Н.А. Некрасов в первую очередь известен как поэт, менее – как прозаик и драматург. Но роман «Мертвое озеро», написанный Некрасовым при участии А.Я. Панаевой (ее псевдоним - Н. Станицкий), убедительно говорит и о прозаическом таланте автора.
В произведении широко представлена картина жизни русского общества середины 19 столетия; многочисленные сюжетные линии в конечном итоге пересекаются в наивысшей трагической точке произведения, когда погибает, бросившись в Мертвое озеро, героиня книги по имени Люба, девушка искренняя, с чистой душой, не умевшая притворяться и идти на нравственные компромиссы. Ее смерть – следствие грязных интриг, сведения личных счетов и проявления тщеславных амбиций.
В романе представлена интересная ипостась русского быта: приживалки в доме богатой барыни. Несчастные, попрекаемые каждым куском, они вызывают чувство жалости. И в то же время – отвращения, потому что из-за боязни оказаться на улице эти женщины делают подлости друг другу, наушничают, льстят, унижаются. И такая картина была во многом типична для барских домов России.
Театральная жизнь также описана на страницах книги. Сцена и закулисье – разные вещи; на сцене актер живет, блистает, чувствует себя хозяином положения, а вот вне ее… Чтобы получить роль – угоди меценату-покровителю, хозяину труппы. Талант здесь часто ни при чем – другое требуется, и особенно зависимы в этом отношении были актрисы.
А жизнь бродячих комедиантов – это отдельный разговор: бедность, изнурительные репетиции, грубый грим и представления, рассчитанные на примитивный вкус толпы…
Судьба актрисы Любской – яркая демонстрация циничных нравов общества.
Любская – сценический псевдоним, а звали девушку Аней, и была она когда-то приживалкой в богатом доме. Но бежала оттуда из-за чересчур пристального внимания покровителя.
Состоялась как успешная актриса, но однажды, став в свое время заложницей человеческой подлости, совершила крайне неприглядный поступок, в конечном итоге приведший к трагедии – гибели девушки.
Жизнь в отношении Любской сделала интересный кульбит: когда-то она была приживалкой, а через много лет в качестве приживала при актрисе Любской оказался ее бывший покровитель.
Есть в романе и положительные герои; наиболее показателен в этом отношении образ Ивана Софроныча Понизовкина – храброго солдата, умелого хозяина, настоящего друга и хорошего отца, человека, который может быть выше обстоятельств.
«Мертвое озеро» - произведение весьма объемное, с большим количеством персонажей; оно предполагает чтение неспешное, вдумчивое; в этом случае колорит эпохи, продемонстрированный в романе, наглядно предстанет перед читателем во всех своих многочисленных нюансах.
Светлана Титова