Книга Михаил Веллер Веритофобия Череповец

Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2018-12-14 14:40

Михаил Веллер «Веритофобия»



Узнать правду и сохранить рассудок – высшее испытание для смертных
 (Софокл)
 
Пересказывать содержание книги – дело неблагодарное. Лучше автора, один неповторимый стиль которого придаст книге особую цену и вес, не напишешь. Поэтому в прямые пересказы я пускаться и не буду. Только необходимые пояснения и яркие цитаты. И ничего больше. 
Но всё же, конечно, удобнее повести речь о затронутой М. Веллером теме, чем о книге как таковой. Книгу вы, уважаемые читатели, оцените не хуже меня. По крайней мере, на вас я полностью полагаюсь в этом вопросе. И по праву обнаглевшего блогера поделюсь с вами некоторыми собственными наблюдениями, а не веллеровскими. 
Итак, веритофобия. Что это значит? Цитирую книгу: «... так можно назвать упорное нежелание и неспособность воспринимать правду, достигающее силы иррационального и полного ее отрицания и боязни». Проще: страх узнать правду.
Свойственно это человеку? Можно утверждать, что любому.
Вспоминается мне «Повелитель блох» Э.Т.А. Гофмана. Благодаря мастеру-блохе Перегринус Тис открывает удивительное действие одного микроскопического стеклышка: он получает способность читать мысли собеседника. Какое несоответствие того, что говорят, тому, что думают! И Перегринус Тис не решается пользоваться этим маленьким стеклом всегда. Узнаешь, что на самом деле о тебе думают твоя возлюбленная, друзья, близкие люди... А зачем? В общем, страх узнать правду, не так ли?
М. Веллер пишет: «Между образом человека, создаваемым для внешнего употребления, и сутью человека – всегда ножницы. То есть всегда». Следовательно, человек скрывает правду и от себя самого постоянно. На всякий случай. Или из страха чему-то не соответствовать? Так или иначе, а можно рассмотреть разные сферы деятельности человека и обнаружить: правдобоязнь та же.
Политика?
«Высоконравственному лицемерию Запада сегодня симметричны тоталитарная демагогия России, национальный конформизм Востока и фанатичное единомыслие Ислама» (М. Веллер).
Общественные науки?
«О-па! Убеждение первично – знание вторично!» (М. Веллер).
Признаться, я уже и сам немножко побаиваюсь чего-то после приведенных цитат. Поэтому вернусь в родную сферу. Сферу культуры.
И здесь, кроме цитаты, приведу еще одно личное воспоминание. На этот раз из далекого школьного прошлого. (Если вас утомляют чьи бы то ни было воспоминания, пропустите нижеследующий текст до очередной цитаты М. Веллера.)
 
Так вот. Прочитал я тогда книгу Марианны Яковлевны Басиной «Далече от брегов Невы: документальная повесть о жизни Пушкина на юге России». И вот о чем подумал: «Не дай Бог, чтобы при большом начальнике оказался гениальный мелкий служащий. Последний может не работать и волочиться за чужими женами». Очень крамольная мысль была, и я тогда ее вслух не высказал. Из веритофобии, наверное. Ну и чтобы неуд по литературе не получить.
А ситуация в документальной повести была такая.
В качестве начальника – граф Михаил Семенович Воронцов. В качестве служащего – Александр Сергеевич Пушкин. Воронцова стало выводить из себя то, что «какой-то Пушкин» позволяет себе «не только быть влюбленным в графиню Воронцову, но и не скрывать этого...» Затем А.С. Пушкина посылают (как и других чиновников) «на саранчу» – выяснять размеры бедствия, причиненные убытки. (Месть Воронцова?)
Пушкин пробыл в отсутствии не месяц, как полагалось, а лишь одну неделю. Вернулся. И подал Воронцову такой отчет:
Саранча летела, летела –
И села.
Сидела, сидела, –
Все съела
И вновь улетела.
Согласно Басиной, шутливый экспромт Пушкин действительно сочинил, но им не ограничился. Он заклеймил Воронцова еще и эпиграммой. Естественно, с Воронцовым был окончательный разрыв.
Но интересен комментарий М. Басиной всего этого (отыскал этот комментарий и привожу дословно): «...оскорбительная выходка Воронцова (?!!!) сыграла свою роль. Пушкин прошение подал <об отставке>».
 
Впрочем, я увлекся. Процитирую М. Веллера:
«Им не нужна правда о Пушкине – им нужно величие своей культуры».
 
Ну, вот и всё. Теперь, уважаемые читатели, вы можете выяснить, насколько мои мысли были близки мыслям М. Веллера. И если вы считаете, что я написал о себе слишком много, помните: «Человек все оценивает посредством себя. Собою. Через себя. Типа Протагор. Мера всех вещей» (М. Веллер).
 
Представленную книгу рекомендую к прочтению.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: российская проза, современная проза

Шарлин Харрис "Клуб знаменитых убийц"Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»Джесси Бёртон "Миниатюрист"Виктория Платова «Ловушка для птиц»
Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература