче «Жизнь других» - взгляд на климат, природу, быт и нравы представителей другой культуры. Конечно, не обошлось без красочных описаний местной кухни. И так это преподнесено, что во время прочтения порой невольно ощущаешь приступы зверского аппетита. Так что читать рекомендую на очень сытый желудок!
Книга разделена на главы, по количеству месяцев в году и с соответствующими названиями. Это как бы дневник тех событий, которые происходили с героями повествования, то, чем запомнился им этот их первый год в Провансе. И что только не произошло за этот год! Это и знакомство с местными жителями, с их нравами, с «визитной карточкой» зимнего Прованса – мистралем, о котором они, конечно, слышали раньше разные страшные истории, но полагали, что это «типичная галльская страсть к преувеличениям». О том, как защищали честь Менерба в состязании в игре в шары; о посещении козлиных бегов и еще о многом-многом другом. И все это - на фоне ремонта дома, причем сцены этого, казалось бы, стихийного бедствия читаешь с улыбкой и удивляешься тому оптимистическому и философскому настрою автора, который редко встретишь у тех, кто подвергся испытанию продолжительным ремонтом. Причем в конце книги дается весьма оригинальный способ, как молниеносно закончить утомительный, сильно затянувшийся ремонт.
Вообще, Питер Мейл с большой симпатией нарисовал картину Прованса: красивые виды, уютные ресторанчики с их неповторимым колоритом и вкуснейшей едой и напитками, неторопливый ритм сельской жизни, простые радости жизни.
P.S. Рассказ о жизни в Провансе на этой книге не заканчивается. У истории есть продолжение. И о ней я расскажу в своей следующей рецензии.
 
Татьяна Смирнова

Ярлыки: путешествия, зарубежная литература


2022-11-29 11:00



"Но всё однажды заканчивается. Какой бы волшебной она ни была, сказке тоже придёт конец".
Цитата из книги.
 
 
Не могу назвать книгу "Гончие Лилит" шедевром, но как литература для молодежи она мне понравилась. Сюжет произведения довольно необычен, особенно оригинальна идея создания отряда "Гончих", которые работают под прикрытием клиники женского здоровья "Мальтезе-медикал". Их задача, скажем так, состоит в привлечении внимания влиятельных мужчин, находящихся в разных уголках планеты, за плату от заказчицы и получение результата, которым в дальнейшем заказчица воспользуется в своих целях. Лилит предстаёт перед Скай Полански обычной посетительницей паба, в котором девушка работает официанткой. Незнакомка ставит её перед привлекательным выбором: прежняя жизнь, где вместо учёбы она была вынуждена работать ради образования и где личная жизнь её никак не складывалась, или же работа, которая принесёт деньги, красивые, длинные рыжие волосы, о которых она так мечтала, ценные знакомства, путешествия и прочие атрибуты роскошной жизни. В Скай наконец-то увидели потенциал, и она в свою очередь почувствовала себя нужной и значимой. Она не могла себе и представить, куда попадёт, поддавшись на милую заботливость. 
Два месяца девушка действительно работала секретарём: в её обязанности входило варить кофе, отвечать на звонки, порхать по офису в лакированных туфлях. Позднее, после вечеринки в честь юбилея клиники, она узнаёт всю правду о схеме работы этого учреждения, её приглашают вступить в их ряды по причине наличия отличных данных у Скай и... Она ставит свою подпись в договоре с Лилит, соглашаясь работать уже на должности Гончей. 
Добро пожаловать в красивую жизнь, Скай Полански! Она стала одной из любимиц Лилит. Начиналось всё отлично, а потом отпуск, Южная Африка, вилла в Саймонстауне, сосед Боунс... Он становится её новой целью, но задуманному мешает (кто бы мог подумать!) влюблённость. И вот она уже не Скай Полански, а Морковка, как ласково называет её кокетливый и забавный сосед. В планы начальницы это не входило: такие отношения не должны заходить слишком далеко. Как говорится, работа есть работа. Но Скай всеми силами старается сохранить, как ей казалось, уже устойчивый и любящий союз. 
Ситуация разворачивается неоднозначно: раскрываются тайны Боунса и Лилит. Кроме того, в этой истории есть сатанизм и месть... И из всего этого складывается просто мощнейший литературный коктейль. Чем всё закончилось? Это вы узнаете из книги. Скажу лишь, что, пройдя весь этот путь под злостным надзором сумасшедшей обиженной женщины, которая на мужчинах основала целый бизнес, юная девушка собрала себя по кусочкам и наладила свою личную жизнь.
 
Ксения Куканова

Ярлыки: зарубежная литература, молодежь


2022-11-26 10:00



«…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…, квартирный вопрос только испортил их…»
(М. Булгаков)
 
Квартирный вопрос, действительно, испортил определенную категорию людей. Происходит это потому, что, по мнению одного из персонажей книги, «квартира в России больше, чем жилье. Забери у человека квартиру – и он потеряет жизнь».
Чтобы построить квартиру, среднестатистический человек часто отдает все свои сбережения. Но это не значит, что он обязательно въедет в новое жилище… Потому что некоторые застройщики могут быть как раз из тех, кого испортил квартирный вопрос. И, собрав немалую сумму от потенциальных новоселов, эти люди вкладывают деньги не в строительство, а, например, в яхты для себя любимых. Такого рода ситуация представлена в выше названном романе.
А лазеек в законодательстве много… И потому судье Елене Кузнецовой непросто отстоять интересы обманутых дольщиков. Но она старается, очень старается, потому что чета Волошиных, например, живет в гараже и подбирает вещи на помойках. Они не маргиналы, нет. Они всю жизнь честно отработали на севере, скопили некоторую денежную сумму, чтобы построить скромную однокомнатную квартиру в Москве, и попытались это сделать, стали участниками долевого строительства в фирме «Рай-град». В результате – ни жилья, ни денег…
Это всего лишь один пример. А сколько их, обманутых, чьи заработанные честным трудом деньги попали в руки мошенников!
Нелегко приходится судье Кузнецовой еще и потому, что ее родная сестра Наталья – девушка взбалмошная, но добрая, - тоже стала жертвой аферистки, лишилась денег и едва не осталась без квартиры. Как говорится, по доброте душевной: пожалела плачущую, якобы ограбленную, женщину, постаралась ей помочь; дамы подружились. Несчастная, рыдавшая на скамейке женщина оказалась мошенницей, на счету которой оказалось не одно грязное дело, не одна сломанная судьба.
Народная мудрость гласит: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вот и роман «Жилье по обману» - произведение художественное, но очень поучительное. Оно напоминает: «Люди, будьте бдительны». Прежде, чем что-то подписать, внимательнейшим образом изучите документ; прежде, чем внести куда-то свои деньги, неоднократно проанализируйте ситуацию, подумайте сто раз, досконально изучите историю своего будущего финансового партнера. И не торопитесь приглашать в свой дом новых друзей, не торопитесь вступать с ними в доверительные отношения. Звучит это, может быть, не очень красиво, но жизнь – суровый учитель…
 
Светлана Титова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2022-11-23 10:00



В своей предыдущей рецензии на книгу Анны Малышевой «Отель «Толедо» из серии романов о художнице Александре Корзухиной я писала, что мне жаль расставаться с этой героиней, так она мне симпатична. К моей радости и радости читателей, полюбивших Сашу Корзухину, писательница создала ещё произведение, где та снова появляется. И новая история, я думаю, не меньше заинтересует читателей, чем предыдущие книги серии.
Напомню тем, кто забыл нашу героиню, или познакомлю  с Сашей читателей, не знакомых с предыдущими романами Анны Малышевой. Александра Корзухина – художник-реставратор. Художник талантливый и востребованный, обладающий отличными знаниями в своей профессии и удивительным чутьём. К тому же человек честнейший и порядочный. В силу разных обстоятельств она нередко попадает в различные истории и даже расследует их  как настоящий детектив (читайте предыдущие романы серии). В завязке сюжета данного романа, казалось бы, нет ничего особенного и криминального. Пожилая женщина, москвичка, просит Сашу съездить в Израиль и привезти ей старое пианино, которое там никому не нужно, а ей дорого как память юности. Взамен же нынешней хозяйке этого старого пианино, в Иерусалиме,  она просит передать картину. Естественно, все расходы по перелёту, гостинице, транспортные и прочие расходы она берёт на себя и очень щедро оплачивает поездку. Саша, не видя ничего необычного в данном предложении, соглашается  выполнить данную работу и с удовольствием отправляется из холодной заснеженной Москвы в Израиль – страну, где ещё никогда не бывала. Художница и раньше выполняла подобные поручения, привозила из разных городов и стран картины, антиквариат и даже участвовала в аукционах.
И там, в Израиле, с Сашей начинают происходить события, которые её то удивляют, то настораживают, то втягивают в истории других времён, других семей. И причём,  как всегда в рассказах о приключениях художницы, Саша никогда не ставит перед собой задачи расследования, не выступает классическим детективом. Просто так получается, что она многое видит, понимает, умеет сопоставлять и анализировать. И вокруг неё происходят страшные и странные вещи: слежка, убийство (или самоубийство?), обвинения в преступлении. Да и события полувековой давности всплывают не как пасторальные воспоминания о юности, а как нераскрытое преступление. А причём же тут какая-то картина и старое пианино, спросите вы? Об этом автор расскажет вам только в самом финале, достаточно запутанном, чтобы быть интересным.
Думаю, любители книг Анны Малышевой отметят, как всегда, очень интересные картины описываемой страны, в которой побывала Саша Корзухина. Напомню вам, что в предыдущих произведениях мы уже смотрели на Белоруссию, Амстердам и Францию глазами героини. В этот раз она расскажет вам о том, каким она увидела Израиль и его жителей.
 
Валерия Базлова
 

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-11-19 12:00



Лучшие законы рождаются из обычаев. 
Жозеф Жубер
 
Неплохое знакомство с новым автором. Кретова, как я убедилась, поинтересовавшись в Интернете, дама многоплановая. Фантастика еще ждет своего часа, меня, то есть. А пока у нас по плану романтический детектив.
Обратите внимание: на обложке крупно написан жанр. Оформление вполне отвечает содержанию. Необременительный детективчик, никаких кровавостей, только семейные страсти и скелеты в шкафах. Есть еще и мистический элемент. 
Но по порядку. Главная героиня, Аделия, у нас медиум. Местами дурит граждан, но грамотно, с применением знаний, полученных на факультете психологии. А местами что-то чувствует. И карты Таро она читает…
И тут в ее одинокую жизнь врывается бывший мент. Он возмущен тем, что его мать пошла к какой-то гадалке, чтобы подыскать ему невесту! Какая дикость! И вообще, прижать эту шарлатанку к ногтю, а то ишь что придумала, зарабатывать на пенсионерках!
Сюжетный ход, когда герой с помощью легкого шантажа вынуждает героиню ехать с ним на слёт родни и представляться его невестой, дабы отстали, ненов. Я бы сказала – избит до синяков. 
Но вообще, Аделия с Максом сразу почувствовали некое притяжение (романтика, помните?), но упорно сопротивлялись взаимной симпатии. Тоже совершенно заезженный ход.
Действие происходит в большом, старом, дачном доме, набитом своими тайнами. И это не ново, скажете вы и будете правы.
Тут ведь дело в том, КАК рассказать историю. 
Кретова рассказывает свою историю приглушенным и уютным голосом, акварельными мазками. Тут вы не найдете душераздирающих страстей или ледяного, выверенного детектива.
Да, кое-какие ниточки сюжета остались неподвязанными. Мистика не вымораживает кровь, она скорее умозрительная и приземлённая.
Зато меня согрели отношения между главными героями. Они сразу стали выстраиваться на неком общем взгляде на жизнь в целом. Потом пришло доверие, а следом и более трепетные чувства.
В целом получился неплохой развлекательный роман, могущий попасть в несколько целевых аудиторий. Добротная романтическая история, легкий детектив, не сильно страшная мистика – все в комплекте.
И можно написать кучу продолжений о дальнейших совместных расследованиях полицейского и гадалки.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, мистика, современная проза


2022-11-19 09:00



Одна из читательниц, оставившая свой отзыв о книгах Елены Михалковой, назвала их «социальными романами». И я с ней совершенно согласна. У меня рука не поднимается написать о произведении Михалковой  «Лягушагий король» просто слово «детектив». Да, детективный сюжет в нём, конечно есть. И историй для расследования частных детективов Илюшина и Бабкина даже несколько. Но по сути своей произведение «Лягушачий король» гораздо глубже. И дело тут даже не в том, что все кончики непонятных историй, торчащих в завязке, сойдутся и сложатся в финале. Дело в том, что главная тема, поднятая писателем, - семья. И все происшествия и преступления, которые в разное время и в разных местах будут происходить по сюжету, с  понятием «семья» связаны.
Интересно построение романа. Елена Михалкова продолжает экспериментировать.  И если в предыдущем её произведении  «Тот, кто ловит мотыльков» две абсолютно разные истории до финала остаются ничем не связанными, кроме вытекающих выводов, то в романе «Лягушачий король» две истории и два расследования начинаются одновременно (их будут по отдельности вести Макар Илюшин и Сергей Бабкин) и неожиданно для самих детективов приведут к общему раскрытию преступлений. К тому же, кроме уже известных нам частных сыщиков в расследовании непонятных событий подключится и ещё один человек – Татьяна, невестка в той самой семье, о которой нам предстоит узнать много интересного. Заподозрив неладное, она становится «детективом поневоле». То, что узнаёт она, автор представляет нам в главах «Татьянин день».
Итак, в романе две сюжетные линии. Расследования ведутся параллельно, и кажется, что между происходящим нет никакой определённой связи. Перед нами семья Харламовых, дружная, благополучная, со своими традициями и устоями, в которую старшая дочь приводит нового знакомого, жениха в перспективе. Парень кажется подозрительным младшей сестре невесты и она обращается к Илюшину и Бабкину с просьбой проверить его. В семью «внедряется» Сергей Бабкин, который  с первых же своих визитов понимает, что не всё так уж благополучно «в Датском королевстве».  Да и дальнейшие событие – внезапная смерть соседки   и полученная информация о женихе - заставляют его серьёзно присмотреться к «милому семейству». 
Второе расследование возникает  у наших героев как незапланированное. Подруга жены Рита, продавец в книжном магазине, рассказывает странную историю. В магазин поступило 40 экземпляров книг под названием «Песни ангелов Московской области». Не успели книги выложить для продажи, как появился автор книги  и попытался выкупить сразу весь тираж, что-то прочитав в зашифрованном рисунке книги. Удивлённая происходящим, продавец оставила себе одну из книг, но в тот же день мужчина напал на неё и отобрал книгу. Что в ней такое? В чём причина таких страстей? Проведя своё расследование и изучив текст романа, наши сыщики пришли к выводу, что в книге описаны реальные нераскрытые преступления. Этим расследованием занялся Макар Илюшин.
Интересно, что по сюжету романа Елена Михалкова, как всегда, мастерски подводит своего читателя к финалу и, казалось бы, две не связанные истории оказываются в одном клубке семейных тайн и преступлений. Что мне особенно хотелось бы отметить в романе Елены Михалковой «Лягушачий король» - это удивительно точное, яркое описание семьи Харламовых, всех её членов и их взаимоотношений;  мотивации поступков, оправдания грехов и преступлений. Я бы сказала, что в данной книге я увидела внутри детективных сюжетов настоящий семейный роман, который произвёл на меня самое глубокое впечатление.
Тех читателей, которые полюбили в предыдущих романах Михалковой друзей-сыщиков Илюшина и Бабкина, ждут их замечательные диалоги, подколы друг друга и фразы, которые хочется цитировать.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-11-19 08:00



Я не скажу тебе, что значит дружба,
Мне кажется, слова излишни тут.
Ты лишь спроси меня о том, что тебе нужно,
И я приду, когда другие не придут.
(Антон Сергеев)
 
Ещё одна замечательная книга из серии "Лабиринты жизни", от которой невозможно оторваться. Ранее я писала рецензию на "Эту ласковую землю" У.К. Крюгера из этой же серии. Разные авторы, разные судьбы героев и сюжеты, но всех их объединяет одно - вера в добро и настоящую дружбу, вера в любовь и надежду, несмотря на всё зло, что окружает нас.
Книги из этой серии мне нравятся тем, что заставляют поверить в лучшее. Вот, например, стоишь ты на краю пропасти и думаешь, что сейчас упадёшь, но неожиданно некто, от кого ты совсем не ожидал этого, протягивает руку и спасает тебя.
И здесь так. Двенадцатилетний Джек Тернер живет в неблагополучной семье в небольшом американском городке. Его родители абсолютно не обращают на него внимания, так как все их мысли лишь о выпивке. И Джеку зачастую приходится самостоятельно добывать себе на пропитание. Как-то раз с друзьями он был на рыбалке. Там Джек встретил худющего, голодного пса, которого он не раздумывая взял себе. Только вот незадача, чем его кормить, когда самому едва хватает на еду. Но мальчик не унывает и ищет любую работу. Но и с работой не всё так просто. Отъявленные хулиганы из банды Томми жестоко избили Джека. И тут судьба сводит его с человеком, живущим в заброшенном автобусе. Этот человек и оказал ему помощь. У него своя интересная история жизни. Два одиноких человека обрели друг в друге настоящих друзей.
Дальше только радости жизни? Не тут то было! Сплетники и недоброжелатели увидели в этой дружбе нечто грязное и порочное... Но, как говорится, мир не без добрых людей, готовых прийти на помощь и восстановить справедливость.
Доброе сердце мальчика не позволило оставить в беде ни собаку, ни своего взрослого друга, обвиняющегося в преступлении. Он всеми силами пытается доказать свою правду.
Очень трогательное, сострадательное и жизнеутверждающее повествование. Радует, что добрые дела могут исходить от совершенно неожиданных людей. Вот уж действительно лабиринты жизни, когда судьба сводит тебя с нужным человеком в нужный момент. Однозначно, лучшая проза современных авторов.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, подростки, серия


2022-11-09 09:23



Цецилия Моисеевна – главная героиня книги – бывшая солистка оперного театра. Выход на пенсию стал для нее серьезным испытанием. А вскоре она овдовела… Казалось бы, жизнь немилосердна к актрисе, которая вот-вот сломается под ударами судьбы. Возможно, с кем-то именно так бы и произошло, но только не с Цилей Моисеевной, потому что «от природы Циля была мудрой женщиной…» И она поняла, что нужно брать себя в руки (помните, и Ильф с Петровым утверждали, что «дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих»?)
Бывшая оперная прима попыталась (и успешно) по-другому взглянуть на повседневную обыденную жизнь, принять то, мимо чего она много лет проходила в силу своего звездного статуса.
Во-первых, Циля иначе стала относиться к детям. Если раньше они только раздражали Цецилию Моисеевну, то сейчас ей стало интересно наблюдать за ребятней, их играми во дворе; дети дали нашей героине необходимые положительные эмоции. А еще она поняла, что именно у детей порой нужно учиться решению проблем.
Следующим этапом новой жизни бывшей оперной примадонны стало то, что «для запуска «оздоровительной программы» Циля решила немного снизить градус былых амбиций и «пойти в народ». И правильно сделала. Первой заговорила с соседкой – нашла новых друзей, и постепенно образовавшаяся в душе после смерти мужа пустота заполнилась.  
«Оказывается, быть нужной весьма неплохо успокаивает нервы», - поняла однажды Циля Моисеевна.
Язык у нее, кстати, весьма колоритный, различного рода выражений она знает очень много. И чувства юмора нашей героине не занимать. Читаешь произведение – и невольно улыбаешься.
Книга Елены Роговой – это манифест житейского бытия, житейской мудрости и радости.
Цецилия Моисеевна, например, утверждает, что «не бывает "смысла жизни"». Вернее, не бывает такого глобального понятия, потому что для каждого человека оно индивидуально, каждый наполняет свою жизнь своим смыслом. Хочешь учиться – учись! Хочешь сделать карьеру? Так попытайся!
«Большой бонжур от Цецилии» - роман необыкновенно позитивный, роман – антидепрессант. В нем – множество забавных историй с хорошим финалом; он призывает: «Ходите друг к другу в гости, пейте чай и делитесь проблемами!»
Своим оптимистичным, доброжелательным потенциалом произведение выделяется на фоне современной литературы; к сожалению, подобного рода книг сейчас немного. Поэтому – приятного всем чтения!
 
Светлана Титова

Ярлыки: приятное чтение, современная проза


2022-11-09 08:00



Леность есть дурной учитель. 
Екатерина II
 
Яблочко от яблоньки упало недалеко. Дочь известного череповецкого фантаста Евгения Шалашова закончила литинститут и подалась в настоящие профи. Первая же ее «взрослая» книга была напечатана издательством АСТ, редакцией Елены Шубиной, что является уже знаком качества.
Что ж, впечатление неоднозначное, признаю сразу. Самонадеянно считаю, что я поняла авторский посыл. Книга эта о вечном одиночестве юности, о непонимании, о том, что все взрослые идиоты и только молодым ведом смысл этой поганой жизни. Плюс кипение гормонов, плюс дистанционное обучение, плюс пугающий карантин.
Книга полифонична. Она дробится на главы разной длины, повествование от первого лица с каждой главкой, с каждым персонажем. Кто они? Ученики простой московской школы, их родители, их учителя.
Мне кажется, такой прием хорошо работает, когда надо показать разобщенное, разъединенное общество. Плюс строгий карантин весны 2020 года. Все боятся выйти, соприкоснуться. А оттого общение окончательно переходит в зону онлайн.
Образы подростков удались автору, безусловно. Она вообще владеет словом прекрасно. Это пугающее взросление, усиленное строгостями, ощущение, что ты попал в чёрную абсурдистскую комедию, нагнетает и так обычный для подростков страх перед будущим. И все эти первые любови, переместившиеся в переписку, и эти родители, залипающие каждый в своем гаджете. 
Есть одно осторожное «но» и исключительно личное мнение: именно в силу молодости автора, образы старшего поколения учителей не вышли достоверными. Начиная с якобы неумения владеть современной техникой. Преподаватели настолько давно работают с компьютерами, что с зумом справляются, будьте спокойны. Бывают исключения, но они редки. И реакции училки, опытной, битой немалым педстажем, на подколы взрослых детей очень странные. Рыдать перед кучкой наглых лоботрясов и задавать им риторические вопросы? Или это литературный прием, демонстрирующий нам человеческое лицо педагога? Хотя, как знать, возможно, Александра Евгеньевна сталкивалась именно с такими. 
В таком случае и отношение к пандемийным ограничениям я смело причисляю к ее личному опыту. Мне, читателю, было любопытно узнать, что молодежь реально была перепугана.
Выскажу еще одно предположение. Возможно, образы старшеклассников получились такими, мягко говоря, малоприятными, именно в силу ситуации.
Нет ничего криминального, но мне стало грустно. Как-то уж совсем тоскливо и безнадежно смотрят они вперед, в гипотетическое будущее. Понятно, что это не срез, а всего лишь маленькая выборка. Россия велика, разброс уровней жизни, мировоззрений и прочего такого широк до безобразия.
Но ведь читатель, воодушевленный хвалебными словами на обложке и гордостью за писательницу-землячку, ожидает охватить одним махом современную юную поросль, ту, что придет/пришла на смену предыдущим поколениям. И что?
А они ставят галочку на «выключить мое видео». И выходят из чата.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: краеведение, молодежь, современная проза


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература