
Я просто обязана похвалить этот роман, потому что ругают его две трети читателей. Сейчас не то что раньше, «письма в редакцию» пишут примерно каждый первый, да сразу на всеобщее обозрение выкладывают свое мнение.
Да, роман сложный, да, в нем разговоров больше, чем действия. Умных, возможно, заумных разговоров. Но это беседы о будущем человечества! О путях развития человечества!
Допускаю, что «Сорока на виселице» находится на диаметрально противоположном краю от сотен и тысяч как бы фантастических книжек про одинаково героических попаданцев-исправлянцев неугодного прошлого и одинаково красивых, находчивых попаданок прям в объятия короля-дракона.
Если читатель вырос на достаточно простых приключениях (в космосе, в прошлом или будущем) с обязательной романтической линией, то ему будет неимоверно трудно одолеть пятьсот страниц научно-философских размышлений.
Эта книга не дает ответов! Вот главная роскошь и главное сравнение с книгами Стругацких. Веркин, как и великие братья, предоставляет читателю самому поразмыслить и домыслить картину будущего нашей Земли.
Вообще со Стругацкими некоторые критики сравнили недаром. Некие общие моменты, штрихи к картине мира явственно с уважением переняты у знаменитого Мира Полудня. «Мировой Совет», «Ойкумена», некоторые названия, сами факты, что побежден голод и бедность, неравенство и вредные производства, человечество привольно расселяется в освоенном космосе. Красота и благолепие… Конечно же красота, но всегда есть те, кто привычно и не задумываясь пользуется благами и те, кто рвется вперед, в дальний космос, опасные эксперименты и рискованные испытания, чтобы и принести в результате те самые блага большинству.
В центре повествования всего пятеро героев и далёкая планета Реген, на которой строится загадочный Актуатор, гигантская машина, которая либо сделает прорыв в другое измерение, либо окажется пшиком, надувательством, как и вся синхронная физика. Вот вокруг этой самой синхронной физики вертится большинство разговоров. И смыслов всей истории.
Любопытно, что Веркин снова, как в книге «Через сто лет», главным героем-повествователем делает простака. Возможно, чтобы дать более незамутненный наукой взгляд?
Повествование затягивает. Это какая-то магия! Хотя я понимаю некоторые приемы, с помощью которых автор сделал свой текст таким погружающим в абсурдный мир высоких теорий и неоднозначных практик.
Нет отбивок абзацев при переходе на внезапную вставную историю, диалоги коварно маскируются под читаную вслух книгу, персонажи нередко обнаруживают себя во сне или не там, где они были только что…
Недаром «поток Юнга» – основополагающее понятие синхронной физики – является почти равноправным героем-персонажем книги. Читая, ты как будто попадаешь в поток и тебя несет так, что отложить книгу не представляется возможным. Тем более невозможно читать что-то другое параллельно, как я частенько делаю.
Я категорически против аудирования. Чтец голосом и интонациями расставляет акценты, выделяет некие эпизоды, ретуширует другие. Получается почти экранизация, то есть, авторский продукт, и вовсе не того автора, писателя, который создал книгу.
А уж в случае с «Сорокой на виселице» получается особенно яркая разница. Очень уж неоднозначная история. Каждый читатель увидит тут своё.
Мне новый роман Веркина дал надежду, как ни странно. Надежду на настоящее счастливое будущее для всех. Да, не беспроблемное будущее, но это проблемы совершенно иного порядка.
Как же великолепно не мучиться (в книге, не в реале) ужасающими вопросами нищеты, голода, преступности, нападения злобных инопланетян, а строить планы на заселение новой планеты, строить актуатор, дрожа от нетерпения, ждать результата эксперимента, просто строить, а не разрушать.
Маркевич Светлана